Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жрец, а не «жерець»

Отца Александра из Цегова называют нестандартным священником
1 марта, 2007 - 19:17
ФОТО АВТОРА

Возможно, при своем образовании и уме — закончил духовную академию — отец Александр мог бы стать архиереем, как стали ими три его однокурсника. Мог бы — и наместником в монастыре, если бы постригся в монахи. Однако он в служении Богу выбрал особый путь: один из немногих на Волыни принял целибат и уже 35 лет служит в обыкновенном сельском приходе в Цегове. И если верно, что «какой поп — такой и приход», то местная Рождественско- Богородичная церковь — ухоженная, как куколка — стала духовным центром округи.

... Откормленные важные коты вышли к чужим людям раньше священника. В просторном доме в центре поселка Марьяновка, рядом с Цеговым, отец Александр живет сам, если не считать пушистых «хозяев». Приобрел этот дом не за церковные (как мог), а за собственные средства. Получив приход, три с половиной года жил в плохенькой хате на квартире у старой женщины. С тех пор, как перебрался в собственный дом, женщины-прихожанки служат своему батюшке только раз в год: накануне Пасхи белят хату. Потому что с остальными бытовыми хлопотами он справляется сам.

Тому, что священник в Цегове нестандартный, подтверждений немало. Батюшка сам заготавливaет себе дрова, печет хлеб и пироги. На зиму наделал столько консервации (только яблочного сока литров сто, который раздает людям), что не каждая хозяйка сумеет. В Цегове самые дешевые в округе требы: венчание — 30 гривен, похороны — 15, а на крестины (когда решили поднять тариф, потому что «событие радостное») цена поднялась «аж» до 20 ти гривен. А случится победнее семья или одинокая бабушка без особых доходов, отец и без денег похоронит, чтобы только «спочивали у мирі».

Постоянной его заботой является Божья обитель. На церковь только в последние годы израсходована немалая сумма денег. Покрасили ее внутри и снаружи, вновь позолотили иконостас, приобрели три новых колокола, провели газ... И все это — тысячи и тысячи гривен — за средства из собственных доходов храма. Прихожане в Цегове не ходят из хаты в хату с просьбой пожертвовать несколько гривен на новые ризы или краску. Не колядуют на Рождество под окнами за деньги. Говорят, батюшка запретил...

— Колядовать я не запрещал, — вносит ясность отец Александр. — Но денег у общины мы действительно не просим. Просят и староста, и певчие: можно требы сделать более дорогими! Уже и соседние батюшки на меня сердятся: у них же цена за требы выше... А я людям говорю: вот и не просим мы ни у кого денег, а нам на все, слава Богу, хватает!

Цеговский священник не берет себе, как «положено» во многих приходах, половину заработка от треб, а зарплату имеет «мини-минимальную»: 205 гривен. Если учесть, что и пенсию получает чуть большую (нет даже 300 гривен), то доходы батюшки с академическим образованием очень низкие.

— А сколько мне самому надо?! — отец Александр сидит в будний день у теплой печки с котиками на руках. На стене — старые вышивки (остались от бывших хозяев), семейные фотографии. Одна из них — две немолодые женщины в аккуратных платочках — привлекает внимание.

— Это моя мама, а рядом — мамина мама, которая прожила до 101 года. Прожила без врача и без таблетки. В день смерти, как всегда, встала, позавтракала, прилегла на кровать и говорит, что будет умирать. Бог дал ей легкую смерть: никто и воды не подал, потому что не было в том нужды...

Мать же будущего пастыря не дожила до времени, когда он стал священником. Умерла, когда сыну было только 17 лет. Однако с мамой маленький Саша (семья тогда жила в селе Хворостив в Любомльском районе) начал ходить в церковь. Прислуживал батюшке, а после Пасхальной службы ( «Мне казалось, что я уже не на земле, а на небе!») начал говорить, что будет только священником. Однако еще три года отслужил в дремучей тайге в «стройбате», где солдатики рубили лес, и аккурат во времена хрущевского гонения на церкви и попов поступил в духовную семинарию. Потом — в духовную академию, в которой учился с нынешним митрополитом Волынским и Луцким владыкой Нифонтом. Только на разных курсах. Александр Солодуха уже был на третьем курсе академии, а владыка (в миру Василий Солодуха) — на первом курсе семинарии. Отец Александра также не дожил до рукоположения сына ва священники, которое проходило в Свято-Троицком храме в Луцке. Солодуха, прослужив в соборе, попросился в сельский приход. Было место в Цегове, где он несколько месяцев подзарабатывал, как это принято и ныне на Полесье, «на сезонах».

— Строил 8-квартирный дом у церкви... Еще и ныне показываю желающим свою работу — одну стену клал сам. Из Цегова поехал в Москву, в семинарию... Когда меня должны были рукоположить в священники, попросил у епископа благословения принять целибат. На монашество не чувствовал сил, а для женитьбы не нашел подходящей пары. Архиепископ Адриан предупредил: «Смотри, потом будет поздно!» Но я ни о чем не жалею и не каюсь.

***

Необычный сплошной и длинный ключ поворачивается в замке, и мы переступаем порог храма, в котором отец Александр служит уже 35 лет. Сколько лет церкви (110) — столько лет и ключам. Столько же — и полу, который ни разу еще не ремонтировали.

— Пол — как колокол! — радуется батюшка. — В Борочичах Свято-Николаевской церкви уже 350 лет — и пол еще не меняли. А в новой, построенной лет десять, он уже прогнил... Батюшка в царских вратах было провалился... Хорошо, что ногу не сломал.

Кстати, стабильность и верность священников приходу — своеобразная цеговская традиция. За 110 лет здесь было только три настоятеля. Предшественник отца Александра отслужил 43 года, мог бы служить и еще лет 10, но умер в возрасте, в котором ныне Солодуха — в 67 лет.

В столетнем цеговском храме — тот же, что при «рождении», богатый иконостас. А какой красоты царские врата! Обыкновенная приходская церковь — большая и просторная. Такую не везде и в городе найдешь. Храм дышит покоем и величием, в нем чувствуется то, что называют словом «намоленность». Батюшка говорит, когда на улице сияет солнце, то церковь становится «жизнерадостной». В такой и служить хочется. Поражают росписи. Автор их неизвестен, однако это однозначно был профессиональный художник большого таланта со своим почерком. Причем, что очень похвально, у прихожан и священников за 110 лет хватило ума не смывать и не переделывать росписи. Несколько лет назад цеговский храм обновил уже, к сожалению, покойный гороховский художник Александр Корецкий. Его, говорит отец, знает весь мир, потому что расписывал и Почаевскую лавру, и Патриарший собор в Москве, храмы в Киеве и Санкт-Петербурге...

— Был так же не женат, как и я...

Видно, что свою церковь цеговцы любят. На иконах — новые и не белые, как обычно, а голубые кружевные накидки. Управляющая церковным хором воспитатель местного детсада Любовь Ивановна Юзва рассказывала, что такое оформление увидели во время одной паломнической поездки, и решили сделать у себя. Это также жертва на храм Божий: за накидки женщины денег из церковной кассы не взяли. Каждую неделю на службе — от 80 до 130 человек. Количество, которое и не снилoсь большинству нынешних сельских приходов! Отсюда и доходы прихода. В Цегове при всех властях служили Всеношную, святили паски. На Спас же шли паломники к иконе Цеговской Богоматери (бывало до трех тысяч людей на службе!), которую еще называют «Базарной» или «Поганинской» Богоматерью, потому что храм когда-то стоял у большого базара, а икона исцеляла от многих «поганых» болезней. Церкви ныне открывают и в маленьких селах, где их, говорит Солодуха, никогда и не было. Если же и была где церковь, то обязательно приписанная к большому храму, и обслуживал ее тот же настоятель. А теперь маленькие общины словно соревнуются в строительстве храмов, где «ни работы для священника, ни с работы». Но людей у них все меньше и меньше... К цеговскому храму ныне приписаны только жители, собственно, Цегова, но посещает его и часть жителей поселка Марьяновка. А когда отец Александр начинал служение, то был один пастырь на четыре села. В год проводил по сто крестин и столько же похорон. Бывало, что в день и два, и три раза были похоронв в разных селах. Были и целые недели похороны... А в Пасхальную субботу одного года должен был провести четыре погребения! Трех покойников упокоил с Богом, а на четвертую похоронную требу пригласил священника из другого села, потому что должен был еще отслужить и Пасхальную Всеношную. Теперь крестит детей тех, кого крестил младенцами.

Светлый и жизнерадостный, по словам настоятеля, храм в Цегове пережил, к сожалению, уже два грабежа. Два года назад непойманные злоумышленники перерезали решетки на окнах и похитили две серебряные чаши и «коренную» цеговскую «девичью» икону. Прошлой осенью — таким же образом большой образ с изображением многих святых...

Наталья МАЛИМОН, Гороховский район на Волыни
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ