Обитательницы одного из старейших в Украине — ставропигиального Зимненского монастыря под древним Владимиром — одним детям заменили родных людей, других обучают в собственной... музыкальной школе.
РОДНОЙ ДОМ — ОБИТЕЛЬ
Великое счастье рода, в котором есть монахи: они вымаливают семь поколений живых, и девять — умерших. Откуда, из каких глубин памяти всплыла эта прочитанная (либо услышанная) когда-то фраза? Однако я давно отказалась от стремления выспрашивать у обитателей монастырей, что привело их сюда. На все Божья воля. Тем временем, незаметно, словно из-под земли, появилась невысокая монахиня. Только что в длинном коридоре административного корпуса Зимненского монастыря было пусто, лишь в глубине виднелась группа мирян и несколько монашек. Во дворе — также ни души. Можно было неспешно рассматривая, зайти в открытые ворота, пройтись мимо восстановленного Свято-Успенского храма, закрытого в этот будний день на замок. Даже увидеть фантастической красоты пейзаж на заводь реки Луги и княжий город Владимир, вид на который открывается с обеих сторон храма, за маленькой калиткой. А еще — подземная церковь и древние монашеские пещеры... А за памятником князю Владимиру крестителю, за оборонной когда-то стеной (ведь монастырь определенное время носил и защитные функции), есть покои, названные президентскими, потому что только предыдущий президент ночевал здесь аж три раза.
Наместник Церкви, блаженнейший Митрополит Владимир, приезжает сюда по несколько раз в году. И не только потому, что монастырь — ставропигиальный, то есть находится под митрополичьим управлением. Святая гора, на которой и стоит Зимненская обитель, за тысячелетнюю историю накопила столько блаженства и благодати, что щедро делится ею с каждым прихожанином. Все же высокого ранга гостей в монастыре всегда хватает. Одних привлекает особая аура этого места, где им легче попросить у Господа прощения за совершенные грехи. Другие из разных соображений пытаются приобщиться к восстановлению древней обители. Вот и сейчас монахиня скромно попросила подождать в прихожей, потому что «у матушки — начальники».
За полчаса, которые мы с водителем, проникшись тишиной и неспешностью этого места, просидели в маленькой приемной, монашки, проходившие мимо, трижды (!) спросили: покормили ли нас? В конечном итоге все же уговорили пойти в трапезную. Было даже как-то не по себе: словно мы с голодного края, или приехали специально попробовать действительно вкусную, хотя и постную, но приготовленную с молитвой, пищу. Игуменья Стефана улыбается:
— Все сестры знают наш порядок: когда чужой человек приезжает в монастырь, то, в первую очередь, нужно спросить, не хочет ли пить, не голоден ли. А уже тогда можно и дела решать. Помню, когда-то блаженнейшему Митрополиту Владимиру задали вопрос: «Что вы любите делать?» Он ответил: «Больше всего люблю делать людям добро». Когда, говорил он, человек счастлив, то и я счастлив. И я также сестер учу, что те люди, которые переступают порог нашей обители, заходят в эти стены молитвенные, ступают на землю, намоленную преподобными отцами, должны пойти отсюда с чистой светлой душой, с радостью в сердце. С мыслью такой, чтобы хотелось еще не раз сюда вернуться, помолиться, ощутить благодать. Потому что Господь сказал: «То, что ты сделал для ближнего, ты сделал для Меня». А покормить — это наименьшее, что можно сделать.
— Ваша малая родина — небольшое село Залютье, что в Старовыживском районе. Но если владыка Нифонт, митрополит Луцкий и Волынский, очень часто посещает родное село Галину Волю, то вас на малой родине практически не видят...
— Да, в Залютье, которое скорее даже не село, а большой хутор, я была давно. Не потому, что я игуменья, что имею заботы в обители. Если бы хотела — могла бы поехать. Но, знаете, у меня нет такой тяги. Самый дорогой мне человек, мама, уже восемь лет находится в нашем монастыре, она приняла монашество. Умер папа, потом, в 40 лет, одна из моих сестер... Мама очень тяжело перенесла эти утраты. А в обители нашла приют и покой для души. Ей здесь хорошо, хотя ей уже 76 лет. Но, слава Богу, еще может ходить, молиться, она и утром, и вечером на службе в церкви. А для меня это очень большая помощь, потому что я чувствую ее благословение, ее материнские молитвы. И я живу по ее молитвам, потому что сильнее материнской молитвы ничего нет. Когда я не присутствую в церкви, то в ней — мама. В Залютье есть мои сестры. Но у них — своя жизнь, а у меня — своя. Я посвятила ее Богу. Но это не значит, что родных забыла. Если они хотят меня увидеть, могут приехать в обитель. И им будет польза, потому что помолятся, приложатся к нашим святыням, получат благословение. А вообще-то у меня и на самом деле времени не хватает, чтобы еще по родственникам ездить. В монастыре очень много работы.
— В вашем маленьком Залютье, наверное, и церкви не было? Хотя из него вышло около десяти священников, монахов...
— Не было даже кладбища, и покойников хоронили в Крымном. Туда мы и в церковь ходили. В конечном итоге выделили землю под кладбище, а на нем мой родной дядя, мамин брат, будучи церковным старостой, занялся строительством часовни. А получилась хорошая церквушка в честь преподобного Сергея Радонежского. Хоть в родном селе не бываю, но о родной школе не забываю. В прошлом году так совпало, что 50-летие школы и 60-летие владыки Нифонта, митрополита Луцкого и Волынского, отмечали в один день. Я, конечно, поехала на юбилей владыки, но школе наш монастырь подарил компьютерный класс. Мне же было так жалко, что не побывала на юбилее, поэтому попросила родную сестру, которая в Залютье, спросить: не могут ли мои учителя приехать в монастырь? Приехало аж девять человек! Была и тогдашний директор Мария Ивановна. В то давнее время она имела атеистические, так сказать, взгляды, потому что при той власти должность, очевидно, обязывала. Мы ее очень боялись! Но я в школе выделялась тем, что все же ходила в церковь и пела на клиросе. Был то 7-й или 8-й класс... В селе как? Люди ходили в церковь на большие праздники, чтобы исповедоваться, причаститься... А я каждую неделю была в церкви. Меня за это никто в школе не хвалил, но благодарю и сегодня Бога за те испытания. Было радостно принять моих учителей. Мы так хорошо посидели за трапезой, повспоминали те годы. Я их поблагодарила за приезд, потому что в нашем монастыре они были впервые. Он их поразил не только потому, что было лето и наш двор — весь в розах... Поразили благодать, вековая история. И слава Богу, что изменились времена, что мои учителя вернулись в церковь, к Богу, что могут прийти в храм не тайком, могут рассказать о Господе детям, и не оглядываться, что им за это будет. Могут сами обвенчаться, детей покрестить, а самое главное — исповедоваться и причаститься, потому что это необходимо каждому христианину. Духовная жизнь восстанавливается и в тех душах, в которых она могла бы, если бы тот режим еще продолжался, и не возродиться.
«МОНАХИНЬ НЕ ВОСПИТЫВАЕМ. ПОТОМУ ЧТО ЭТО БОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ»
Несколько лет назад в Луцком замке, во время пленера юных художников, внимание всех присутствующих привлекала необычная компания: две женщины в монашеской одежде с двумя девочками школьного возраста, также одетыми в черное. Конечно, многие узнавали матушек Стефану и Николаю из Зимненского монастыря. Оказалось, что наставницы Божьей обители приехали... поболеть за воспитанниц монастыря, которых учили в художественной школе во Владимире-Волынском.
Таких воспитанниц в монастыре было 12. Матушка Стефана говорит, что многих забирали просто с улицы, потому что они были лишены внимания и родителей, и государства.
— Просили: пусть временно поживет, так как у ребенка нет пристанища. Мы брали их с 9-ти лет и воспитывали до совершеннолетия. Кому-то помогали поступить в университет, кого-то уже и замуж выдали. Они обращаются к нам и сейчас.
— Рассказывают, что одна из ваших воспитанниц учится на врача во Львове, но очень часто приезжает к вам как домой. Ей просто больше некуда ехать...
— И мы даем им деньги, покупаем вещи. И слава Богу, что им есть куда ехать! Я всегда говорю: если вы хотите, чтобы я была вашей матерью, а монастырь был для вас родным домом, приезжайте в любое время. Все-таки кто десять, кто восемь лет жил при монастыре... Они ходили в школу здесь, в Зимнем, мы учили их — кого в художественной школе, кого — в музыкальной. Специально возили, потому что старались, чтобы они были всестороннее развиты.
— В воспитанницах не разочаровывались?
— Дети, знаете, как дети. Пока они чувствуют ласку, то и отзываются на нее. Но многое в них заложено в генах. Мы в этом убедились, и тяжело, очень тяжело кое-кого было воспитывать. Дети же не виноваты, ведь что-то передалось им и с кровью мамы и папы... Но мы даем им шанс. Мы не воспитываем их будущими монахинями, потому что это Божий промысел, и лишь две воспитанницы изъявили желание посвятить жизнь служению Господу. Мы даем им шанс прожить свою жизнь по-другому, не так, как их родители, которые злоупотребляли алкоголем или были наркоманами. Они могут стать просто добрыми, хорошими людьми, потому что уже различают добро и зло. И могут выбрать себе дорогу в жизни — с помощью Божьей и нашей.
— При вашем монастыре уже много лет действует и православный лагерь, и офтальмологический кабинет, а недавно еще и музыкальную школу открыли...
— Знаете, самая большая беда — это когда не исполняются законы Церкви. Ведь, как сказано в Писании? Полюби Господа своего всем сердцем и ближнего своего, как самого себя. А в чем же мы будем проявлять свою любовь к Богу и к своему ближнему, если не будем заботиться об обездоленных детях, о спасении души человека? И великим примером для нас является настоятель нашей Церкви митрополит Владимир, на чьем духовном попечительстве находятся и дома для сирот, для детей из чернобыльской зоны... Оздоровительный лагерь для детей из малообеспеченных семей при Зимненском монастыре действует уже десять лет. Мы нанимаем опытных преподавателей, которые преподают пение, искусство, наши сестры преподают Закон Божий, занимаются с детьми кулинарией. Лагерь имеет еще и другую специфику: занятие преподаватели проводят на английском. Проводятся и дискотеки — клуб рядом, в школе, которая находится по соседству с монастырем, арендуем спортивный зал. Через день дети ездят на пикники на красивое лесное озеро возле Владимира. И в то же время — духовное воспитание. В начале и в конце пребывания в лагере служится молебен, детки перед отъездом домой исповедуются и причащаются. Очень интересно наблюдать, как они готовятся к исповеди. Берут большие листы, исписывают их своими грехами... С таким душевным благоговением приступают к исповеди!.. Немало детей у нас уже не первый год. Бывали случаи, когда они могли выбирать — ехать на Волынь (потому что часть из Вишневого, что под Киевом) или в Крым — но выбрали Зимнее.
— Но понимают ли дети, что они находятся не просто в лагере на берегу чудесной реки Луги, а в православном женском монастыре?
— Конечно, понимают, хотя мы абсолютно не настаиваем на соблюдении ими строгой монастырской дисциплины. Сама атмосфера обители вынуждает вести себя соответствующе, хотя дети остаются детьми. Они очень учтиво ведут себя, перед трапезой просят благословения, после нее благодарят за еду, молятся утром, прося благословения на новый день. Есть общая большая молитва перед сном...
А музыкальную школу монастырь открыл для местных детей. Она действует только первый год при Зимненской школе. Знаете, как-то меня в кафедральном соборе в Виннице очень поразил детский хор, который пел так красиво, так молитвенно! Так звучали молодые голоса!.. Я подумала, что и у нас хватает талантов, но не все имеют материальную возможность заниматься пением, музыкой, потому что обучение платное. Взяла благословение у митрополита Владимира, и монастырь приобрел музыкальные инструменты — от скрипки до свирели. Есть и два пианино — цифровое и механическое. Наша школа является филиалом Устилужской районной музыкальной школы, она будет давать свидетельство о музыкальном образовании государственного образца. Монастырь оплачивает и преподавателей. В школу ходят не только дети из Зимнего, но и из окружающих сел, из Владимира приезжают, потому что там она платная, а у нас — бесплатная.
— Это первая в Украине музыкальная школа такого образца при монастыре?
— Даже и не знаю. Но слава Богу, благодарю блаженнейшего Митрополита Владимира, который благословил такое доброе дело. Я училась в регентском училище при Ленинградский духовной академии. Для меня это было большим толчком в развитии! Хочется, чтобы детки также развивались, и, когда у нас были воспитанницы, мы их возили в музыкальную школу во Владимир, и монастырь за это платил. Хотелось бы, чтобы детки не только знали нотную грамоту, пели в школе, чтобы и в церкви пели. Они уже не на одном конкурсе выступали, и занимают очень хорошие места. Приходили к нам колядовать, а на Пасху будут петь на хорах в храме.
ЛАМПАДА ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ
Впервые в Зимненском монастыре мне пришлось побывать лет 30 назад. Даже в ту атеистическую эпоху не удавалось скрыть историю древней обители, которая предстала на Святой горе под еще более древним Владимиром. Основал монастырь еще в 1001 (!) году князь Владимир, который и Русь крестил. А Зимним стала местность называться, потому что были здесь княжьи терема, — зимняя резиденция. Мы были в командировке, и заехали увидеть Святую гору с руинами монастыря. Если бы тогда сказали, что на этом месте, где потомки первых христиан сделали тракторную бригаду, через короткое для Вечности время возродится, предстанет такая святыня, что возвратится в свою обитель чудодейственная икона Зимненской Богоматери, которая и зрение незрячим возвращает, и дарит людям исцеление от рака, и радость материнства... Ни за что бы не поверила!
Восстановление же обители началось в далеком 1977-м, когда сюда по благословению Священного Синода прибыли матушки Стефана и Николая.
— Слава Богу, благодарим благотворителей — засветилась еще одна лампада веры, надежды и любви, — говорит игуменья Стефана.
В прошлом году ее, монахиню, назвали «Знаковой женщиной страны», когда в Национальной опере определяли «Женщин третьего тысячелетия». По этому случаю игуменья Стефана говорит:
— Служить Господу в монастырь приходят девушки, которые родились не в X или XI веке. Приходят те, которые родились в XX веке. Они воспитаны в нынешних школах, в обществе, которое имеем. И нельзя даже сравнивать, как было тысячу лет на этой Святой горе, а как теперь. Поэтому нужно быть чрезвычайно мудрой, а Бог дает за послушание. Если тебе дано это послушание — быть игуменьей в монастыре, то Господь даст и мудрость, и терпеливость, и дипломатичность. Потому что это очень ответственное послушание — быть настоятельницей монастыря в XXI веке. Это нелегкий крест — возродить духовную жизнь в монастыре...