Надеть на праздник Независимости украинскую вышиванку — это не политический жест, как может представиться в контексте последних событий, а жест символический и, если хотите, эстетический. Вышиванка — это красивая, удобная и стильная одежда. А еще — оберег и своеобразная цепочка, которая соединяет человека с его родом, маркирует «своих» и отражает основные мировоззренческие ориентиры того, кто отдает предпочтение национальному стилю одежды.
«День» предложил украинцам по случаю Дня Независимости нарядиться в традиционную вышиванку. Такая акция — важный шаг в процессе создания целостного эстетического поля страны. Сегодня это крайне актуально: вышиванка вновь обрела политическое «звучание», которое в известной мере перекрывает ее эстетические, культурные и мировоззренческие смыслы («Вышиванка — одежда политическая», «День» № 125-126, 20 июля 2012 года). Как заметила главный редактор «Дня» Лариса Ившина, «Мне бы очень хотелось, чтобы вышиванка, в конечном итоге, перестала быть жестом политическим, а стала просто красивой одеждой». Именно поэтому мы предлагаем украинцам встретить праздник Независимости в стильной и такой родной вышиванке. Готовы ли они поддержать эту инициативу?
Мария БУРМАКА, певица, народная артистка Украины:
— Я поддерживаю эту идею. Если по случаю Дня Независимости украинцы будут в вышиванках, — это будет очень красиво. Вышиванка для меня — это красивая одежда, произведение искусства, оберег. Это зашифрованные символы, потому что вышитый орнамент таит в себе очень глубокие смыслы и значения. У меня несколько вышиванок — и современных, и старинных.
Однако сегодня вышиванка обрела и определенное политическое «звучание». 30 лет назад в Харькове, где немногие говорили по-украински, ходить в вышиванке — означало задекларировать свою гражданскую позицию. И сегодня, кажется, ситуация повторяется. Мне грустно от этого. Вышиванка — это украинская национальная народная одежда. Это красиво, эстетично, это утверждение корней, подчеркивание своей принадлежности к великому народу и к своей Родине. Если человек носит вышиванку — то сразу понятны его взгляды, его вкусы. А оппозиции, мне кажется, стоило бы придумать какие-нибудь другие способы борьбы, чем просто ходить в вышиванках. Это касается и других украинцев.
Богдан БЕНЮК, актер театра и кино, народный артист Украины:
— Я думаю, каждый сознательный гражданин Украины понимает, что День Независимости — это праздник, атрибутом которого обязательно должна быть деталь-символ принадлежности к великой нации украинцев. Поэтому надеть вышиванку в День Независимости и в День Прапора — это понятные вещи. И не только в свете последних событий.
Всем известно, что на большие религиозные праздники украинцы обязательно надевали и надевают вышиванку. Праздник Независимости — своеобразное Рождество для нас, это рождение нашего государства. Вышиванка в судьбе украинского народа всегда вызывала у недругов двоякое отношение. Вышиванка как политическая одежда — это не явление только настоящего. Каждый гражданин не может быть вне политики: он должен иметь свою точку зрения, личные взгляды, мысли по поводу существования своего государства. Поэтому вышиванка — это политическая вещь, свидетельствующая о том, что мы обращаемся к своим истокам, к своим корням. Это своеобразный код, по которому можно многое узнать о человеке, это оберег, не пускающий в душу злую силу. А для меня это еще и встреча с мамой, ведь мои сорочки вышила мама, которой уже нет. И это в очередной раз связывает меня с моим народом, моими корнями...
Остап КРЫВДЫК, независимый аналитик, политолог, активист:
— Вышиванка и украинский язык не могут быть ни признаком партийности, ни признаком оппозиционности — это совсем другое измерение. И День Независимости — как раз удачное время для того, чтобы нарядиться в вышиванку. Внешним силам, однозначно, хотелось бы, чтобы Украина поделилась по очень четким признакам и чтобы по ним потенциально проходила государственная граница. Нам нужно объединять страну с помощью этих символов, а не противопоставляться ими. Я хочу видеть концепцию модернизации страны, по которой вышиванка будет одним из ее элементов. Я хочу видеть предложение нового стиля жизни для граждан, нового стиля управления в нашем государстве. За подходом «выйди в вышиванке и протестуй» я не вижу стратегии. Какой следующий шаг? Надеть две вышиванки для усиления протеста? Поэтому вышиванка на праздник — да. Вышиванка ради протеста — не уверен. Должна быть другая мотивация и позитивный лозунг.
Наша семья ценит и любит вышиванки. У меня их четыре, а у моей сестры — около десятка. В нашей семье всегда надевают вышиванки на Рождество и Пасху...
Вышиванка — это украинский этнический наряд, и я против его политизирования. Итак, если у тебя нет вышиванки, значит, ты — не патриот, не украинец, не против Януковича?
Олесь СТАРОВОЙТ, депутат Львовского областного совета:
— Политизирование языкового вопроса и неспособность оппозиционных политиков защитить украинский язык требует немедленных и эффективных шагов от общественности. Инициатива газеты «День» предложить украинцам идентифицировать себя с вышиванкой в День Независимости является очень удачным способом продемонстрировать реальное количество небезразличных. Ведь не все могут принять личное участие в массовых акциях, зато, надев в этот день вышиванку, каждый гражданин сможет выразить свою позицию относительно принятия и подписания Януковичем языкового закона. Поэтому целиком и полностью поддерживаю такую идею и приобщаюсь к ее реализации.
Марьяна САВКА, писательница, главный редактор «Видавництва Старого Лева»:
— Носить вышиванку — это очень личное дело. И любая попытка сделать из вышиванки униформу вызывает у меня несогласие. Обе мои вышиванки достались мне от мамы. Она вышивала их тогда, когда Независимость была в зародышевом состоянии, страна ею только забеременела и тревожно вынашивала. Тогда не было в продаже канвы для вышивки, и, вышивая, мама исцарапала все пальцы, используя шаблонные картинки. Других вышиванок я никогда не покупала. Эти наряды я надеваю как раз тогда, когда чувствую в этом внутреннюю потребность. Потому что носить или не носить атрибут своей нации — это относится квопросам внутренней свободы.
Я не уверена, что в День Независимости страны, которая до сих пор блуждает окольными путями, не понимая, где ее магистраль, мне захочется надеть вышиванку. Но я по этой причине не перестану ни меньше любить свою страну, ни меньше удивляться невежеству и тщеславию ее государственных мужей. А многие из них, кстати, по-видимому, в День Независимости тоже наденут вышиванку — потому что это же самое простое выявление «солидарности с народом». Особенно перед выборами.
Богдан ПОЛИЩУК, художник, издатель рукописного независимого театрального журнала «Коза»:
— День Независимости — это как раз тот праздник, когда стоит надеть вышиванку без лишних размышлений... В течение веков вышиванка была неизменным атрибутом любого важного праздника для украинского народа. Это могучий символ сохранения корней и традиций, который, кстати, замечательно гармонирует с современностью и прогрессом... На праздник Независимости я и моя жена Алена ежегодно одеваем вышитые сорочки, а Алена иногда наряжается в национальный костюм. У каждого из нас есть по несколько вышиванок. Одна мне досталась от отца, другую я вышивал себе самостоятельно — для защиты диплома в художественном училище, а третью мне пошила и вышила жена. Сегодня одеть вышиванку не является подвигом — и это замечательно! Именно такие вещи объединяют людей, дают возможность показать свою гражданскую позицию, создают атмосферу праздника.
Игорь СИЧЕВИК, писатель, юморист, сатирик:
— Есть символы, которые определяют идентичность народа, принадлежность к одному корню, его культурный уровень. Для украинцев вышиванка является не только внешним символом, но и передает духовную глубину внутреннего мира. Это своеобразная мозаика истории украинского народа, признак неистребимости великого рода. Для многих украинцев вышиванка стала повседневным нарядом, и ее популярность растет.
Сегодня такие акции имеют особенно большое значение. Они сплачивают народ, определяют грань между теми, кто хочет жить в цивилизованной стране, и теми, кто возвращает нас к страшному прошлому. Сегодня как никогда украинские символы должны засвидетельствовать, что мы являемся хозяевами на своей земле. Вышиванка и язык — это два символа, которые идентифицируют наше государство. И пока они существуют, до тех пор будет существовать Украина.
Дмитрий ЗАРУБА, директор Национального музея народной архитектуры и быта Украины:
— Идея одеть в День Независимости вышиванку действительно интересна и ценна. Конечно, я ее поддерживаю: когда же, как не в День Независимости, каждый украинец может подчеркнуть свое отношение к Родине, выразить ей свое почтение. Вышиванка — это часть нашей культуры и истории, это то, что объединяет нас. Кроме того, вышиванка — сакральная вещь, это оберег.
Вадим ЛУБЧАК, журналист «Дня»:
— Еще со студенческих лет вместе с несколькими друзьями в Херсоне мы ежегодно уже традиционно одевали вышитые сорочки 23 и 24 августа и выходили в центр города на празднование. Кое-кто из херсонцев воспринимал нас как участников художественной самодеятельности, другие называли «бандеровцами». Впрочем, мы четко знали, кто мы есть и зачем это делаем.
10 августа я провел к поезду «Киев — Москва» своего студенческого побратима Романа. Вместе с мамой он ехал в Россию, а затем — в Беларусь навестить родственников. В дорогу парень одел новую вышиванку. Роман родился в Подмосковье, учился в Херсоне, а сейчас живет и работает во Львове. Для него, а также для других моих друзей — Татьяны из Донецка, Марьяны из Ивано-Франковска, Дмитрия из Киева, Андрея из Сум, Анастасии из Херсона (родилась 24 августа 1991 года), — вышиванка — не только способ национальной идентификации, а и состояние души. Обязательно поддержим инициативу «Дня», потому что воспринимаем ее как свою собственную. Друзья сознаются, что только подумали о необходимости такой акции, а газета «День» ее уже инициировала.
Юлиана ЛАВРИШ, магистр журналистики Львовского национального университета им. И.Франко, выпускница Летней школы журналистики «Дня»-2012:
— Вышиванка всегда была для меня символом богатства и разнообразия. Помню, как три года назад купила вышитую сорочку в Запорожье, несмотря на то, что во Львове широкий выбор национальной одежды. Своей покупкой мне хотелось соединить вышитый «львовский» крестик и «запорожский» цветок гладью. Абсолютно согласна с героиней своего материала в «Дне» («Как «прочитывать» рушники?» от 3 августа 2012 года), черкасской исследовательницей Светланой Китовой, что украинцы одинаково воспринимают мир, ведь в их ментальное мышление заложены одни и те же пласты. Но за вышивание берутся разные люди, передавая свой почерк в нитках, технике, изображении. Мы — разные, а потому и богатые. Вспоминаю слова Блаженнейшего Любомира (Гузара), когда он определил слово «богатство» как аристократическую передачу определенных ценностей и достижений из поколения в поколение... Хотела бы, чтобы 24 августа украинцы сотворили «вышитую» Украину, демонстрируя миру свою неповторимость и собственную идентичность, доказывая собственный аристократизм. Не знаю, как буду праздновать День Независимости, но обязательно одену свою «запорожскую» вышиванку!
Эльвира МАТРОСОВА, студентка Института журналистики Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко, выпускница Летней школы журналистики «Дня»-2012:
— Ввиду дискуссий, которые бурлят вокруг поиска так называемых «этноидентификаторов» и вопроса украинства как такового, идея надеть вышиванку в День Независимости своевременна. Зачем создавать эти идентификаторы искусственным путем, когда можно вспомнить и вернуться к уже существующим? Впрочем, украинцам на этом пути еще понадобится освободиться от ряда стереотипов — по поводу «немодности» национального наряда и его вроде бы слишком политизирующего ореола. Почему так сложилось — и понятно, и непонятно в то же время.
Национальная одежда уважается во всем мире. Это норма, а не социальная патология. Изысканное очертание японского кимоно известно не только в родной стране — эта одежда вдохновляет достаточно большое количество мировых дизайнеров. Хороший пример для подражания — одежда стала не только украшением шкафа, но и шансом не затереться, не потеряться среди множества одинаковых. А в контексте процесса унификации культур это едва ли не единственный путь адекватного противодействия. Поэтому концепция торжественного наряда на праздники для всей страны мне импонирует. Конечно, принуждать никого не нужно — популяризация вышиванки должна быть продуманной и интеллектуально изобретательной.
Евгений ПРИХОДЬКО, журналист-блогер, Херсон:
— Национальный атрибут должен быть у каждого украинца, если он себя таковым считает. Часто, надевая вышиванку в будний день, замечал относительно себя разную реакцию, но, как правило, позитивную. Проблема в том, что мы редко видим людей в национальной одежде, особенно на Юге, потому гражданин, одетый в вышиванку, кажется странным, но по-доброму заметным явлением. По поводу Дня Независимости, то, учитывая регресс национального духа за последние годы и антиукраинские законопроекты власти, такая идея должна претвориться в жизнь. Украинцы должны хотя бы таким простым способом показать свой патриотический дух, потому что к более радикальным действиям нация, к сожалению, не готова.
Подготовили Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»; Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов; Иван АНТИПЕНКО, Херсон