В Королевском районном суде Житомира под председательством судьи Валерия Колупаева началось рассмотрение искового заявления 38 инвалидов-«чернобыльцев» 1-й категории. Они требуют возврата части денежной компенсации стоимости продуктов питания, которую у них отобрали в прошлом году, по их мнению, неправомерно. Эта коллизия была вызвана, что глава Житомирской облгосадминистрации Сергей Рыжук в апреле 2004 года выдал распоряжение об отмене распоряжения своего предшественника Николая Рудченко от февраля 2003 года. Им якобы были установлены завышенные размеры этих выплат, и согласно ему они были в том же году проведены. Вследствие этого в 2004 году суммы, которые, по выводам облгосадминистрации, в предыдущем году выплатили ошибочно, были с помощью элементарной арифметики сняты с сумм тех же компенсаций «чернобыльцам» в 2004 году. Таким образом 35 заявителей недополучили, как они считают, незаконно по 943 грн., остальные — от 415 до 811 грн. Обычно расчеты проводит отдел цен облгосадминистрации, ориентируясь на средние цены на продукты в области. В последние годы это подразделение определяло размер этих компенсаций сразу на год, хотя раньше делало это на каждый месяц. О законных основаниях для изменения порядка этих расчетов «чернобыльской» общественности не сообщили до сих пор.
Облгосадминистрация уже при новой власти претензии «чернобыльцев» не принимает — ее представитель в суде Валентина Луцюк заявила, что специальная проверка установила, что причиной всему стал сбой компьютерной программы, с помощью которой проводились расчеты. Однако представитель «чернобыльцев», консультант Украинской секции Международного общества прав человека Андрей Мельничук, заручившись к тому же письмом Минтруда, настаивал, что при установлении ошибки возврат «лишних» сумм нужно было проводить либо по согласованию с гражданами, либо в судебном порядке. (Областная власть, очевидно, не захотела этого делать, поскольку пришлось бы иметь дело лично с каждым из 30 тысяч инвалидов- «чернобыльцев», проживающих в области. — В.К. ).
Прогнозы части заявителей относительно результатов процесса довольно пессимистичны — в подавляющем большинстве их исков украинские суды становились на сторону органов власти.