Среди проблем, которые активно обсуждаются в нашем обществе, гендерная тематика является достаточно актуальной. Анализируя статус, положение женщины в обществе, можно найти ответы на немало вопросов, которые сегодня вызывают живой интерес. Поэтому, поговорим об украинской женщине, проанализируем психологию типичной украинской женщины.
В первую очередь вызывает удивление ее высокий адаптационный потенциал. Якобы найдется мало женщин, которых устраивает теперешнее состояние дел в обществе. Но какого- то реального противодействия такой ситуации не наблюдается. Вместо этого с болезненным отчаянием женщина пытается адаптироваться. Утешает себя иллюзорными надеждами, отыскивает крохи добра в случайном стечении обстоятельств. Ей свойственно злорадство. К тому же, она постоянно опускает планку в оценке своего благосостояния. С той же целью пытается стабилизировать на некоторое время жизнь, чтобы успеть адаптироваться. Это не всегда получается. Очевидно, сама жизнь требует другого подхода. Но ведь... плохой мир всегда лучший, чем хорошая война. Абсолютная истина, которая, однако, заводит общество в глухой угол. Может ли истина заводить в тупик? Планка падает, падает... Становится невыносимо. И уже исключено адаптироваться. Жизнь вынуждает находить реальный выход из глухого угла. Поищем этот выход в себе.
Как правило, украинской женщине поют осанну. И она этого стоит, ибо почти идеальна. Она непритязательна и очень работящая. Высокоморальная. Жертвенная. Выносливая. Умело ведет хозяйство. Вкусно готовит. Умеет не попадать в двузначные ситуации и так себя ведет, что «никто не осудит». Ей некогда болеть и на физическую боль она просто не обращает внимания, и когда рассказывает об этом, то улыбается или шутит. В сложных экономических условиях наши женщины проявляют настоящие чудеса изобретательности, чтобы удержать семейный корабль на приемлемом уровне благосостояния. Дети всегда ухожены. Украинская женщина, к тому же, умеет быть красивой при любых обстоятельствах.
Но, по-моему , не все так гладко и безгрешно. Например, всегда было желание понять, почему и доныне в селе в настоящей цене исключительно полные и здоровые женщины? Почему именно эти преимущества на первом месте в оценке женских достоинств? Не потому ли, что откормленная и здоровая лучше адаптирована к физическому труду и голова у нее не полна различными сомнениями, мыслями, которые «грызут нервы», т.е. истощают? Идеальная женщина по-нашему — простая, стереотипная, главное, ее поведение легко предусмотреть — так считают мужчины, и это им нравится. Правда, у таких женщин есть один недостаток: они любят сплетни, просто живут сплетнями. Это не так существенно, считают мужчины, потому как это не очень задевает их интересы. Хотя, если прийти к осознанию того, что женские дрязги и сплетни — такие распространенные — психологически определяются как нереализованная сексуальность, то позиция мужчин несколько будет поколеблена. И станет понятно, что, видимо, не все так просто.
Типичная украинская женщина имеет неадекватно сильное влечение к замужеству. Выйти замуж — главное. Ибо только за спиной мужа, который решает масштабные проблемы, можно проявить свои добродетели сполна, реализоваться «до конца», утверждая (не испытывая) свою высокую нравственность. Ради сохранения статуса замужней она иногда выдерживает огромный прессинг в виде физического или психического насилия в семье. «Кому я еще нужна?» — такая обычно бывает реакция на предложение разорвать неудачные семейные взаимоотношения.
Украинские женщины интересны своей религиозной ориентацией. Ибо верят, преимущественно, не столько в Бога, сколько в какие-то темные силы, которые, кроме всего, можно заставить служить себе. Психологически они язычницы.
Неоднократно приходилось работать в женском коллективе. Оригинальное образование, где управляют неписаные законы и где можно наблюдать интересный сплав настоящего индивидуализма, даже обособленности и, в то же время, коллективизма. Где господствует дух взаимопомощи, но, преимущественно, — из-за прагматических рассуждений. Т.е., помогать ближнему стоит, ибо завтра может понадобиться помощь тебе. Это дает уверенность в завтрашнем дне и питает коллектив энергией коллективизма. Проявления неподдельной доброты наблюдались тогда, когда кто-то попадал в затруднение и не скрывал этого. Своеобразная любовь к более слабому. Женщины ощущали потребность друг в друге как в источнике информации и средстве самоутверждения через сравнение. Но, что интересно, коллектив всегда был как будто вынужденный. Обычный человек ощущал в нем нездоровый психологический прессинг, стремление жить с оглядкой, несвободу. Знаете, женщина как кошка, «сама по себе». Поэтому коллективы, где доминируют женщины, преимущественно штучные и нездоровые. Там обязательно есть те, кто покоряет и кто вынужден подчиняться, плести интриги и вынашивать план мести или же психологически умереть. Где есть хотя бы две женщины, там, обычно, идет тайная война. Разве не поэтому украинское общество так трудно консолидировать, что в нем преобладает женский менталитет? Не зря говорят: где два украинца, там три гетмана. Что и проявилось в нашей многострадальной истории. Все эти качества вызывают сомнения в продекларованном совершенстве наших женщин. Много неправды среди них, о которой стоит говорить, чтобы избавиться. И все же хочется петь им осанну. Особенно, когда становится понятным, что типичная украинская женщина не стремится развиваться, совершенствоваться, идти в неизвестное и не быть застрахованной от ошибок. Переосмысливание своей жизни, внутреннее личносное продвижение, отход от стереотипов всегда делает человека несколько противоречивым, неоднозначным, впечатлительным. Иногда нервной, иногда несправедливой, дисгармоничной. Т.е., неидеальной. Куда легче научиться обманывать себя, подстраиваясь под идеальный образ, обманывать долго и не страдать при этом от упреков совести. Быть хорошей хозяйкой, жертвенной, работать неутомимо, адаптируясь к наиболее ужасным условиям, лишь бы не пришлось меняться. Ибо можешь вдруг выпрыгнуть из стройной системы, к которой привыкла и где есть готовые ответы на множество вопросов. Что тогда? Особенно, когда не имеешь опоры в себе.
Почему женщины так боятся разрушить свой мир, который сам по себе уже распадается? Ведь построить новое можно только на том месте, которое освободилось от старого. Иначе не бывает. Может, из-за того, что слишком много придется разрушать. Почти до основания. И хитрость, которая манипулирует и приспосабливается, заменить умом, который развивается. Кое-что стоит на пути.
В первую очередь то, что в нашем обществе женщине действительно нетрудно быть идеальной, даже если она посредственность. И в первую очередь — посредственности. Система ценностей у нас своеобразная. Например, грех отказа от саморазвития, за Библией — наибольший грех. Мы же ценим жертвенность и не замечаем, как жертвенные до самозабвения наши женщины постепенно лишают окружающих собственной свободы, давно диктуют свои условия и провоцируют чувство вины у близких. Женщины не понимают, что себя нужно любить также — иначе не сможешь любить ближнего по-настоящему, без ревности и муки. Женщине в образе идеальной не тяжело манипулировать мужчиной, провоцируя все то же чувство вины. Мужчины слишком часто попадают в полную внутреннюю зависимость, в такой ситуации воспитываются мальчики и... девочки. Мужчина у нас — часто раб, даже если очень агрессивный, даже если убегает или спивается. Не удивительно, что женщины любой ценой стремятся сберечь свой «светлый образ», а мужчины — давно в плену. Так о каком прогрессе может идти речь?
Самобытных личностей можно унижать и дистанцироваться от них, ибо это — угроза. Нереализованную сексуальность (спонтанную по своей природе) выплеснуть через вражду, сплетни и междуусобицы, противостоять ей путем утрированной нравственности и в этом находить своеобразное удовлетворение. Низкую самооценку компенсировать путем создания идеального образа себя.
А я не верю таким идеальным. Ибо идеальных не бывает. Ибо слишком много хотят вместо этого. Должна быть здоровая конкуренция и честные правила игры, т.е., должно быть развитие. Сложное, болезненное, неоднозначное, но развитие. И наибольшая жертва не стоит того, чтобы за нее платить свободой. Это — аморально.