Впервые в истории на украинскую землю ступила нога буддистского духовного лидера, считающегося живым Буддой. И впервые пространство бывшего СССР посетил глава Карма Кагью — одной из старейших школ северного или гималайского буддизма, в ненаучных кругах именуемого тибетским.
Древний буддистский текст Самадхираджасутра содержит предсказание Будды Шакьямуни, согласно которому через 1600 лет после его ухода на земле появится учитель высочайшего развития и беспредельного сочувствия. Его предназначением будет распространение Дхармы — учения буддизма — во многих реинкарнациях (новых рождениях) во благо всех живущих существ. Известен он будет как Кармапа — господин кармы. Первый Кармапа родился в Тибете в 1110 году. А его 17-е воплощение, Его Святейшество Тринлей Тхае Дордже (Trinlay Thaye Dorje) посетил с пастырским визитом Украину.
На первый взгляд, несмотря на высокий сан и безусловный авторитет в буддистском мире, визит Кармапы в европейское государство, большинство граждан которого принадлежит к христианским конфессиям, — событие скорее декоративное. На самом же деле оно демонстрирует вовлеченность украинского общества в глобальные тенденции и, как это ни парадоксально, акцентирует нашу принадлежность к современной Европе.
Еще в начале XX века интерес западных исследователей к таинствам и традициям буддистских школ Гималаев стоил жизни нескольким исследователям, пытавшимся проникнуть в сокрытые для иностранцев святыни Тибета, а единственным ученым из Европы, видевшим его столицу Лхасу, был бурят Гомбожаб Цыбиков. Сегодня же число последователей северного буддизма в Америке и Европе исчисляется сотнями тысяч. Католический исследователь Павел Банаш отмечает: «Экспансия буддизма на Запад — пример его удивительной жизнеспособности; в то же время в странах, где буддизм имеет многовековые традиции, можно найти множество примеров его окостенения». Китайская оккупация Тибета в 1959 году не просто подтолкнула к эмиграции большое количество буддистских ученых и священнослужителей во главе с их духовными лидерами, среди которых были Далай-лама и 16 йКармапа. Коммунистическая идеология ставила своей задачей искоренение религии, а великодержавная политика Мао — ассимиляцию тибетского населения, растворение его идентичности в куда более многочисленном этносе победителей. Эти факторы заставили веками сохранявших герметичность духовных знаний и практик лам пойти на пропаганду своего наследия в иноверческом мире — ради его сохранения.
С другой стороны, буддистский путь оказался спасительным открытием для многих мыслящих представителей западного общества, ставшего обществом потребления, формализовавшего и нивелировавшего социальную роль традиционных для него церквей. В философии же и в практике Дхармы заложен изрядный психотерапевтический эффект. С известной степенью упрощенности можно сказать, что буддизм трактует бытие в миру, как страдание, ибо мир и личность — не истинная реальность. Закон кармы (действия) заставляет живые существа бесконечно перерождаться на земле, пока, соблюдая этические нормы, развивая сострадание, очищаясь от негативных действий, мыслей и побуждений, они не достигнут просветления — состояния Будды. Очищению и просветлению способствуют специальные духовные практики, связанные и с физическими усилиями. Главная из них — медитация, смысл которой школа Карма Кагью трактует ясно и элегантно: «свободно, без усилий покоиться в том, что есть». Гималайской Ваджраяне, к которой Карма Кагью относится, особую соблазнительность придает ее уверенность в возможности достижения просветления уже в этой жизни — посредством специальных практик. Тогда как более архаичные школы буддизма отодвигают спасение на десятки реинкарнаций.
В Европе Кармапу часто называют одним из трех верховных лам в тибетской иерархии. Духовное же первенство в мире Дхармы приписывают Далай-ламе, апеллируя к его авторитету в любых спорных вопросах, касающихся гималайского буддизма. С точки зрения истории буддизма этот подход вульгарен. Ведь никому не приходит в голову утверждение, будто Папа или Вселенский патриарх является главным всехристианским иерархом, а его решения — закон для всех христианских общин. Буддистские школы Тибета так же различны и самостоятельны, как христианские патриархаты: у каждой свои традиции, своя обрядовая специфика, своя иерархия. Политический авторитет Далай-ламы основан на том, что он является не только духовным главой школы Гелугпа, но и светским правителем Тибета в изгнании. Однако абсолютная власть Далай-ламы в Тибете установилась только в XVI веке, на волне монгольского вторжения, поддержавшего традицию Гелугпа. До этого Страной cнегов управляли в разное время разные духовные кланы. Знала она и политическое властвование традиции Кагью, отчасти распространявшееся даже на Китай. Несколько Кармап были учителями китайских императоров. Так, в 1407 году император Тай Минь- чен пожаловал 5-му Кармапе титул «Драгоценный Религиозный Царь, Великий Сочувственный с Запада, Могущественный Будда Мира» и предложил силой своей власти объединить разрозненные школы буддизма в одну — во главе с Кармапой. На что патриарх Карма Кагью пояснил, что это лишь принесло бы вред живым существам, поскольку человечеству нужны методы различных поучений.
«Именно буддизм с самого своего возникновения перешагнул национальные и политические преграды и первым стал проповедовать единство человечества независимо от национальности», — отмечал видный востоковед ХХ века Юрий Рерих. Сегодняшняя география школы Карма Кагью убедительно продолжает эту стратегию. Для более чем 648 буддийских центров и монастырей линии Карма Кагью в 51-й стране Кармапа является духовным лидером и учителем. И если в Монголии, Калмыкии, Китае школа появилась с XIII века, в Бутане — с XVI, вторая половина ХХ века ознаменовалась настоящим бумом традиции Карма Кагью в Европе: к примеру, в Германии количество сторонников учения уже превышает 20 тысяч. Центры Карма Кагью работают сегодня в 15-ти городах Украины.
— Какова цель визита Вашего Святейшества в Украину?
— Учить моих последователей буддизму. Для этого я и был приглашен. Я посещаю много стран в Азии, Европе, Америке, и не потому, что я выбираю, в какую поехать. Это всегда происходит по приглашению друзей — учеников.
— Чего Вы ожидаете от таких визитов?
— Того, что помогу людям достичь Пробуждения и смогу воодушевить их.
— Во время нашей оранжевой революции российские новостные агентства сообщали, что, узнав от украинских паломников о происходящем, вы совершали специальные религиозные практики для Украины.
— Эта практика называется благопожелания. Я не помню, чтобы делал специальные пожелания для оранжевой революции, но действительно осуществлял пожелания во благо всех украинцев.
— Вас называют повелителем кармы. Изменится ли карма нашей страны после вашего визита?
— Это не зависит от того, нахожусь я здесь физически или нет, а лишь от того, что делают люди в вашей стране со своими жизнями. Но я продолжаю благопожелания во благо всех жителей Украины.
— Школа Карма Кагью наиболее активна в распространении учения Дхармы в Европе. Зачем вам этот прозелитизм?
— Дхарма — это такое учение, которое Будда распространял очень свободным образом: он предлагал людям самим решать, хотят ли они следовать этому учению. Здесь неприменимо слово «прозелитизм». Очевидно, что буддизм вообще сейчас очень сильно развивается во всем мире, и Карма Кагью является частью этого процесса. Вы наверняка знаете о ламе Оле Нидале — во многом именно благодаря его активности возникло очень много последователей буддизма, множество центров в Европе и Америке. Кроме того, у нас есть много других духовных учителей. Это живой процесс.
— От представителей традиционного для нашей страны православия в адрес восточных религиозных учений часто звучат обвинения в попытках перехватить духовное влияние на молодежь.
— В буддизме, и в нашей школе в частности, множество практикующих, среди них есть люди любых возрастов. И все они приходят к буддизму на основании собственного выбора. Буддизм — это метод, который позволяет достичь состояния внутреннего счастья — мы называем это просветлением, состоянием Будды. Вступить на этот путь, следовать ему — каждый решает сам.
— Как складывается взаимодействие структур школы Карма Кагью с христианскими обществами Европы? Есть ли специфические препятствия?
— Насколько я знаю, практически во всех западных странах буддизм признан, как законная религия.
— Считаете ли возможным и нужным межконфессиональный диалог буддизма и христианства?
— Возможность межконфессионального диалога зависит от социальной и исторической ситуации. Это необходимо, когда действительно может принести пользу живым существам. Очень важная цель — достижение гармонии во всех областях общественной жизни. Ее невозможно достичь без сострадания.
— Вас называют живым Буддой. Означает ли это, что для ваших последователей вы являетесь божеством?
— Сам я считаю себя просто учителем для моих учеников, живущих во всем мире, на всех континентах. Опыт, знание нашей практики, совершенствование в ней позволяют становиться духовно более зрелым, достигать определенных вершин. А иначе — в этой жизни мы все родились людьми, и в принципе мы все одинаковы.
— Часто обращение к Дхарме, как и другим экзотическим вероучениям, является для европейцев лишь следованием моде, позой, желанием выделиться. Насколько вы уверены в своих последователях и их мотивах? Как относитесь к присутствующим среди них маргиналам, не сумевшим вписаться в общество и ищущим в своей привязке к Карма Кагью эфемерный социальный статус?
— Любое живое существо обладает способностью стать Буддой. И это не вера, и это не мода. Мы советуем людям продолжать свою обычную жизнь, но сверх этого, в дополнение применять учение Дхармы. Если человек становится счастливее — это прекрасно. В буддизме нет моды, ему слишком много лет (улыбается).