Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Zero Waste, или Как генерировать меньше мусора

О «львовском кризисе» конструктивно и без политики
30 июня, 2017 - 11:37
Ирина МИРОНОВА

Кризис — это всегда время возможностей, перемен и нестандартных решений. Проблема утилизации отходов характерна для всех украинских городов. Сейчас наиболее остро, да еще и с политическим привкусом, она появилась во Львове. Пока одни ломают головы над тем, куда вывезти мусор, другие экспериментируют над тем, чтобы отходов стало меньше. Так инициативные львовяне в последние полгода постепенно приобщаются к мировому общественному движению «Zero Waste» (в переводе на русский «ноль отходов»).

Это не просто движение или инициатива, а целая философия отношения к потреблению, при которой ресурсы максимально используются в течение всего жизненного цикла. Она базируется на необходимости продуцировать меньше мусора, избегая в быту пластика, полиэтилена, используя вещи из органических материалов и подлежащие переработке.

Внедрять концепцию «ноль отходов» предложили общественные активисты во время работы Львовской городской рады над стратегией обращения с твердыми бытовыми отходами на 2017—2022 годы.

«Проанализировав подходы разных городов, мы поняли, что концепция «Zero Waste» сейчас актуальна и лучше всего подходит для Львова. Она заключается в том, чтобы первоочередные усилия направлять на минимизацию образования отходов, на перенастройку всех происходящих в городе процессов на ведущие к продуцированию меньшего количества мусора, а значит к уменьшению потребности в полигонах. Концепция предусматривает также ответственность и привлечение самого общества к процессу. Важным аспектом является анализ того, что выбрасывается в мусор. Необходимо устранять сами причины мусора», — отмечает консультант ЛГР по вопросам устойчивого развития и соорганизатор инициативы «Zero Waste Lviv» Ирина МИРОНОВА.

Львовскую стратегию обращения с твердыми бытовыми отходами по принципу «Zero Waste» разработают еще с января. Она рассчитана на пять лет. Ее целью является до 2022 года перерабатывать в масштабах города около 30% ТБО.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Параллельно с работой над стратегией была основана также общественная кампания. «В «Фейсбуке» мы создали паблик «Zero waste Lviv», который стал ячейкой проактивных львовян, сплотив жителей, которые готовы что-то менять в своей повседневной жизни», — продолжает Ирина Миронова.

Дальше активисты запустили социальные эксперименты. Первый продолжался в течение недели в апреле. А второй — с 5 по 25 июня (не случайно именно 21 день, так как, как говорят, именно столько времен необходимо, чтобы сформировалась привычка).

В ходе экспериментов львовянам предлагали зарегистрироваться, приобщиться к группе в ФБ и ежедневно в течение недели (впоследствии трех) выполнять ряд заданий для того, чтобы уменьшить количество мусора дома. Участников призывали делиться своим опытом и рассказывать об альтернативных вариантах обращения с мусором. Пересмотреть отзывы львовян, которые решились поэкспериментировать, можно в ФБ по хештегам #zerowastelviv и #zwl_experiment.

Координировали эксперименты активисты в формате Facebook-события. Задания были самыми разнообразными: от создания дома собственной системы сортировки мусора до составления и испытания персонального «Zero Waste набора» (например, термочашка вместо пластикового стаканчика или полотняная сумка для походов в магазин вместо купленного полиэтиленового пакета). Над написанием заданий, в частности, работал идейный вдохновитель инициативы Виталий СОЛОВИЙ из Института города ЛГР, который над темой «Zero Waste» работает уже более 5 лет: «Социальный эксперимент — это не просто что-то спонтанное. В городском пространстве создаются интервенции, которые помогают менять привычные формы поведения людей. Мы пытаемся помочь людям выйти из определенного шаблона поведения.

Что касается количественных показателей, то на эксперимент регистрируется 300 человек. Постятся в ФБ в первый день от 100 до 150 человек. Потом вырисовывается когорта 30-60 человек, которые активно продолжают делиться впечатлениями, а остальные 100 время от времени что-то пишут в «Фейсбуке». Кто-то говорит, что это сложно. Кто-то просит больше времени на выполнение задания. Однако негативных отзывов нет. Во всех только пожелание, что инициативу нужно масштабировать».

Практически каждый день социальных экспериментов сопровождался разнообразными просветительскими мероприятиями: просмотры тематических фильмов, мастер-классы, тренинги, эколектории, экскурсии, например, в парк, где функционируют компостеры органических отходов.

«Во втором эксперименте мы решили больше сконцентрироваться на лайф-событиях для того, чтобы люди находились и знакомились. На самом деле много есть полезных инициатив, но это все нужно привести к общему знаменателю.

Мы в постоянной коммуникации с местной властью. Львовянам намного проще рассказать о своих проблемах в таком формате, как у нас. А мы уже потом доносим эту информацию до чиновников.

Кстати, в этот раз приняло участие очень много семей. Первый эксперимент был больше хипстерский, а во второй раз люди уже приходили целыми семьями. Радует, что есть много детей», — отмечает соорганизатор «Zero Waste Lviv» Диана ПОПФАЛУШИ.

«ПРИУЧАЕМ И НАШИХ ДЕТЕЙ»

Одним из самых активных участников общественной кампании является пани Наталия, которая вместе со своей семьей живет по принципу «ноль отходов»: «Наш «Zero Waste» начался пять лет назад, когда наши дети начали посещать детский эколого-натуралистический центр, то есть местный небольшой зоопарк. Мы постоянные волонтеры этого центра — все органические отходы мы отдаем туда на корм животным. В результате органика как мусор, в сущности, у нас перестала существовать.

Сейчас мы еще и калифорнийских домашних червячков завели у себя, правда, что-то они пока не очень едят те отходы. Многие практикуют дома вермикультуру, то есть остатками еды подкармливают целую семью червячков, которые образуют плодородный гумус.

Мы отказались от использования полиэтиленовых пакетов, перейдя на экосумки. Начали также сдавать стекло и пластик на переработку. Выбросить это в общий мусорник рука не поднимается, тем более в ситуации, которая сейчас сложилась. А одежду мы отдаем в сообщество взаимопомощи «Эммаус — Жилье», которое собирает вещи для последующего использования и помощи другим. К сортировке, сдаче вторсырья и грамотному обращению с отходами мы приучаем и наших детей».

БИЗНЕС

«Zero Waste» — это не только об обычных жителях города, но и о бизнесе. «Важно замечать мусор. К сожалению, мы живем во время, когда не обращают внимания на мусор и процессы, которые генерируют отходы. Многие предприниматели открывают кофейни, которые предлагают взять кофе с собой. Они не открывают эти заведения, чтобы мусорить. Люди, которые хотят взять это «Coffee to go», также это делают не для того, чтобы мусорить. Тем не менее одна кофейня в большом городе генерирует 600 стаканчиков в день. А это стаканчик, трубочка, держатель, крышка. Фактически этот стаканчик живет 15 минут от места этой кофейни до городского мусорного контейнера, в который его выбросят. Город платит за уборку и переполненные контейнеры. По большому счету, никто ничего не делает нелегального, но этот вопрос никоим образом не регулируется. Для того чтобы уменьшить количество мусора, мы должны понять, откуда он берется. Очень сложно институализировать это понимание. Сознательными тогда должны быть абсолютно все. «А как мой бизнес будет влиять?», «А какое влияние будет у моей покупки?» В то же время, когда мы начали общаться с предпринимателями, которые имеют такие маленькие кофейни в городе, они сначала настороженно восприняли это. А дальше уже само по себе появилось движение. Сейчас около 15 львовских кофеен предоставляют скидки клиентам, которые приходят со своими чашечками. «Zero waste» направлен на большое количество вот таких независимых инициатив от бизнеса, от громады и, конечно, от города», — рассуждает экоактивистка Ирина Миронова.

Интересных инициатив и бизнес-проектов в духе «Zero Waste», как оказалось, во Львове хватает. Например, львовянка Галина СТАРУХ развивает собственный бренд, изготовляя экосумки, многоразовую тару из ткани вместо одноразовых пакетов. Свои первые сумки пошила для личного пользования. Дальше начались «заказы» от родственников и друзей. И вот уже два года Галина развивает собственное дело. Материалом для ее изделий служит переработанное вторсырье. «Популярна ли продукция? На этапе своего развития. У нас люди еще не научились элементарным бытовым привычкам. Однако когда началась тема «Zero Waste» во Львове, появился ажиотаж и спрос. Эти вещи стали нужными. Раньше больше из других городов Украины заказывали, теперь уже по большей части из Львова», — признается Галина Старух.

«Zelenew» — настоящая лаборатория рисайклинга, которая изменяет репутацию пластика. Его здесь перерабатывают и изготовляют из него оригинальные корзинки для фруктов и разной домашней утвари, вазы, светильники и другие полезные вещи. «Родилась инициатива из желания научиться использовать те ресурсы, которыми обычно пренебрегают. Использовать то, что обычно засоряет окружающее пространство, для его благоустройства», — рассказывает основатель предприятия Иван ТАТКО.

А «Зеленая Коробка» — это инициатива, призванная наладить сортировку для ОСББ и офисов. Здесь предлагают сервис установки контейнеров для сортировки мусора с их последующим обслуживанием. Организаторы инициативы также поощряют компании профинансировать установку контейнеров в садиках, школах и т.д. Кроме того, своими силами устанавливают в социальных заведениях оборудование, чтобы дети с юного возраста привыкали к тому, что мусор нужно сортировать. Активисты отмечают: «Сейчас это экоинициатива, которая, возможно, в будущем перерастет в социальное предпринимательство. Основная наша цель — популяризация культуры сортировки мусора в обществе. К сожалению, сейчас эта культура не развита. Людям нужно осознать, что мусорная проблема просто так не возникает и просто так не решается»

Дмитрий ПЛАХТА, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ