…Будучи путешественницей по натуре, я еще до недавнего времени думала, что в Украине подавляющее большинство путешествующих составляют немые.
«Страна сплошных немых…» — молча вздыхала каждый раз, как только, разместившись в купе отечественного поезда любого направления, приходилось характерным жестом руки отбиваться от толпы молодых и не очень молодых, красивых и не очень, но всегда немых людей, сновавших из вагона в вагон, неуклюже молча предлагающих газеты и журналы.
Каждый раз, собираясь в очередное путешествие по железной дороге, заранее злилась за тот непередаваемый и, казалось, неуничтожимый — особенно гадкий! — запах сугубо украинского поезда или украинского (пардон) клозета, который въедается в одежду или, может, даже в кожу, который невозможно вытравить самым пахучим мылом или парфюмерией.
И с какого-то времени я возненавидела путешествие по железной дороге, где вечно пьяный проводник в засаленной робе обнаруживает такое знание словаря ненормативной лексики, отвечая на твое «прошу» или «пожалуйста», что потом надолго исчезает желание употреблять это «прошу», особенно в пути, или спать на более-менее чистой постели.
…Тот, кто узнает мир из окна автомобиля или салона бизнес-класса комфортабельного лайнера «Люфтганзы», на эти мои сентенции разве что пожмет плечами. А вот те, кто большую часть жизни коротают в вагонах поездов, поймут тот мой, как говорится, почти телячий восторг по поводу поразительных изменений, которые происходят сегодня на украинской железной дороге. Для меня они так же очевидны, как изменения во дворе родителей, когда ступаешь по нему даже после недолгой разлуки: дрова сложены по-другому, бурьян нашел себе новое место, скамейка передвинута из-под стены амбара под стену дровяника.
…Прошлым летом мне посчастливилось объехать Украину по железной дороге почти по диагонали. А жаль, что не вдоль и поперек. И знаете, почему? Да потому, что наконец — при-ят-но. Обязательная фирменная одежда персонала, бейджики с именем- отчеством, рекламные афиши с перечнем услуг и товаров только отечественного (!) производства, газеты из рук таки проводника, а не сонма якобы немых, и чистота, Господи, наконец чистота!
Когда я показывала южный киевский железнодорожный вокзал своему дядьке, который уже сорок лет живет на северном Байконуре России — в городе Плесецке, где, как известно, нет проблем со средствами и качеством услуг, он прослезился от восторга. А он, поверьте, мир и вокзалы повидал.
…А я этим летом наслаждалась почти до слез в поезде «Херсон—Киев», когда мой сосед по купе — киевский студент, гостивший у своего таврийского приятеля, — весело перефразировал слова песни Рыбчинского, звучавшей из репродуктора, пропев «Хай завжди мене Кирпа та й додому поверта…». «Вы знакомы с Кирпой?» — cпросила я. «И вы с ним знакомы, пани, — так же весело прощебетал паренек: — Зачем быть знакомым с ним, когда вы знакомы с его работой?! Видите, как хорошо путешествуете: в Украине — с украинским, — кивнул на репродуктор и на проводника, который как раз подавал нам львовское печенье «Мария» и бутылку «Славутича»?! — Кроме того, путешествуете с кондиционером. Не простудитесь», — уже явно озорничал студент, внешне похожий на моего сына.
…А я вспомнила недавние времена, когда одна киевская газетка-рептилька «наезжала» на Кирпу почти заборным, но сознательно киллерским почерком так, что ему приходилось прятать семью, а о положении дел на железной дороге — заслушивать на заседании Совета безопасности и обороны Украины. И как раз во время этого заседания «вылезло» шило из мешка: причина целенаправленного «наезда» на Кирпу заключалась в том, что он как новый руководитель Укрзализныци, перекрыл незаконную «дыхалку» хозяевам той киллерской рептильки. Не знаю, может, были правы наши братья-журналисты, когда начали дискуссию о том, что Кирпа находится в одном предвыборном списке со своими недавними информационными киллерами, а также о его закрытости перед прессой. Но на мой, ревностной субъективистки, взгляд, в условиях полного своеволия, нет, все-таки точнее, «беспредела» в нашей политике более нравственно строить новые вокзалы и приводит в порядок поезда, нежели жонглировать словами якобы о морали или не «вылезать» из объективов телекамер с лжепророчествами об окончании в Украине времен Мазепы и прихода окончательно безумных времен.
…Накануне выходных я разворачиваю карту Украины — и слышу, как мои два гена, те, которые отвечают за мой путешествующий норов, как два бесенка, все-таки толкают меня под ребра: в дорогу!
И я спешу в железнодорожную кассу.