В Черкасском национальном университете имени Богдана Хмельницкого есть Музей рушника. Он, по-видимому, единственный в Украине. Во время презентации книг «Дня» в этом учебном заведении нас пригласили его осмотреть. В бывшей просторной аудитории, переоборудованной под выставочный зал, экспонируется свыше пятисот рушников из Черкасщины и соседних регионов: Полтавщины, Черниговщины, Ровенщины, Киевщины. Столько же находятся в фондах. Все они — конца ХIХ — начала ХХ веков. Организатор и одновременно экскурсовод музея Светлана Китовая говорит: «Я очень трепетно отношусь к своему детищу. Его, наверное, не было бы, если бы не усилия многих людей». «С давних пор рушник считается сакральным предметом в нашем быту, — продолжает она, — в частности, во многих обрядах. Он, как важная деталь интерьера, по большей части висел над иконами. В него заворачивали новорожденных, им повязывали свадебных старост и связывали новобрачным руки. Его вешали на могильные кресты. А во время жатвы им подвязывали снопы. Кроме того, трижды в год: на Рождество, Пасху и Троицу рушники обновлялись — обязательно стирались, дошивались или вышивались новые. И теперь в малых городах и селах некоторых регионов Украины накануне больших религиозных праздников хозяйки стирают вышивки, белят изнутри и снаружи хаты...». Светлана Андреевна особенно настаивает на том, что каждый из этих рушников передает ценную информацию о жизненной философии украинцев, в которой иногда соединяется двоеверье: язычество и христианство. Кстати, эта языческая традиция уходит еще во времена скифов, а это VII в. до н. э. — III в. н. э.! Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что наши пращуры любили на большем изображать меньшее, например, на фоне льва — зайца или на большом ромбе — малый. Представляете, среди орнаментов, встречающихся на полотнищах XIX века, есть и именно такие! Дело в том, что Светлана Китовая, доктор культурологии, профессор кафедры украинской литературы и компаративистики Черкасского университета, знает язык рушников! Несколько лет назад даже издала книгу о происхождении орнаментов украинского рушника — «Полотняний літопис України». Она также является автором трудов «Родовід пісні» («Малороссийские песни» Михайла Максимовича (1827 г.) та їх сучасні записи) и «Колядки та щедрівки в сучасних записах». В 1987 году, когда уничтожались храмы, как работник культуры впервые отправилась в этнографическую экспедицию искать ценности — иконы, Священное Писание, ризы священников по старинным церквям, где находила и рушники. По ее словам, часто такие находки потом оказывались в Санкт-Петербурге и оседали там. Именно с тех пор Светлана Андреевна занимается рушниками. А считывать информацию с них училась, изучая достижения мировых и отечественных классиков философии, психологии, истории, языкознания и этнографии: Гегеля, Карла Густава Юнга, Михаила Грушевского, Дмитрия Антоновича, Александра Потебни и других.
Вышитый круг, словно открытый наружу своими лучами или как будто обращенный вовнутрь, замкнутый — она трактует как символ солнца. С одной стороны оно — величественное и светлое, знаменующее радость, а с другой — жаркое, затемненное, пророчащее несчастья. «Вспомним, увидев затмение, князь Игорь спросил у бояр и дружины: «Чого есть знаменіе се?», — рассказывает Светлана Андреевна. — «Княже, се есть не на добро знамение се». Это из Ипатиевской летописи (ХII в.). Двойственное понимание этой символики присуще еще языческим заговорам. В христианской традиции круг читается как вечность и непрерывность бытия». Мы интересуемся, а что означают на разных полотнищах буквы А, Ж, М1, М2, М3. Оказывается, что «А» — «азм», т.е. первый. Под этим знаком также подразумеваются апостолы — все двенадцать или какой-нибудь из них. «Ж» — «живот», что в переводе со старославянского — «жизнь». Соответственно «М1», «М2», «М3» — это первая, вторая и третья Пречистая (религиозные праздники, связанные с Богородицей — Ред. ). «Смотрите, культовая многозначная буква «А» окружает раннехристианский символ в форме якоря или китвицы (его древнее название), — обратила наше внимание уникальный экскурсовод. — Крест, как знак христиан, появился только в IV веке». «Или гроб Господен, над ним два ангела и ключи, очевидно, от ада и рая, — продолжает Светлана Андреевна. — Внизу же изображена голова орла над головой змеи. У меня возникает вопрос — откуда, например, наша бабушка из Жаботина Черкасской области, которая вышивала рушник, знала, что пара ключей и орел со змеей по Тетулиану, одному из первых теологов, символизируют борьбу Бога со злом?.. Очевидно, можно сказать, что это свидетельствует о сохранности традиций предыдущих веков, а также связи между поколениями. Когда я в чем-то сомневаюсь, иду в областную больницу и там с женщинами провожу «консилиум»...»
Среди орнаментальных сюжетов находим и такие, которые вполне могли быть использованы для рисования народных картин. Например, пара на перелазе, девушка с коромыслом или козак поит своего коня...
Эта ценная коллекция пополняется находками из экспедиций, в которые ездят студенты Светланы Китовой. «На самом деле, старинные рушники, на одном из которых, например, стояла прабабка под венцом, а другим она вытирала одного из своих детей после купели — словно поглощают, а потом и сохраняют энергетику этих людей и событий, — говорит профессор. — Они и «рассказывают», какими по характеру, нраву были наши родственники. Посыл же рушников прошлого века несколько ослабел. Такие полотна свидетельствуют только о том, что мы выжили, учитывая, сколько потрясений испытала Украина в ХХ веке!»