25 июня, три года тому назад, в городе Орхусе на IV конференции министров экологии «Окружающая среда для Европы» была подписана Орхусская конвенция. Впервые в истории международного права в ее разработке, обсуждении и принятии активное участие принимала общественность в лице Коалиции НПО, которая имела право голоса на всех переговорах и на IV Паневропейской конференции министров охраны окружающей среды в июне 1998 года в Орхусе (Дания), где Конвенция была подписана 35 государствами, среди которых была и Украина.
Конвенция гарантирует гражданам свободный доступ к информации об экологическом состоянии среды, в которой они проживают: получение информации именно в той форме, в которой она запрашивается, в течение четырех недель, не доказывая при этом своей заинтересованности в ее получении; конфиденциальной не может быть информация о выбросах в окружающую среду; участие общественности в процессе принятия решений, своевременное информирование населения об их принятии, доступ к правосудию по вопросам окружающей среды: каждый, кто считает, что его экологические права нарушены, имеет право обратиться в суд.
Цель этого документа полностью отвечала приоритетам деятельности Комитета по вопросам экологической политики. Однако внедрение норм конвенции в жизнь столкнулось с определенными трудностями. В частности, не урегулирована процедура публичных слушаний. Это одна из причин декларативности закона, многие положения которого остаются на бумаге из-за отсутствия механизма их реализации. Тяжелое экономическое положение страны, низкий уровень эколого-правовой культуры населения, недостаточное внимание судебных и правоохранительных органов к защите экологических прав граждан — все это наложило свой отпечаток на качественное исполнение условий конвенции.
Как отметила директор информационно-издательского центра «Зеленое досье» Тамара Малькова, наши граждане или же не знают о своих правах, или же мало кто из них верит в то, что их можно отстоять через судебные органы.
Чтобы узнать, насколько жители Украины информированы относительно своих экологических прав, я обратилась к председателю общественной эколого-правовой организации «ЭкоПраво-Киев» Борису Василькивскому: «Экологические законы Украины предусматривают участие граждан в принятии решений, и местные органы власти должны гарантировать безопасность окружающей среды гражданам. Часто эти обязанности существуют только на бумаге, ибо нет процедуры введения этих норм в жизнь. Сегодня наша организация совместно с экологической комиссией Киевского горсовета работает над проектом Положения, которое будет регулировать участие граждан города в вопросах охраны окружающей среды. Эту работу мы проводим с партнерской организацией ERM Ltd. (Великобритания) в рамках программы малых экологических проектов (SEPS), которую осуществляет в Украине Департамент по международному развитию Великобритании. Координирует работу Британский Совет в Украине. Принятое Положение даст возможность гражданам принимать участие в процессах строительства, учитывать их мнение при реконструкции парков, вырубке деревьев. И, когда граждане не согласны с каким-то решением власти, искать пути принятия консенсусных решений.
На сегодня наиболее яркими являются три дела по нарушению экологических прав граждан. Первое дело — Черниговское 1995—1997 гг. Гражданка Филанок и ее семья, которые проживали в санитарно-защитной зоне Черниговской ТЭС, подали иск в суд к Черниговской ТЭС, местным органам власти и самоуправления г. Чернигова о возмещении материального ущерба, нанесенного здоровью семьи Филанок вследствие действия на этой территории опасных экологических факторов. Во время рассмотрения дела семья получила новое жилье в более экологически безопасном месте. Другие жители зоны, которые в суд не обратились, до сих пор проживают в ней.
Дело в Одессе 1998—2001 гг. В городке Лузановка не был построен коллектор, поэтому фекалии регулярно заливали подъезды поселка. А в 50-метрах от Лузановки находилась пропарочная, на которой промывали, в частности, нефтяные цистерны. Вредные выбросы отравляли воздух. 82 человека обжаловали в суде бездеятельность местных органов власти. Дело, по существу, до сих пор не рассмотрено, однако пропарочную перенесли за пределы города, нашлись средства и на постройку коллектора.
И третье дело 1999—2000 гг. — Пирогово. Существующая там городская свалка отходов, включая радиоактивные, повлекла за собой частые случаи онкологических заболеваний. 17 ноября 1999 года 128 жителей Пирогова подали жалобу в суд. Но в суде жалобу рассматривать отказались, ссылаясь на то, что она не в их компетенции. Но уже 25 ноября появилось распоряжение А. Омельченко об отселении этих граждан и предоставлении им жилья в городе Киеве.
Это только отдельные примеры. Основная проблема в том, что население остается мало информированным и юридически неграмотным относительно своих экологических прав. Наша организация обращалась в администрацию города с предложением организовать на улицах города своеобразные экологические пункты, где граждане могли бы получить необходимую информацию. Пока что мы получили только устный отказ, аргументированный тем, что в городе достаточно напряженная политическая ситуация».
P.S. Как сообщила Тамара Малькова, на днях Эстония стала 15-й страной, ратифицировавшей Орхусскую конвенцию. Как только появится 16-я, Конвенция вступит в силу по всей территории Европейской экономической комиссии ООН, т.е. в Евразии. Сейчас к этому готовится Испания, документы уже находятся в парламенте.