Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Здесь вся жизнь становится искусством»

Как объединить заготовку дров и информационные технологии, знают жильцы «креативного дома» в Пуще-Водице
16 марта, 2018 - 12:42
«САМОМУ ПОРОЙ ТРУДНО РЕАЛИЗОВАТЬ КАКОЙ-ТО ЗАМЫСЕЛ — НЕ ХВАТАЕТ ВЕРЫ, ЭНЕРГИИ И ТАК ДАЛЕЕ. ПОЭТОМУ МЫ ПОДДЕРЖИВАЕМ ЛЮДЕЙ, ЧТОБЫ ОНИ ВОПЛОЩАЛИ СВОИ ИДЕИ», — ГОВОРИТ САША ГАЙДАЙ О СОЗДАННОМ ИМ CREATIVE HOUSE

У многих поселок Пуща-Водица ассоциируется с имениями украинских чиновников и советскими санаториями. Также это живописное место для съемок фильмов и прогулок, куда несложно добраться из Киева — есть маршрутки и романтичный трамвайчик, который едет с Контрактовой площади.

Холодное начало весны — не лучшее время для отдыха в Пуще, но мы с фотографом все равно едем туда не за этим. Уже полгода на улице Квитки Цисык (когда-то — Пушкинская, Сталинградская, Гамарника) существует Creative House, дословно — «Креативный дом». Дизайнер Александр Гайдай как-то почувствовал потребность работать среди природы. Идея настолько захватила, что он захотел дать такую возможность и другим. Что из этого вышло, Саша рассказал и показал «Дню».

ЭВОЛЮЦИЯ С ТОПОРОМ

«Эти флажки появились здесь три недели назад, — Саша показывает яркие флажки, развешенные на ветвистом дереве рядом с небольшим домом. — Я пою в группе «Единовсе», тогда был наш концерт, пришли гости. Появилась идея написать разные пожелания, мантры и развесить их на дереве, как это делают в Непале. Вот и сделали».

Во дворе стоит пестрая кабинка. Саша, смеясь, называет ее первым арт-объектом Creative House. «Сначала здесь не было туалета, и я сказал владельцу дома, что заеду, только когда он появится. Он построил каркас, а мы с художниками его дружно разрисовали», — объясняет парень.

Возле лестницы маячит топор. Зимой дважды или трижды в неделю Саше и Ане Демьяновой, которая вместе с ним является мастером в этом проекте (то есть человеком, который постоянно заботится о доме), нужно ходить в лес по дрова. «Одной из моих целей было прожить зиму на своих дровах. Вообще мне было интересно, как это — перезимовать в не очень комфортном доме, — признается парень. — Приходилось решать задачи с отоплением, бороться со сквозняками. Все постоянно совершенствовалось. Сначала у нас был тупой топор, потом мы его заточили, а впоследствии купили новый».

ПРОСТРАНСТВО ВОПЛОЩЕНИЯ ИДЕЙ

Мы заходим в двухкомнатный дом, где резиденты собираются рассказывать о своих достижениях. Пахнет шоколадом — Саша готовит в мультиварке десерт брауни. Стены украшены пестрым декором в виде ступеней из раскрашенных веточек — Аня, которая является художницей, любит делать такие вещи. На шкафу лежит запас дров, печь выключена, но еще теплая. Мы садимся в комнате, где развешена 21 картина — серия Ани, вдохновленная Евангелием от Иоанна.

«Недавно я просматривал свои записи в дневниках 2003 или 2004 года и удивился тому, что писал там, как хочу создать что-то вроде Creative House. Со временем забыл об этом, — говорит Саша. — Для меня этот дом — пространство, где люди могут реализовывать свои идеи или проекты, от маленьких до глобальных, например, чтобы изменить систему образования».

АННА ДЕМЬЯНОВА СИДИТ РЯДОМ С СЕРИЕЙ СВОИХ РИСУНКОВ, «ПОРТРЕТОВ ФРАЗ» ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА. МЫСЛИ О ТАКОМ ПРОЕКТЕ У ХУДОЖНИЦЫ БЫЛИ ДАВНО, НО ВОПЛОТИТЬ ЕГО ОНА СМОГЛА ТОЛЬКО В ПУЩЕ-ВОДИЦЕ, ГДЕ ПРИШЛОСЬ МНОГО ЗАНИМАТЬСЯ БЫТОМ И ЧЕТКО ПЛАНИРОВАТЬ ДЕНЬ

ПЕРВАЯ ПОПЫТКА

Впервые идея с таким пространством для действий воплотилась полтора года назад. Перед тем Саша снимал квартиру в Киеве, а когда замысел сформировался, начал собирать желающих съехаться в доме в Пуще-Водице. Отозвались люди из разных регионов: парнишка из Запорожья, девушка из Золочева и девушка из Ланивцев. Вместе с Сашей они арендовали дом на 14-й линии и прожили там четыре месяца.

В первой версии Creative House люди жилы вместе, устраивали разные встречи, на которых обсуждали, например, особенности графического дизайна или то, как составить резюме. Также взаимодействовали с местной громадой. Но, в отличие от нынешнего Creative House, не обязательно было иметь конкретный проект и план его воплощения.

Саша показывает фотографию с горой мусора. «Это не мы, — смеется он. — Эту свалку мы увидели на одной из улиц. Люди приезжали туда и сбрасывали все, что можно. В Пуще живет много активистов, поэтому мы скооперировались с ними, чтобы ее убрать. Делали это в течение месяца. Еженедельно приходили туда и понемногу выгребали мусор. Находили там шприцы, подгузники в огромном количестве и много другого. В последний день уборки вывезли две машины мусора. Также поставили там разноцветный забор. Потом владельцы участка снесли его. Но сейчас там чисто, свою задачу мы выполнили».

Еще жители первого Creative House вместе с местными активистами украсили заброшенное здание на 3-й линии. Они устроили арт-пикник на озере, где художники и другие желающие рисовали. Потом пять картин вставили в рамы пустого дома. Сейчас это добавляет яркости в пейзаж Пущи.

Проект изменил жизнь некоторых его участников. Один парень решил поменять профессию и стать психологом, вместе с девушкой он поехал в польский Вроцлав, где сейчас учится этому. А девушка с нуля выучилась у Саши дизайну и теперь работает в этой сфере. Сам Саша получил приглашение погостить в Канаде и поехал туда на несколько месяцев. А когда вернулся, решил повторить творческий проект в Пуще-Водице.

«ЭТО НЕ ОБЩЕЖИТИЕ»

«Летом заехал в этот домик один и прожил так несколько месяцев, — вспоминает Саша. — Сначала было трудно, но все развивалось. Ко мне приходило много друзей, я проводил занятия по дизайну. Один из первых проектов здесь — разработка сайта, этим занимались пять дизайнеров. В итоге сайт передумали запускать, но дизайн мы разработали, мои ученики «прокачались» на этом проекте».

Одним из первых участников второго Creative House стал Андрей Пивовар. «Раньше Андрей работал в банке, сидел там в «конурке». Его это достало, он поехал в путешествие, а когда вернулся, решил заняться дизайном», — говорит Аня.

Андрей c нуля учился у Саши дизайну в течение трех месяцев. Почал еще в Киеве, до начала второго Creative House, впоследствии переехал в Пущу. «Целью Андрея было напрактиковаться до уровня джуниора и найти работу, — рассказывает Саша. — Три месяца я делился опытом, мы вместе реализовали несколько проектов, за которые он получил деньги и работы в портфолио. В начале января Андрей нашел работу в студии дизайна. Это мое личное достижение как учителя и один из реализованных проектов здесь».

Вообще, чтобы попасть В Creative House, нужно иметь определенный проект и план его реализации со сроками. Нужно описать это в гугл-форме, и если вы с основателями проекта устроите друг друга, приехать. В творческом домике нужно платить за проживание и еду, но главное — воплощать свой замысел. «Если человек приехал просто пожить, это превращается в общежитие, это не то, — добавляет Саша. — Но мы не давим на людей. Один участник проекта не делал то, что собирался. Мы обсудили это, и он спокойно съехал».

Раз в неделю все участники Creative House вместе обсуждают быт и свои проекты. Максимально здесь живут четыре человека, для комфортного проживания достаточно трех. Впрочем, за эти полгода в домике побывало немало людей: кто-то заезжал на несколько месяцев, кто-то приходил на встречи, посвященные дизайну и рисованию.

ЛЕГЕНДА АНИ

Как раз перед нашим приездом Аня закончила занятия по рисованию. С недавних пор она проводит их здесь регулярно. О Creative House художница узнала от друга, как-то приехала сюда на концерт и поняла — это то, о чем она мечтала.

«Лет пять назад я разговаривала со своей учительницей живописи. Она говорила, что классно придумать легенду для своей жизни. То, что только будет и останется в памяти людей надолго, — вспоминает Аня. — Учительница спросила, есть ли у меня что-то такое. Что самое лучшее может случиться в моей жизни? Когда думала об этом, представляла большой дом, где много разных мастерских, там работают люди разных профессий, изготовляют что-то, обмениваются опытом. Рассказала учительнице об этом. Она не восприняла это серьезно, сказала, что это что-то банальное. Но возможность дать кому-то пространство для творчества всегда казалась мне драгоценным ресурсом. И когда очутилась здесь, то увидела, что из этого маленького домика со спартанскими условиями такое может вырасти».

Идея художественного проекта, который Аня воплотила в Creative House, существовала у нее давно. Семь лет она учится в школе, где преподают метод живописи, разработанный швейцарским художником Герардом Вагнером и построенный на свойствах цвета. Свою технику художница называет живописью, объединенной с чувством слова. В основе уже двух ее серий — Евангелие от Иоанна. «Первую выставку по Евангелию я сделала год назад. Это тоже была 21 работа, но не портреты, как сейчас. Я читала определенный стих из каждой главы этого Евангелия и пыталась почувствовать, какой внутри него жест, движение. Это движение передавала определенными цветами. Фактически я рисовала портреты фраз», — говорит Аня.

Основным вызовом в Creative House для художницы стало то, что нужно тщательным образом спланировать сроки выполнения своего проекта. Однако оказалось, что такое жесткое планирование стимулирует творчество лучше, чем свободный график.

«Сначала казалось, что вообще ничего не успеешь, нужно только постоянно заниматься домашней работой. Но когда у меня появилось больше обязанностей, добавились силы для собственного проекта, — констатирует Аня. — Когда находишься в таких условиях, вся жизнь становится искусством. Как-то смотрела на разбросанные дрова и вдруг поняла, что это интересный материал. Родилась идея создавать из них украшения для быта, ведь я люблю красить дерево. Вообще осознала, что классно находить красоту в каких-то очень обычных вещах. Тогда сама среда учит тебя, что такое дизайн и композиция. И это что-то настоящее. Рожденное из самой жизни, из необходимости. Ведь ты не имеешь времени делать что-то, что не является необходимым».

НА СВЯЗИ С МИРОМ — ПОСРЕДИ ЛЕСА

Почему именно Пуща-Водица? «Местные жители говорят, что это место силы, — говорит Саша. — Здесь очень позитивная энергетика, чистые воздух и вода. Раньше когда после рабочего дня я приезжал в Пущу, мне хватало часа, чтобы восстановиться. Поэтому было интересно, как это — пожить здесь».

Теперь одна из целей основателя Creative House — найти третьего мастера, который тоже будет заниматься домом. Тогда можно будет подыскать дом побольше, с комнатами для организаторов и отдельно — для участников. Пока жители Creative House содержат дом за свои деньги. Саша отмечает: «Думаю, в последующем можно будет создать собственную продукцию и реализовывать ее. Это могут быть и материальные вещи, и занятия. Еще хотим ввести пожертвования».

Помимо дизайна Саша четыре месяца занимается музыкальным проектом, который планирует показать в мае. Детали пока не раскрывает. Также он делал комикс об освобождении Мариуполя. «У меня современная работа, я создаю проекты для разных стран. С другой стороны, живу сельской жизнью. Звонит клиент — говоришь, что через полчаса будешь, и при этом идешь с топором по дрова, — улыбается парень. — Суть Creative House — делать что-то, создавать конкретные вещи. По моему мнению, сегодня мир переполнен трепом, и хочется, чтобы действия людей соответствовали их словам».

 

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ