Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жизнь после взрыва

Харьковчане, оставшиеся без своих квартир утром в понедельник 4 сентября, осваиваются на новых местах временного проживания. И только сейчас начинают осознавать случившееся
12 сентября, 2012 - 11:40

Фикус и спасенный кот в руках, груда стульев и одеял во дворе, искореженный плазменный телевизор. Жильцы дома, взорвавшегося в Харькове, вывозили последние вещи из своих разрушенных жилищ в субботу 8 сентября. Те, кому было что вывозить. Те же, кто жил в пострадавшем стояке со второго по четвертый этаж, остались не только без самых необходимых вещей, но даже без документов и денег. Уже 9 сентября верхние этажи опустевшего дома начали разбирать.

ОТЕЛЬ ВМЕСТО РОДНЫХ СТЕН

«Мы только сейчас начали осознавать, что произошло, — говорят многие из жильцов сегодня, через неделю после взрыва. Им сложно поверить в то, что уютные комнаты за считанные секунды превратились в груды бетонных обломков и арматуры.

«Просто чудо, что никто не погиб!» — говорят участники и свидетели страшного события. Вырванные искореженные бронированные двери, пробитые металлические плиты и рамы, острые осколки стекла и металла, рухнувшие перекрытия, оборвавшийся лифт. Повезло, что это был будний день, и большинство людей ушло на работу. Повезло, что никто не ехал в лифте. Повезло, что дом был кирпичный, — по словам специалистов, панельный дом «сложился» бы от взрывной волны, накрыв всех внутри. Повезло, что концентрация газа была не самой критической, — увеличение количества газа хотя бы вдвое привело бы к полному разрушению перекрытий и многочисленным человеческим жертвам. Выжили также домашние животные — коты и собаки успели спрятаться в безопасных местах и вышли к хозяевам, когда паника утихла.

Но даже при таком не самом страшном стечении обстоятельств каждая из тридцати шести семей в этот день пережила одно из самых тяжелых событий — потерю жилья. Потерю дома. Потерю привычной жизни. Около ста человек в один миг были вырваны из рутинной повседневности, которую не замечаешь, пока она вдруг не рушится вместе с твоей многоэтажкой. Некоторую часть жильцов, оставшихся без крова, приняли родственники и друзья. Но большую часть пострадавших расселили по нескольким гостиницам. Тем не менее, даже хорошие отели не заменят родные стены, и ситуация остается трудной и травмирующей для переселенцев.

«БОЮСЬ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В ЭТОТ ДОМ»

 

Ежедневно возникают неожиданные проблемы. Даже привычные мелочи, которые всегда находились под рукой и остались под завалами, доставляют массу неприятностей. «Приходится покупать все — от носков до катушки ниток! — поясняет Валерий Бирюков, жилец из квартиры на третьем этаже, располагавшейся напротив эпицентра взрыва. — Схватишься — нет удлинителя. А без него и чайник не поставишь! Ни утюга, ни сковородки — все перевернулось».

Пожилая мама одного из жильцов до сих пор не может спать по ночам, часто плачет. Многим снятся кошмары. «Я не хочу возвращаться в этот дом, даже если его отстроят заново», — говорит Влада Алексеенко, 20-летняя девушка с четвертого этажа, которая получила серьезную травму лица и челюсти. С ней согласны многие, пережившие взрыв. Люди опасаются, что дом больше никогда не будет для них безопасным и надежным. Сама Влада перед взрывом находилась на лестничной площадке, собираясь выйти. Спустившись по лестнице, она заметила в воздухе подъезда странную взвесь, похожую на пыль, и почувствовала запах перегретого электроприбора, «как будто фен накалился в парикмахерской», вспоминает она сегодня. Обеспокоенная, она вернулась к своей квартире и закрыла дверь на еще один поворот ключа. В этот момент прогремел взрыв. Девушку ударило взрывной волной о стену, она упала на лестнице. Жильцы дома стали выбегать на улицу мимо лежащей окровавленной девушки, в панике не замечая ее, пока она не стала звать на помощь. Тогда ее тоже вынесли во двор и позже доставили в больницу.

Алена Соколенко, жившая на втором этаже прямо под злополучной квартирой и получившая самые тяжелые травмы, вспоминает страшный день как в тумане. Рассказывает, собиралась погулять с полуторагодовалой дочкой Кристиной. Удивилась, что ребенок без спросу вышел на балкон, — девочке запрещали выходить туда без взрослых. Но окликнуть девочку она не успела, прогремел взрыв. Алена очнулась уже под бетонной плитой, полностью заваленная обломками и засыпанная цементом. Она не могла откопаться сама и принялась звать на помощь. Ее мама, в состоянии невероятного шока, стала кричать с балкона: «Спасите!». На их балкон с улицы через крышу разрушенного магазина стали взбираться незнакомые мужчины. Они откопали Алену, вынесли ее на руках и посадили на лавочке во дворе. Только в машине «скорой помощи» девушка ощутила сильную боль в спине. Сейчас у нее диагностируют компрессионный перелом позвоночника и обещают выписать через несколько недель. Алена рада, что ее дочка и мама не получили травм. Говорит — в доме стояла икона, которая, на удивление, осталась целой среди всех вещей, уничтоженных взрывной волной.

Неожиданно у несчастья нашлась и светлая сторона. «Горе нас объединило, — говорят в один голос жильцы разрушенного дома. — Мы жили рядом, в одном подъезде, но редко общались. За много лет слова друг другу не сказали, только «привет» и «пока». А теперь все мы как родные! Перезваниваемся каждый день, помогаем».

«Сейчас особенно остро понимаешь, что человеческие отношения намного важнее денег и материальных ценностей, — размышляет Валерий Бирюков, строитель по профессии. — Материальное рушится, остаются родные и близкие люди, ради них и живешь». Вспоминает, что как раз перед взрывом подсчитывал, сколько денег уйдет на новый ремонт, а теперь ремонт делать негде. Но обездоленным он себя не чувствует. Гордится своим 75-летним отцом, который в самую страшную минуту проявил хладнокровие, успел схватить документы и вывести жену на улицу.

Трагедия стала поводом для многих людей проявить сочувствие, заботу о близких и далеких знакомых. А то и о вовсе незнакомых людях. Жители соседних домов с первых дней несли пострадавшим одежду, обувь и предметы первой необходимости. Кто-то приютил у себя семьи друзей потерпевших, их престарелых родителей и детей. Одноклассники Алены Соколенко собрали и передали ей в больницу деньги и продукты. Одна из жительниц седьмого этажа, у которой три ребенка школьного возраста остались без учебников, рассказала о своей проблеме в социальной сети «Одноклассники». На следующий день к ней пришли совершенно чужие люди, которые принесли не только учебники, но и подарки детям.

А еще у многих из нас после взрыва появился повод оглянуться на соседей по своему дому, своей лестничной площадке. С кем мы живем бок о бок, под одной крышей, с кем делим ответственность за свою жизнь? Ведь все мы, жители современных городов, связаны общими стенами. И связаны более прочно, чем нам кажется. С риском для жизни.

КСТАТИ

Напомним, 4 сентября следственное управление прокуратуры Харьковской области возбудило уголовное дело по факту взрыва по статье «Служебная небрежность, повлекшая тяжелые последствия». По неофициальной версии, причиной взрыва могла быть забытая на газовой плите сковородка. Как сообщает пресс-служба прокуратуры Харькова, по состоянию на 11 сентября проводятся медицинские экспертизы, по результатам которых до конца недели следователи смогут сделать заявление.

Алена СОКОЛИНСКАЯ, фото автора, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ