Один мой приятель приезжает в столицу со своей водой, дабы избежать неприятностей со здоровьем, несмотря на мои заверения, что качеству здешнего водоснабжения можно позавидовать. Даже чистейший и целительный, как многие полагают, дар вековых глубин — знаменитых киевских бюветов, не в силах переубедить его. Еще бы — восемьдесят процентов влаги, заполняющий все клеточки нашего организма, — это чересчур серьезно, чтобы можно было игнорировать «водный» фактор. Мы же в вечной погоне и суете не успеваем пополнить домашние запасы из подземных источников, попросту открываем кран и...
Сомнительное (а то и отвратительное), по оценками экспертов, качество питьевой воды в большинстве регионов Украины к Киеву как бы не относится. И все же, по результатам исследований, проведенным весной этого года лабораторией ионного обмена и адсорбции Национального технического университета, аккредитованной в системе УкрСЕПРО, в столичной водопроводной воде отмечено систематическое завышенное содержание железа, алюминия и органических веществ. Последние превышали требования отечественных стандартов в 90%, а ВОЗ и ЕС — в 100% случаев. Содержание же тяжелых металлов и меди, нитратов, хлора, нитритов... не превышали гранично-допустимых концентраций (ГДК).
Водные объекты Украины (реки, водохранилища, каналы, озера и лиманы), по утверждению руководителя отдела охраны и использования водных ресурсов и недр Госуправления экобезопасности Киева Татьяны Васильевой, загрязнены преимущественно соединениями азота, нефтепродуктов, тяжелыми металлами. Из 47 исследованных несколько лет назад водных артерий, ни одну гидробиологи не рискнули назвать «чистой водой». Зато звание «сточных каналов страны» подтверждали бассейны Западного Буга, Сиверского Донца, Приазовья, а «почетных отравителей» — промышленные предприятия Донецкой, Луганской, Днепропетровской областей. Не менее опасны и бытовые сточные воды, качественный состав которых изменчив, коварен и мало изучен.
Причины все ухудшающегося качества питьевой воды, по мнению экспертов Украинской экологической корпорации, в том, что в небогатых водой южных, юго-западных и центральных промышленных регионах используются малопригодные для питья источники. Более тысячи населенных пунктов «сидят» на привозной воде. В бедственном положении находятся станции водоподготовки, элементарным гигиеническим требованиям не отвечает множество водо- и канализационных сетей, проблемы с очистными сооружениями. Отсюда — вспышки эпидемий холеры и брюшного тифа. С водой «разносятся» энтеровирусный менингит, дизентерия. Возникают аллергические дерматит и экзема, нарушения обмена веществ и функций «щитовидки». Так, «грязная» вода провоцирует вспышки острых инфекционно- кишечных заболеваний в Закарпатской, Хмельницкой областях и Севастополе. Причем в Закарпатье уже сформировался постоянный очаг брюшного тифа.
Ну, и кто-то что-то сделал? Нашел инвестиции? Очистил воду? Нет. Приняли национальные целевые и долгосрочные программы по оздоровлению бассейна Днепра (поставляющего 60% всей питьевой воды в стране) и обеспечения качественной водой. А механизма их внедрения и средств — нет. (Кстати, только на первоочередные нужды водопроводно- канализационного хозяйства необходимо на 1999-2001 годы не менее $1 млрд.).
Как быть? «Водной» проблемой, по данным ВОЗ, озабочено более одного миллиарда человек на Земле. Наиболее эффективное решение — использовать для питья воду бутилированную, природную или доочищенную, а также применять коллективные установки доочистки либо индивидуальные бытовые фильтры. Да-да- да. Очень хорошая и правильная идея. Но емкости с «живой влагой» недоступны по цене для большинства жаждущих. К разрекламированным же фильтрам отношение у специалистов довольно противоречивое, так как правильный их выбор и эксплуатация — дело весьма хлопотное.
Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник института Экогигиены и токсикологии, координатор проекта «Экотелефон» Елена Зубко рассказала «Дню», что жителям столицы, в отличие от обитателей других регионов, грех жаловаться на качество питьевой воды. Есть, правда, отдельные проблемы с водопроводной водой... Что же касается артезианских скважин, то, утверждает специалист, состав «глубокой» воды (минеральный и микроэлементный) — различный. А значит, что полезно одному — противопоказано другому. Поэтому на вопрос, какая вода лучше, научный сотрудник отвечает вопросом: «А какая она у вас, в каком состоянии водопроводные трубы, какой состав ее наиболее предпочтителен для вашего организма?». Без этих знаний определиться с выбором фильтра и выбором «своей» воды невозможно ни одному потребителю, где бы он ни жил. Хотя, с другой стороны, допустим, определился я. Ну и что?
КСТАТИ
Опрос, проведенный в пяти городах Украины Центром социальных и маркетинговых исследований СОЦИС-Геллап совместно с неправительственной экологической организацией «Мама-86» в мае сего года, показал, что 78% опрошенных для питья и приготовления пищи используют воду из водопровода. Почти половина киевлян черпают ее из артезианских скважин — к концу года в столице должно действовать более ста бюветов. Не кипяченную сырую воду предпочитают около 41% граждан, причем 66% — без дополнительной очистки. На момент исследования фильтры использовали 14% опрошенных. Больше половины респондентов уверены, что качество воды существенно влияет на их здоровье.