Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Земля тревог и надежд

Президент поручил к началу 2012 года запустить в Украине свободный рынок земель сельскохозяйственного назначения. Как относятся к этому на Херсонщине — в степном крае, где хорошо знают цену земли? Чего ожидают и за что переживают?
31 марта, 2011 - 19:51
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«ЕСЛИ КРЕСТЬЯНИН БУДЕТ ДУМАТЬ ГОЛОВОЙ, ТО ПРОДАВАТЬ СВОЮ ЗЕМЛЮ НЕ БУДЕТ. А ЕСЛИ ЖИВЕТ ОДНИМ ДНЕМ...»

Александр ШИЛКИН, председатель Нижнесерогожской райгосадминистрации:

— До назначения на должность председателя районной государственной администрации я работал предпринимателем на земле. Могу сказать однозначно: в нашем районе нет людей с такими деньгами, чтобы выкупить большие участки земли. Как я начинал свой бизнес? После того как мою должность заместителя директора по производству одного из хозяйств сократили, я встал на учет в центре занятости. А потом обратился к друзьям и родственникам с предложением арендовать их земельные паи. Для начала взял семь участков. У этих же людей занял деньги на горючее, удобрения. Семена под урожай дали знакомые... Но, будь земля товаром, я мог бы взять кредит в земельном банке.

На самом деле так называемое движение земли, ее купля-продажа нужны. Есть в селах люди, которые давно ждут рынка земли и готовы уже сейчас продать свои земельные паи. У меня были разговоры со стариками, которые говорили, что очень хотели бы продать свои наделы, чтобы хотя бы были деньги на похороны. Немало и тех, кто, имея землю, уехал в поисках работы в город, снимает там жилье. И у некоторых, действительно, появилась там перспектива. Но жилья нет. Поэтому такие люди справедливо размышляют: продав землю в селе, можно было бы купить себе квартиру в городе.

Если мораторий на продажу земли будет снят, это развяжет руки всем владельцам земельных паев. Каждый будет сам решать, как распорядиться своим конституционным правом на продажу своей земли. Если крестьянин будет думать головой, то продавать свою землю не будет. А если живет одним днем...

Очень важно сохранить село. А это возможно, если у людей будет земля и работать на ней будет прибыльно. Фермерам была бы выгодна купля земли и ее продажа, однако лишь при определенных условиях. На рынке земли должно произойти установление определенных правил. Это, в частности, создание Земельного ипотечного банка, чтобы фермеры могли получать под земельные наделы кредиты. Кроме того, нужна переоценка земли и установление границ земельных участков. Согласно проектам законов, первым претендентом на покупку земли выступает государство, во вторую очередь — арендаторы, фермеры, единоличники и только потом — физические лица.

Кстати, на селе сегодня немало единоличников, то есть людей, которые во время распаевания колхозных земель получили земельные паи. Сейчас они ведут единоличное крестьянское хозяйство. Тем временем земельный пай выдан для ведения товарного производства. Это предпринимательская деятельность! То есть единоличники также должны платить налоги. Нет техники для обработки пая? Заключай договор с тем, у кого такая техника есть! Зачем же уклоняться от налогообложения? А придет время, тот же единоличник обратится за оформлением пенсии...

По моему мнению, вводя свободный рынок земли, нельзя допустить обезземеливания крестьян. Земля должна стать товаром, но остаться в собственности украинцев. Оборот сельскохозяйственных земель должен быть только между гражданами Украины. Земли, которые не обрабатываются или же они ничейные, будет аккумулировать Государственный фонд земель. Он также будет выкупать землю у населения, которое пожелает продать свои наделы, а потом будет сдавать их в аренду.

«НЕ ВСЕ ЛЮДИ, ИМЕЮЩИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПАИ, СМОГУТ ВЫНЕСТИ ЭТО БРЕМЯ. КОНЕЧНО, БУДУТ ПРОДАВАТЬ...»

Лариса СНИГУР, председатель Цюрупинского районного совета:

— В земельной политике слишком много перекосов. Взять хотя бы тот же Земельный кодекс. Насколько он несовершенен! В сельской местности людям предоставляют для строительства и обслуживания жилого дома не более 0,25 гектара. Но что такое 25 соток земли для села? Там есть приусадебные участки площадью и 60 соток, и 70. Люди жили на них испокон веков. Они эти сотки не захватывали, так строилось все село.

Мне часто звонит из села Виноградное Зинаида Филипповна Мята. Она всю жизнь прожила в отцовском доме, приусадебный участок — 70 соток. И она не может получить государственный акт на всю площадь, только — на 25. А остальное куда, брать в аренду?

К сожалению, реформа с ликвидацией колхозов не решила всех проблем, потому что была поспешной и неподготовленной. Да, крестьяне получили землю, но они не получили реальной возможности вести хозяйство на ней — у них не было техники, оборотных средств, да и, не секрет, что здоровье и возраст большинства владельцев земли уже не позволяют работать на своих наделах.

Вот и получается, что большинство крестьян их участки не сделали экономически свободными, от 70 до 90% вынуждены сдавать землю в аренду. Но и здесь возникли проблемы, аналогичные проблемам крепостного права. Если в царской России землю обрабатывали за десятину, то есть за 10% стоимости урожая, то сегодня арендная плата составляет от 1,5 до 3%. Причем и при этих условиях многие арендаторы вынуждены отказываться от земли и возвращать ее владельцам. Ведь и плата 3% за аренду для них непосильна из-за того, что государство взимает с сельхозпредприятий еще немало других налогов, после выплаты которых теряется рентабельность, и обрабатывать землю становится невыгодно.

Я сторонница крупнотоварного производства. Во-первых, там всегда передовые технологии. Во-вторых, там обычно больше рабочих мест, больше прозрачности в уплате налогов. Мелкий производитель, у которого работает один или два человека, чаще старается быть в тени. А там, где мелко, там все в тени. Возьмите магазин. Мы ведь знаем, что там работает наемный работник. А для налоговиков там работает лишь владелец магазина...

Не приведет ли отмена моратория на продажу земли к появлению крепостных на селе? Возможно все. Защитить крестьянина могут только льготы, которые были раньше для сельхозпроизводителей. Вы понимаете, затраты на производство сельхозпродукции превышают доход от ее реализации. К чему я веду? Не все люди, которые имеют земельные паи, смогут вынести это бремя. Конечно, будут продавать...

«ТОЛЬКО МЕЛКИЕ И СРЕДНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МОГУТ ВЫРАБАТЫВАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТУЮ, ОРГАНИЧЕСКУЮ ПРОДУКЦИЮ»

Анатолий ГРИНЕВ, исполнительный директор областной ассоциации фермеров:

— Чтобы сохранить сельского собственника, необходимо еще подождать с разрешением на продажу земли сельскохозяйственного назначения, продолжить традицию арендования земельных паев. Крестьяне находятся в критическом положении: без денег, без возможной базы для развития сельского хозяйства они быстро потеряют последнее, превратившись в батраков.

Недавно в областной государственной администрации состоялся круглый стол с участием фермеров. Члены нашей ассоциации, в состав которой входят 2700 фермеров Херсонщины, единодушно высказались за продление моратория на продажу земель. Приятно, что нас поддержал в этом заместитель губернатора Александр Гонтар, который хорошо знает проблемы крестьян.

Кому нужна отмена моратория? Прежде всего тем, у кого много денег, и они не знают, куда их лучше вложить. Вторая категория — немощные люди, которые готовы продать свои участки кому угодно, лишь бы получить деньги за них сейчас. Много и первых, и вторых.

Да, говорят, что надо ограничить продажу 100 гектарами. Но ведь все понимают — это для начала. Всегда можно за счет какого-то подставного лица докупить еще столько же и больше. Плюс сюда еще влезут иностранные «инвесторы»... Большинство сел сразу придет в упадок, даже больший, чем сейчас. Социальная сфера новому хозяину тысяч гектаров будет не нужна... Тем паче, что современные технологии требуют уже не колхоза в 500 — 600 человек, а всего лишь пять-шесть рабочих, которые умеют руководить сложной техникой.

По непонятной причине у нас взят курс на поддержку крупных предприятий, ориентированных на крупнотоварное производство. Мы рискуем повторить ошибки Северной Америки и Канады, где из-за этого утрачено качество земли, а качество продукции не повышается. При этом рискуем также потерять мелкого и среднего производителя. А это катастрофа для здоровья нации, поскольку лишь мелкие и средние сельскохозяйственные предприятия могут производить экологически чистую, органическую продукцию. Как свидетельствует опыт европейских стран, внедрение органического земледелия возможно лишь в мелком и среднем секторе аграрного производства, так как крупные предприятия всегда будут гнаться за объемами в ущерб качеству.

Рынок земли — это не базар, а у нас хотят «разбазарить» землю. Вот для того, чтобы не было нового крепостного права, нужно отказаться от тех идей, а двигаться цивилизованно и постепенно к рынку земли. Именно поэтому Ассоциация фермеров Украины требует продления моратория на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения до принятия полного пакета соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов, с вынесением данного вопроса на всенародное обсуждение (референдум).

«ГЛАВНОЕ ОПАСЕНИЕ ВЛАДЕЛЬЦЕВ: ПРИДУТ БИЗНЕСМЕНЫ И ИНОСТРАНЦЫ И СКУПЯТ ВСЕ ЗЕМЛИ»

Валерий ЛАЗАРЕВ, начальник Главного управления Государственного комитета по земельным ресурсам в Херсонской области:

— Недавно в разных регионах Украины социологи опросили 1600 жителей сельской местности, которые стали владельцами земельных паев. Опрос проводил Центр социальных экспертиз Института социологии Национальной академии наук Украины.

Спросили у крестьян об их отношении к введению рынка земель. Выяснилось, что среди опрошенных количество противников составляет 51,7%. Вместе с тем 47,1% можно отнести к сторонникам рынка земли. Из них 6,8% видят его абсолютно свободным, а 41,3% респондентов выдвигают свои условия, наиболее распространенным из которых является необходимость создания надлежащих условий для его существования. А опасения владельцев земельных паев перед введением рынка земель связаны преимущественно с тем, что «придут бизнесмены и иностранцы и скупят все земли».

Правительство активно готовится к снятию моратория на продажу сельхозземель. Госкомзем инициировал изменения в закон о государственной пошлине, которые предусматривают введение огромных налогов в случае быстрой перепродажи земельного участка, то есть смысла заниматься спекуляциями не будет. Среди других барьеров — запрет на смену целевого назначения земли на протяжении 10 лет после покупки, ограничение по площади, которой может владеть одно физическое или юридическое лицо, а также запрет на приобретение наделов нерезидентами.

София СЕРЕБРЯКОВА, специально для «Дня», Херсон
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ