На фоне современных неурядиц и всеобщего стона «ой, как нам тяжело» поневоле удивляешься, когда попадаешь в коллектив, где люди не жалуются, не ропщут на злую судьбу, а, засучив рукава, успешно делают свое дело.
РЫВОК
Отделившись 5 лет назад от Киевского политеха, Житомирский инженерно-технологический институт (так стал называться бывший филиал столичного вуза) стремительно набрал обороты. За годы свободного «плавания» здесь открыто 8 новых учебных специальностей, и теперь их перечень включает 13 технических и экономических профессий. В частности, выпускники вуза, который остался в статусе государственного, получают дипломы бакалавров или специалистов (инженеров, экономистов и т.п.) в областях компьютерного программирования, автоматизации и управления в технических системах, автомобильной техники, технологии машиностроения, обработки камня, экономики, менеджмента, учета и аудита и др. Чуть больше года назад в институте начали готовить специалистов по инженерной медицине, которые бы могли успешно эксплуатировать и ремонтировать современную медицинскую аппаратуру. Ныне, по словам ректора ЖИТИ профессора Бориса Самотокина, в вузе учится около 5 тысяч студентов, втрое больше, чем в 1994-м.
Из 535 мест ежегодного набора 140 отведено на госзаказ, т.е. за обучение этой группы студентов платит государство. Есть и заочное отделение. Чтобы расширить возможности выпускников при устройстве на работу, рассказывает проректор по учебной работе доцент Петр Мельничук, желающим предоставляется возможность параллельно с основной овладевать второй специальностью. Так, «технарям» предлагается получить еще какую-то экономическую специальность, которая для многих потом оказывается полезной. Для тех, кто платит за обучение сам, либо за кого платит предприятие или учреждение, сумма взноса сейчас составляет от 1260 до 1800 гривен в год (довольно умеренная, как по нынешним временам, плата. — Авт. ) Вступительный конкурс в ЖИТИ практически на все специальности высокий, на отдельные из них он достигает 5 человек на место. Учиться в Житомир приезжают молодые люди из других областей Украины, а также из России. Значительные средства вуз тратит на приобретение для учебных и исследовательских лабораторий современной компьютерной техники, приборов, другого оборудования и т. п. Имеется здесь и собственный мощный центр Интернета. Как утверждает ректор Б.Самотокин, по многим направлениям институт оснащен лучше столичных вузов. Премудростям наук, разнообразным практическим навыкам студентов учат 270 преподавателей, из них 27 профессоров и 100 доцентов. Что касается выпускников, то 90 процентов из них находят себе работу на различных предприятиях и фирмах или в самом ЖИТИ еще во время обучения или сразу по окончании вуза. Институт, как утверждают его руководители, входит в первую десятку наиболее финансово стабильных вузов Украины (это без учета тех, которые имеют статус национальных). И ЖИТИ уже тесно в «родных» стенах — поэтому летят во все властные инстанции просьбы о предоставлении в аренду дополнительных помещений для аудиторий и лабораторий. И якобы никто не против, но дело с места не двигается, хотя в городе достаточно полупустых админзданий.
И В НАУКЕ ЗДЕСЬ НЕ ОТСТАЮТ
Исследовательская работа в ЖИТИ, рассказывает проректор по учебной работе профессор Иван Грабарь, основана, с одной стороны, на здоровом прагматизме, т.е. приоритетно разрабатываются направления, которые имеют ярко выраженный практический характер и могут принести финансовый успех, с другой— пытаются постичь наиболее актуальные, особенно в региональном плане, проблемы. Так, в институте есть стенд для ускоренных, в том числе сертификационных, испытаний полномерных натурных конструкций, в частности роторов силовых установок авиационной и космической техники. Он считается самым большим в Европе, и на нем уже выполнялись заказы некоторых известных в мире фирм и организаций, в частности «Дженерал электрик» (США), «Самсунг Аэросцейс» (Южная Корея), КБ «Сатурн» (Москва). Есть современные стенды и для других видов испытаний, в том числе автомобильной техники. Активно развиваются также такие научные направления, как системы ориентации искусственных спутников Земли, обработки сигналов, автоматизации производственных процессов, современное материаловедение, экономические основы и модели функционирования свободных экономических зон, экология окружающей среды, сверхвысокочастотные технологии обработки сельскохозяйственной продукции и т. п. Ряд разработок института внедрен в практику и дает весомую отдачу. Однако, считает профессор И.Грабарь, в нашей стране фактически отсутствует целостная государственная политика в научно- технической сфере, что весьма негативно влияет на результативность работы отечественных ученых. Так, говорит он, в области патентования украинские ученые и изобретатели вынуждены часто добиваться для себя таких же прав, какие имеют у нас иностранные разработчики. Последним, по его словам, в Украине «зеленая улица», и пока наши ученые «пробивают» через бюрократические препятствия свое «ноу-хау», их заграничные коллеги довольно просто патентуют свои разработки.
ГРАНТЫ, ИЛИ КТО СТУЧИТ, ТОМУ И ОТКРЫВАЮТ
Достигнутый уровень учебной и научной работы позволил ЖИТИ выиграть несколько международных грантов. Последний из них — в сумме 500 тысяч экю (приблизительно $800 тысяч) был выделен Европейским содружеством в результате конкурса, проведенного по программе Темпус Тасис на выполнение проекта «Науки об окружающей среде» в части влияния радиации на здоровье человека. Согласно проекту, при ЖИТИ будет создан Центр экологического образования, на базе которого, в частности, будет осуществляться повышение квалификации учителей средних школ по физике, химии и биологии с целью углубления их знаний о природе, влияния радиации на здоровье человека. И ректор Б.Самотокин считает, что не надо ожидать, что кто-то придет и что-то даст институту, а настойчиво искать везде и всюду возможности для расширения международных контактов и привлечения дополнительных средств из-за границы. Причем, говорит он, мы идем на такое сотрудничество не с пустыми руками, а со своими идеями, наработками, мыслями, что дает возможность выступать в таких контактах не бедными родственниками, а равноправными партнерами.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАДЕЖДА
Ректор ЖИТИ убежден, что какая бы тяжелая ситуация ни была в государстве, образовательный процесс ни в коем случае нельзя остановить, ибо, утверждает он, чем более образована нация, тем больше у нее умений и навыков самостоятельно решать наиболее сложные проблемы. А поэтому, по мнению Б.Самотокина, именно образование даст нам надежду на выход из нынешнего затруднения. Против этого трудно что-либо возразить.