После нескольких смс-сообщений, что абонент опять на связи, военный Н. получил от побратима просьбу, чтобы тот позаботился о его семье. Скриншот этой переписки активисты распространили в годовщину иловайской трагедии. А далее — список из более чем 200 человек, которые считаются пропавшими без вести. Автор упомянутых сообщений тоже в нем. Иногда война кажется чем-то эфемерным, тем, что обойдет семью десятой дорогой, а рядом кто-то много лет живет с болью от незнания, где брат, папа или муж.
По данным Международного Комитета Красного Креста, в Украине за годы войны пропавшими без вести являются более полутора тысяч человек. Государство должно сделать все, чтобы собрать максимум информации о каждом из них. Один из таких шагов — принятый в июле Закон №5435 «О правовом статусе лиц, пропавших без вести». 30 июля его подписал Президент, а 2 августа он вступил в силу. Правозащитники считают закон прогрессивным и верят, что он сдвинет ситуацию с мертвой точки.
Прежде всего документ прописывает статус пропавшего без вести человека на основании заявления о таком факте или на основании решения суда. За таким человеком сохраняются место работы и должность, а также средний заработок, если человек выполнял определенные государственные задачи. Людям, пропавшим без вести во время прохождения военной службы в результате вооруженного конфликта или военных действий, предоставляются гарантии, предусмотренные Законом «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».
Но ключевой момент данного закона — до ноября при правительстве должна заработать специальная комиссия по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Эта комиссия скоординирует работу государственных органов, в том числе в районе проведения боев на территории Донецкой и Луганской областей. В ее состав будут входить представители, определенные Нацполицией, Службой безопасности Украины, Генпрокуратурой, Министерством обороны, Международным Комитетом Красного Креста и Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека.
РЕЕСТР НАДЕЖДЫ
Комиссия также создаст единый реестр лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Это поможет идентифицировать пропавшего, найти сведения о наличии или отсутствии судебного решения о признании разыскиваемых лиц, а также собрать данные о неопознанных останках таких людей и связанных с ними вещах.
«Данный закон имеет серьезную почву, он работает как базовый во многих странах, которые пережили подобные беды, когда есть массовые исчезновения людей, — объясняет Алена ЛУНЕВА, менеджер по адвокации Центра информации о правах человека. — Но такие законы не работают, когда часть территории оккупирована и не находится под контролем государства. Поэтому важно на уровне государства создавать координационный механизм, который повысит эффективность поиска людей. Сейчас такие комиссии в разных формах работают в Косово, Боснии и Герцеговине, Шри-Ланке. Надеемся, такая модель закона эффективно будет работать в Украине».
«Второй важный момент — существование реестра. Благодаря ему будет обеспечено информирование родственников относительно судьбы таких людей, потому что сейчас есть определенный вакуум, — продолжает правозащитница. — Третий момент — социальная помощь, она будет предоставляться через управление соцзащиты в формате пенсии по потере кормильца. Это очень прогрессивная норма. Еще закон содержит норму, которая предусматривает ответственность за насильственные исчезновения. Это арест, задержание или исчезновение человека в связи с деятельностью органов государства, в том числе оккупационной, в дальнейшем с отказом признать такое исчезновение. Теперь документирование таких преступлений крайне важно. Это даст возможность формировать такую статистику и привлекать к ответственности государство-оккупанта».
«МЕШАЕТ ДЕСТРУКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ РОССИИ»
Большие надежды авторы закона возлагают на Международный Комитет Красного Креста, который имеет опыт розыска исчезнувших людей в других странах, в частности в Грузии, и который по международному законодательству имеет свободный доступ к оккупированным территориям. Но в случае с Украиной проводить такие поисковые работы мешает Россия и ее сторонники в ОРДЛО.
«Из-за деструктивной позиции Российской Федерации мы не продвинулись в вопросе создания механизма поиска пропавших без вести при участии МКЧХ, Украины и России, — комментировала журналистам Ирина ГЕРАЩЕНКО, первый заместитель председателя Верховной Рады, соавтор закона. — РФ в Минске продолжает занимать позицию «нас там нет». Так же мы знаем, что среди пропавших без вести есть россияне. В начале этого года были переданы два тела российских граждан, которые идентифицировали родственники и которые долгое время были в моргах на востоке Украины. Но для России предоставить эксперта в такую группу означает признать, что они там есть. На сегодняшний день в списке от СБУ, который рассматривается на переговорах в Минске, разыскивается 294 человека. По данным Минобороны, в прошлом году поисковые бригады проверили 15 участков, таким образом идентифицировали 71 человека, 18 человек были переданы на оккупированную территорию. То есть украинская сторона относится к этому вопросу гуманно, без политизирования. К сожалению, подобных вещей от РФ мы не видим».
БОЛЬШЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Вместе с тем некоторые общественные организации ведут собственный поиск пропавших без вести на Донбассе. Одна из них — «Мирный берег». За последние четыре года ее эксперты получили более пяти тысяч обращений об исчезновении родственников. Поэтому имеют собственный опыт сбора такой информации. Председатель «Мирного берега» Геннадий ЩЕРБАК говорит, что робота правительственной спецкомиссии будет иметь пользу, если она еще и сможет мониторить, как ведут поисковые работы правоохранительные органы, которые часто занимают пассивную позицию.
«Как показывает наш опыт, сотрудничество прокуратуры и следователей в поиске пропавших без вести не всегда эффективно, — объясняет свою позицию Геннадий Щербак. — Как правило, родственники собирают информацию и передают ее следователям. Но за этим нет дальнейших процессуальных действий. Соответственно, эффективность работы комиссии будет зависеть от того, как Кабмин пропишет положение о правилах взаимодействия участников комиссии. По нашему мнению, комиссия должна быть наделена правом давать профильным органам рекомендации относительно поисковой работы. Также нужно разработать порядок сотрудничества с гражданами, которые имеют определенную информацию относительно пропавших без вести. Еще у комиссии должна быть линия экстренной связи и форма обращения на ее интернет-странице, это хороший инструмент для людей, находящихся на неподконтрольной территории».