Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Заметки из Подземного Рынка

Музей с археологическими находками Кракова поражает. И у Киева есть шанс создать нечто не менее удивительное
7 марта, 2018 - 12:26

Появление музея на базе археологических раскопок под Почтовой площадью в Киеве до сих пор под вопросом. Недавно еще одна комиссия Киеврады дала на это добро, но последнее слово будет за депутатами. Сейчас раскопки и строительство приостановлены, базу для музея, поддержанного петицией и проектом-победителем Общественного бюджета, понемногу подтапливает водой. Дождутся ли уникальные находки улаживания бюрократических формальностей — сказать сложно.

В декабре киевские чиновники ездили в Краков посмотреть на тамошний подземный музей. Попав в Краков в феврале, я тоже решила побывать в Подземном Рынке, чтобы понять, каким может быть музей такого типа. Прибыв туда во вторник, в день бесплатного входа, ушла не солоно хлебавши — оказывается, все бесплатные билеты разобрали еще несколько дней назад. Я не здаюсь — вечером бронирую на сайте bilet normalny indywidualny, утром на следующий день плачу за него в туристическом центре 19 злотых и в конце концов спускаюсь под Сукенные ряды.

РАСКОПКИ, КОТОРЫМ БОЛЕЕ СТА ЛЕТ

Первые раскопки на Рыночной площади состоялись в 1899 году у костела святого Войцеха. Следующие начались в 1930-х годах. Тогда нашли старинную кирпичную кладку и несколько могил ХІІ века. Вплоть до конца 1970-х археологи исследовали разные районы площади, добрались даже до подвалов Сукенниц. В это время были откопаны средневековые дороги, остатки административных и жилых зданий, еще несколько сотен захоронений. Исследовались слои ХІ—XІV веков, прошли первые консервационные работы.

В 2003 году, после длительного перерыва, исследования возобновились. Историки сосредоточились на зданиях, уничтоженных или перестроенных в ХІХ веке, — Великие и Малые Ваги, Богатые Крамы и городская ратуша. В 2004 году во время масштабных раскопок открыли более глубокие слои готического и средневекового периодов, новый участок некрополя, городские инженерные коммуникации и т.п. Именно в тот период власть поняла, что эти находки нужно не просто консервировать, а показывать жителям города и туристам.

Тогда Министерство регионального развития Польши (в настоящее время Министерство инфраструктуры и развития) определило проект адаптации подземелий и формирование экспозиции одним из ключевых для страны. По данным местных журналистов, устройство музея стоило около 38 миллионов злотых, из которых более 16 миллионов предоставил ЕС в рамках оперативной программы «Инновационная экономика» на 2007-2013 годы.

ФОТО С САЙТА KLUBPODROZNIKOW.COM

С форматом и «начинкой» экспозиции определялись на завершающей стадии раскопок. Разработчики заявляли, что отойдут от традиционного понимания музея и устранят все барьеры между посетителем и экспонатом. Уже в конце сентября 2010 года первые посетители бродили по лабиринтам, протянувшимся на 4000 квадратных метров.

СТЕКЛО, БРУСЧАТКА, ПОЛУМРАК

В целом в музее представлено около 700 экспонатов и несколько сотен оцифрованных документов. Все они рассказывают о европейской идентичности Кракова и его насыщенной истории, реконструируют торговые и культурные связи с крупнейшими городами Европы. В средневековье этот город был не просто точкой на перекрестке экспортных путей, но и столицей могучего государства. Магдебургское право тоже имело мощное влияние на развитие Кракова и на повседневную жизнь горожан.

В полумраке эффектно подсвечены так называемые археологические свидетели — профили земли, которые демонстрируют, как рос и развивался Рынок в течение веков. В некоторых до сих пор просматриваются посторонние предметы, которые остались на своем месте для поддержания атмосферы. Рядом — «куски» средневековых дорог, покрытые оригинальной брусчаткой. Не везде можно до нее дотронуться, так как стеклянные барьеры ограничивают и направляют движение. Но есть зоны, где нога современного туриста может ступить на деревянный или вымощенный камнем пол. Можно заглянуть в воспроизведенную кузницу и несколько мастерских или помериться ростом с типичными жителями средневекового Кракова.

ФОТО С САЙТА KLUBPODROZNIKOW.COM

Один из наиболее поражающих моментов — хождение по стеклянному полу над картой средневековой Европы (там нашелся и Киев, который тогда уже утратил свое влияние), наслоениями из далеких веков и... могилами. Уголок с уже упоминавшимися раскопками кладбища — один из наиболее интересных и информативных. Здесь не только находки из посмертного «приданого», но и информация о способах захоронения, исследования быта и внешнего вида горожан.

Множество мелочей из экспозиций Подземного Рынка рассказывают нам, во что одевались в Кракове, в какой посуде готовили еду, какими деньгами расплачивались за товары, чем играли дети, какими инструментами пользовались мастера и т.п. Чуть ли не у каждой группы экспонатов — сенсорный экран, который предоставляет дополнительную информацию на шести языках. На нем также можно посмотреть изображения, карты, схемы и т.п. Есть и калькулятор, который конвертирует современные единицы длины и веса в единицы системы измерения, которая действовала в средневековом Кракове. Такие экраны — бесплатная альтернатива для тех, кто не любит ходить с экскурсоводом или просто хочет быстро пробежаться по своему маршруту. Это далеко не единственный подобный элемент — вся экспозиция насыщена разнообразными мультимедийными включениями.

ПРОЕКЦИИ ПРОШЛОГО

В музее шумно — и не только от многоязыкового хора посетителей, но и от эмоциональных разговоров и шума улиц средневекового Кракова, которые льются из динамиков. Проекторы создают на стенах подземелья порталы в город. Подсматриваем за ссорой немолодой семейной пары, любуемся утром в малолюдном переулке и испуганно обходим большой пожар. Есть в музее и мини-кинозалы с фильмами о разных эпохах, один из них имеет 180-градусный экран. На стенах висят «живые» портреты королей и королев Польши. Самые известные туристические достопримечательности города также оживают в голограммах. Особенно интересно наблюдать за перестройками Мариацкого костела.

Для самых младших посетителей в центре музея устроена отдельная комната с механическим театром. Детвора восторженно реагирует на смену декораций, каждая из которых рассказывает новую легенду об одном из самых древних городов Польши. Подростки, да и многие взрослые, надолго останавливаются перед экраном с археологической игрой. Медленно водишь пальцами по экрану, высматривая в виртуальном песке мелкие артефакты. Хочется собрать все десять за считанные минуты, но труд археолога сложен даже в игровой форме.

ФОТО С САЙТА KLUBPODROZNIKOW.COM

Хорошим завершением посещения музея станет обед или кофе с пирожным в уютном кафе, которое почти не напоминает о том, что вы до сих пор в подземелье. Рядом можно приобрести сувениры, но я уверена, что ассортимент наверху, в Сукенницах, поразит вас намного больше.

***

Если вы перед спуском на глубину прогуляетесь по Рыночной площади, то точно заметите стеклянный купол между Сукенными рядами и Мариацким костелом. Под ним, в самом светлом месте Подземного Рынка, стоит макет средневекового Кракова, окруженный изображениями, похожими на летописные страницы. За эти века город разросся в несколько раз, утратил административное первенство, но сохранил звание культурной столицы Польши. В его жизнеописании есть как яркие, так и жуткие страницы (чего только стоит еврейское гетто, фабрика Шиндлера и Аушвиц-Освенцим). Но историю здесь заботливо хранят, уважают и гордятся ею. Поэтому свет, который заливает макет, для меня является олицетворением надежд общества на светлое будущее Кракова. А посещение музея — моей личной надеждой на то, что эпопея с киевским подземным городом будет иметь счастливый конец. И на то, что все мы научимся беречь свою историю.

Дарья ТРАПЕЗНИКОВА, «День». Киев — Краков — Киев. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ