Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Золото края «черного золота»

Обогатит ли Донбасс страну еще и драгоценным металлом?
26 января, 2011 - 20:30

При упоминании о природных богатствах Донетчины сначала в голову приходит, конечно же, уголь. Далеко не все знают, что промышленный край богат также уникальными месторождениями каолина, поваренной соли, ртутной руды, циркона, графита. И уж совсем единицам из числа геологов и краеведов известно, что старый Донецкий кряж «приберегает на завтра» залежи поистине благородные. В частности — золото. Скажем, по сей день длятся научные споры относительно происхождения наибольшего артефакта, найденного когда-либо в степных курганах Украины, — драгоценной скифской пекторали из коллекции Национального музея исторических драгоценностей. Известно, что спектральный анализ металла массивного царского украшения указывает на существенное отличие от изделий всех известных ювелирных центров античной эпохи. Донецкие исследователи выдвигают смелую гипотезу: пектораль была изготовлена местными мастерами из золота, добытого именно на Донбассе.

ЛЮДИ ГИБНУТ ЗА МЕТАЛЛ

Археологические находки свидетельствуют, что много веков назад желтый металл уже выплавляли в так называемой Бахмутской котловине и около Нагольного плато. Здесь раскопаны остатки, довольно совершенных как для тех времен, плавильных печей, литейного оборудования.

Существуют и более «молодые» исторические аргументы. Как рассказывает профессор Донецкого национального технического университета Борис Панов, в начале прошлого столетия легенды о золотых рудниках скифских правителей спровоцировали на рискованный почин местного промышленника Глебова. Убедив государственную казну в реальности своего проекта, он сумел получить гигантский по тем временам кредит — три миллиона царских рублей. Предприниматель пригласил иностранных специалистов и с их помощью построил несколько рудников и обогатительный завод вблизи нынешнего города Красный Луч. К сожалению, получив из руды 8 кг золота и 16 кг попутного серебра, Глебов обанкротился. Дальнейшая судьба этого первопроходца современной отечественной золотодобычи была трагической: Глебов то ли застрелился, то ли стал жертвой собственного неосторожного обращения с оружием на охоте. С тех пор золотоносный Острый Бугор периодически притягивал к себе искателей легкой наживы, которые мечтали сколотить капитал на упрятанных сокровищах донецкой земли. Однако все попытки заканчивались неудачей. В конечном итоге, после того, как советская власть наложила гриф секретности на сведения о естественных залежах региона, о местном золоте почти забыли. От тамошних жителей приходилось слышать, что в «разрушительные девяностые» годы дорожники бесценной щебенкой, которая содержит золото, наловчились засыпать лужи на разбитых до крайности дорогах.

— Золото в тех местах, безусловно, есть, — объясняет суть проблемы профессор Б. Панов. — Однако оно соседствует с мышьяком, что затрудняет очистку, удорожает процесс. Возникают серьезные природоохранные проблемы. Впрочем, самые современные мировые технологии могут снять перечисленные проблемы. К тому же, согласно результатам нашей геологоразведки, на глубине полутора-двух километров расположено рудное тело, которое содержит самородный, практически чистый металл. И золота там, как мы считаем, очень много, до 20 тонн, что сравнимо со всеми разведанными на сегодняшний день запасами Украины. Но опять «но»: в нашей стране еще не строили шахты такой глубины. Хоть широко известны примеры Индии и ЮАР, где добыча золота и алмазов ведется на подземных горизонтах, достигающих 2 — 3 километра. Возможно, имело бы смысл предложить зарубежным фирмам концессию или создание совместного предприятия, чтобы все же добраться до желтого металла.

«НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС»?

Несколько лет назад украинское государство якобы таки принялось самостоятельно обустраивать Бобриковское месторождение в Донецкой области. Предусматривалось, что здесь, а также параллельно в Закарпатье и Нижнем Приднепровье, будут построены современные золотодобывающие предприятия, которые выведут нашу страну в авангард поставщиков «вечного металла» на мировой рынок. Однако впоследствии работы на уникальном объекте свернули. И это притом, что на территории индустриального региона геологи готовы указать еще 17 мест, где золота может оказаться не меньше, чем в месторождении, когда-то «распечатанном» Глебовым. Кстати: точь-в-точь так же случилось с проявлениями алмазов в Южном Донбассе. По словам руководителя Приазовской комплексной геологической партии Анатолия Гребенюка, еще в середине 90-х годов прошлого века донецкие геологи обнаружили микроскопические кристаллики самого крепкого в мире минерала в песках Азовского моря. А затем алмазы стали поблескивать и в кернах исследовательских скважин, пробуренных на околицах райцентра Волноваха. С тех пор исследователи обнаружили в регионе почти десяток так называемых кимберлитовых трубок, перспективных на алмазы. Образцы демонстрировали экспертам всемирно известной фирмы «Де Бирс», которая специализируется на производстве бриллиантовых украшений, и они сделали оптимистический вывод: «Ищите дальше, дело того стоит». Однако в настоящее время финансирование «алмазной» разведки де-факто свернуто, уникальный проект заморожен.

ЗАКОПАТЬСЯ В МУСОР

Впрочем, Донбасс настолько уникальный в геологическом понимании край, что за бесчисленными богатствами здесь совсем необязательно отправляться глубоко под землю — порой достаточно подняться наверх, на рукотворный породный отвал.

— Известно, что микроскопические части золота содержатся в угле, который добывают донецкие шахты, — рассказывал Б. Панов. — Однако извлекать его оттуда экономически невыгодно. Другое дело зола, которая остается после сжигания антрацита. Или старые породные отвалы. И поверьте, это никоим образом не «академическая» фантазия. Несколько лет назад администрация одной из ТЭС в Казахстане не побоялось потратиться на модульный аффинажный завод, который перерабатывает содержимое тамошних отвалов. И теперь каждое утро на стол директору электростанции кладут килограммовый золотой слиток. Получается, будто сам Донецкий кряж дразнит тех, кто ежедневно ходит по его несметным сокровищам: «Ну, наклонись! Ну же, подними! Богатым станешь!»...

Сергей КОРОБЧУК, Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ