В крупнейшем по численности селе Украины — закарпатской Колочаве — открыли четвертую по счету доску памяти односельчанам еврейской национальности, которые погибли во время Холокоста в годы Второй мировой войны. На ней выбиты фамилии 133 колочавцев, которые уже добавлены к 260 найденным ранее в результате упорных исследовательско-поисковых работ, которые на протяжении двух десятков лет осуществляет уроженец этого села, известный украинский политик Станислав Аржевитин. Судьбы еще 90 остаются неисследованными.
Во второй день ноября 1938 года состоялся Венский арбитраж, в результате которого часть нынешнего Закарпатья, включительно с крупнейшими городами — Ужгородом, Мукачево и Берегово — отошли в состав Венгрии, а еще через полгода, в марте 1939-го, Венгрия оккупировала всю Карпатскую Украину. Именно этот период стал едва ли не самым трагическим в новейшей истории Закарпатья. Во время гортистской оккупации из края были депортированы около 112 тысяч евреев. Все они после скитаний в гетто оказались в концлагерях, где абсолютное большинство погибло. Среди них были и 484 бывших жителя Колочавы. Об этом шла речь в выступлениях С. Аржевитина, сельского головы В. Худинца, директора областного благотворительного фонда «Хесед Шпира» М. Галина, которые предшествовали открытию памятника.
Несмотря на значительную удаленность от городов и торговых путей, Колочава имела большую еврейскую общину — в 1921 году из 4164 жителей 452 были евреями, практически — каждый десятый. Массово поселяться в этом селе иудеи начали в конце ХІХ века, когда в Европе участились еврейские погромы. Кто был богаче — эмигрировал в США, а более бедные осели по обе стороны Карпат.
Евреи жили преимущественно за счет торговли, корчмарства, займа денег под большой процент, сдачи в аренду крестьянам государственных полонин и сенокосов. Ростовщичество и эксплуатация на Верховине на рубеже ХIХ-ХХ веков имели катастрофические последствия для русинских крестьян. Однако нынешние жители Колочавы больше рассказывают гостям услышанные от своих предков истории мирного сожительства и взаимоподдержки. Многие здешние евреи занимались ремеслами: работали в столярных мастерских, кузницах, на водяных мельницах, шили одежду и обувь, нанимались обрабатывать землю собственными лошадьми, возили рапу (раствор соли) из колодцев Шандрова... Самой богатой, по рассказам старожилов, в селе была семья Лазаря Давидовича. Его сын выделил для государственной народной школы самую большую комнату своего дома, а пока село строило православную церковь, на протяжении пяти лет бесплатно предоставлял собственное помещение для молитвы. Он никогда не одалживал деньги под мироедские проценты, а давал односельчанам «на веру».
Так жизнь продлилась более полувека. В 1942-44 годах в Колочаве прошли массовые депортации евреев сначала в концлагеря Ниредьгазе и Шарошпатак в Венгрии, а затем — в Освенцим, Дахау, Бухенвальд. Вернуться живыми из фашистских «фабрик смерти» посчастливилось пятнадцати. Почтить жертв Холокоста в Колочаву в прошлое воскресенье приехали представители еврейской общины Закарпатья. После траурной церемонии около только что открытой, четвертой по счету доски памяти, акция переместилась в музей-скансен «Старое село», где состоялось театрализованное действо. Местные жители, как опытные актеры, играли сценки из жизни сельской общины тех времен, а гости с неподдельным интересом наблюдали, как учились дети еврейской школы в 20-30-х годах прошлого века, как в кузнице кузнецы умело подковывали коня-гуцулика, вместе с писателем Иваном Ольбрахтом и экономистом Эдмундом Эганом заглянули во двор Вольфовой корчмы, где попробовать запеченных кошерных гусаков, а также стали свидетелями страшного процесса депортации евреев, передавая им вдогонку хлеб в дорогу.
Председатель Всеукраинской ассоциации бывших узников концлагерей Борис Забарко представил изданные им книги под названием «Ми хотіли жити» на украинском, немецком, английском языках. В них идет речь о реальных воспоминаниях и рассказах реальных людей, которым удалось пережить Холокост. Изюминкой действа стали выступление ансамбля «Беяхад» («Хесед Шпира») из Ужгорода и просмотр авторского видеофильма Богдана Барбила «Шабатна гуска».