Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Зеркало природы

О японском парке и его философии
17 августа, 2005 - 19:51

Японское садовое искусство — уникальное явление, хотя и испытало воздействие китайской культуры. У китайцев в отношении к природе больше превалировал взгляд философского разума, а у японцев на первое место выдвинулось эмоционально-эстетическое переживание.

Японские сады — поистине пространство для стихий и воображения, своеобразные окна в иную реальность. В то же время они остаются садами, из которых человек может любоваться бесконечной красотой природы.

…Это уголок естественной природы, выполненный в миниатюре. Даже совсем маленькие пейзажные композиции связаны с серьезными размышлениями над миром природы. Основные признаки такого сада — обязательное присутствие камней и гальки, мхов и невысоких растений с учетом периода их роста и цветения, асимметрия композиции. Для имитации природных объектов используют различные материалы: к примеру, большой камень изображает гору, маленькие камни — водопад, гравий или галька — море... При создании японских садов практически не применяются строгие линии, а преобладающими цветами являются зеленый, серый и коричневый. Открытые пространства — неотъемлемая черта японского сада.

Сутэ-иси — искусство расстановки камней — считалось главным в работе дизайнера японского сада. «Сядем в тишине и погрузимся в созерцание сада камней... Сосредоточившись на неподвижном, ощущаешь движение высших ритмов…» Камни воплощают светлую, положительную мужскую силу ян... Каждый камень подбирается по форме, фактуре, цвету. При этом очень важно, чтобы они не лежали каждый в отдельности, а органично вписывались бы в ландшафт, тем самым, создавая иллюзию, что поверхность, на которой лежат камни, — это лишь малая часть того, что спрятано внутри.… По своей природе камни чаще всего имеют вулканическое происхождение (так как Япония — цепь вулканогенных островов) — андезит, гранит, хлорит и базальт, используется также туф. Композиция составляется чаще всего из нечетного числа камней: семь, пять, три. Они устанавливаются на поверхности или их частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли. Каменные тропинки — неотъемлемый элемент японского сада, при этом камни укладывают так, чтобы длинная ось камня была направлена перпендикулярно по направлению тропинки, а неровную сторону камня зарывают в землю.

…Если камни в японском саду символизируют горные земли Японии и мужскую силу ян, то вода олицетворяет ее быстрые реки и тихие озера, является символом отрицательной, темной, мягкой, женской силы инь. Их вечное противостояние и неразрывное единство, согласно древнему космогоническому дуализму, является основой существования мира.

В японском саду вода может быть представлена в виде горного озера, окруженного высокими скалами и вечнозелеными кустарниками, или озером, окруженным травяной растительностью в сельской местности. А может, это будет журчащий ручей, извилистый ленивый поток или окруженный камнями водоем, питающийся ключом. А водопад был всегда одной из любимейших деталей сада, место для него выбиралось обычно вдали от дома, но так, чтобы был слышен шум воды, а в лунную ночь были видны отблески струй…

Подбирая растения, помните, что в японских садах сравнительно мало цветов, преобладают вечнозеленые деревья и кустарники, при этом очень важно учитывать окраску листьев, форму кроны, декоративность коры — ведь сад должен доставлять удовольствие и сохранять красоту весь год! Самое любимое растение — сосна, символизирующее долголетие, из цветущих деревьев предпочтение отдается сливе, а из кустарников — рододендрону. В композиции более темные растения помещают на заднем плане, а светлые — на переднем, это создаст ощущение глубины пространства сада. Ландшафтный архитектор располагает растения так, чтобы они образовывали группу, и в то же время каждое рассматривалось со всех сторон самостоятельно.

Немалое значение придается декоративным элементам сада: каменным фонарям, мостикам, перголам, заборам из бамбука. Традиционный элемент японского сада — цукубаи, представляющий собой каменную чашу с водой в виде бочки (высотой 20—30 см), в которой традиционно мыли руки при чайной церемонии. Обычно цукубаи располагают на низкой небольшой ровной площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада, около него устанавливают каменный фонарь.

Однако следует помнить, что заборы, живые изгороди в саду не должны закрывать его от окружающего мира. Японский сад — это зеркало природы, и природа отражается в этом саду... Этот принцип — главный при оформлении японского сада. Такой сад- миниатюра, которая создана внутри миниатюры естественного мира, — часть природы, такая же, как и произведение искусства.

www.landstyle.ru. Печатается с сокращениями
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ