Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Знаю» = «умею»

В 44 высших учебных заведениях стартовал пилот по внедрению дуального образования
21 ноября, 2019 - 10:12

В октябре этого года, при поддержке организации Министерства образования и науки Украины и при поддержке Представительства немецкого Фонда им. Фридриха Эберта в 44 заведениях высшего образования начался пилотный проект внедрения дуального образования. Это — новый для Украины способ обучения, который предусматривает сочетание получения теоретических знаний в вузах с практикой на производствах, учреждениях. Эта форма образования предусмотрена в Законе Украины «Об образовании».

Такая форма учебы характерна для Европы, особенно — Германии, она дает сразу подготовленных специалистов. В Украине проект начался пять лет назад, за это время в Минобразования была подготовленная концепция развития дуального образования в Украине. Сегодня актуально — создание положения о дуальном образовании в Украине и, в частности, трехстороннего договора о сотрудничестве между университетом, студентом и работодателем. Ведь дуальное образование — это не просто хорошая практика на производстве.  

«МОН уделяет очень большое внимание внедрению этой формы образования в Украине, и хотелось бы предостеречь сообщество от восприятия дуального образования как хорошо организованной практики. Потому что она предусматривает реальную интеграцию трудовой деятельности получателя образования в его учебный процесс. Сегодня законодательное поле дуального образования — на стадии формирования. Впервые законодательно признана эта форма обучения в 2017 году, в настоящий момент необходимо наработать законодательную базу. Должна заработать система «работодатель — университет — получатель образования». В университетах, которые принимают участие в эксперименте, — разнообразные модели. На основе этих моделей будет выкристаллизировано положение о дуальной форме образования, — отметил генеральный директор Директората высшего образования и образования взрослых МОН Олег ШАРОВ.

По словам члена рабочей группы по разработке концепции дуального образования при Минобразования Андрея ЛУКАСЕВИЧА, сейчас в Украине существует разрыв в требованиях рынка труда и навыках выпускников вузов и профессионально-технических училищ. А дуальное образование позволит работодателям из студенческой скамьи готовить себе будущие кадры — это путь покрытия кадровой востребованности.

Специалисты утверждают, что практик внедрения дуального образования в Европе очень много, но нельзя слепо копировать. Директор учебно-научного института финансов, экономики и менеджмента Сумского национального университета Татьяна ВАСИЛЬЕВА считает, что следует учитывать особенности Украины. «Сегодня назрела необходимость разработки и принятия самого положения о дуальном образовании в Украине, поскольку нельзя копировать модель другого государства. Пилотные проекты помогут со временем выявить слабые и сильные стороны такого обучения. Сочетание обучения в заведениях образования с учебой на рабочих местах позволит нарабатывать конкретные практики, которыми университеты смогут поделиться, чтобы впоследствии внедрить по-настоящему в Украине дуальное образование», — отметила она. 

Татьяна Васильева добавила: традиционно считается, что дуальная форма образования больше подходит к техническим специальностям, связанным с приобретением навыков определенных операционных процессов, но, как показывает европейский опыт, эффективные практики есть в разных отраслях экономики, в сфере подготовки специалистов по маркетингу, торговле, в сфере международных отношений и тому подобное. Но, как отмечают основатели этой формы, она действительно имеет отраслевую специфику — то есть для каждой сферы должны быть прописаны свои особенности.

При этом работодатели отмечают, что не нужно путать дуальную учебу с заочной или вечерней формой образования. Например, если взять лишь пропорцию теории и практики, то для профессионально-технических заведений лучший вариант — 30% и 70% соответственно. В других сферах могут быть другие требования и потребности.

Оксана МИКОЛЮК,»День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ