Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Зона риска

Бизнес и государство несут убытки. Причина — отечественные дороги
12 августа, 2005 - 19:04
ЛЕТО 2004-ГО. В РАЗГАРЕ СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОБАНА «КИЕВ —ОДЕССА». ВСКОРЕ ЧИНОВНИКИ И ЭКСПЕРТЫ ЗАЯВЯТ, ЧТО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ТРАССА НАЗЫВАЛАСЬ «АВТОБАНОМ» И ОТВЕЧАЛА ВСЕМ ТРЕБОВАНИЯМ, НЕ ХВАТАЕТ 12 МЛРД. ГРИВЕН. КАК НЕДАВНО СООБЩИЛО МИНТРАНССВЯЗИ, АВТОДОРОГА «КИЕВ — ОДЕССА» БУДЕТ ОТКРЫТА В ОКТЯБРЕ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

В последние дни отечественные дороги стали объектом пристального внимания. Сначала — заявление «Укравтодора», в котором ведомство предупредило «о возможных катастрофических последствиях», поскольку финансируется только на 32%. «Укравтодор» обратился к правительству с просьбой срочно принять меры, чтобы не допустить транспортного кризиса. Кабмин, нужно сказать, отреагировал быстро. Буквально через неделю была принята Государственная программа развития автомобильных дорог общего пользования на 2005-2010 годы. Согласно ей планируется воплотить в жизнь 22 инвестиционных проекта по строительству новых дорог. Например, в 2006—2010 гг. Введут в эксплуатацию 2450 объектов капитального строительства общей протяженностью 4 тысячи км и общей стоимостью около 7 млрд. дол. в виде концессионных вкладов иностранных инвестиций. Запланировано также построить дороги Львов — Краковец, Киев — Винница, Киев — Чоп, Киев — Ковель, Щербаковка — Харьков, Харьков — Симферополь — Севастополь, а кроме того, ряд дорог в объезд городов-миллионников.

Но на этой неделе «Укравтодор» снова заявил о себе. Он сообщил, что не согласен с обвинениями Генпрокуратуры. Последние заключаются в том, что ведомство не принимает мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Одной из причин аварийности, по мнению ГПУ, являются как раз недостатки в эксплуатационном содержании автомобильных дорог. В то же время, как сообщила пресс-служба «Укравтодора», аварийность на дорогах как раз уменьшилась. И содействовало этому, в первую очередь то, что только в первом полугодии 2005 года на дорогах общего пользования подразделениями «Укравтодора» было установлено или замененного более 61 тыс. дорожных знаков, размечено более 17 тыс. км проездной части дорог, установлено 38 и отремонтировано 178 км барьерного ограждения....

Что же на самом деле происходит на дорогах Украины?

Как сообщил на пресс-конференции руководитель «Укравтодора» Вадим Гуржос, сегодня Украина в результате несоответствующего использования трех международных транспортных коридоров и четырех национальных ежегодно теряет около 3 млрд. грн. При этом по дорогам государственного значения, составляющим только 10% всего дорожного хозяйства Украины, осуществляется 80% перевозок.

Словом, очевидно: нужно смещать транспортные потоки на другие маршруты или строить новые. Сегодня сеть автомобильных дорог в Украине превышает 170 тысяч км, плотность — в пять раз меньше, чем во Франции. Только половина существующих мостов отвечает современным требованиям, а 5% вообще находятся в аварийном состоянии. «Укравтодор» объясняет ситуацию банально: нет денег. Не помогает, по их словам, даже дорожный сбор, который ежегодно выплачивает каждый водитель (он составляет 15 гривен на сто кубических сантиметров объема двигателя). По словам пресс- секретаря «Укравтодора» Александра Ромасюка, дорожный сбор вместе с другими видами сборов направляется в резервный фонд госбюджета. Из него «Укравтодор» получает 34%, а непосредственно населенные пункты всего — 6%. В результате, из необходимых 11337 млн. грн. на обустройство дорог государство выделяет всего 3605 млн. грн.

Более того, как утверждают в «Укравтодоре», ведомство финансируются ежеквартально, а не по целевому назначению. И как правило, так случается, что когда деньги срочно нужны, сроки финансирования еще не подошли. Именно поэтому часто можно увидеть, как зимой укладывают асфальт, что, кстати, является грубым нарушением технологии. Но города вынуждены так делать, потому что раньше просто не было на это средств.

В Киеве ситуация несколько лучше, ведь в данном случае все дорожные сборы остаются на месте, плюс еще «Укравтодор» выделил «центру» в этом году 4,151 млн. грн. Следовательно, столица расходует на поддерживание одного км. дороги в надлежащем состоянии аж 181,8 тыс. грн., а «Укравтодор» — 22,8 тыс. грн. На фоне этих цифр несколько странно выглядит идея «Киевсоюздорпроекта», предложившего сделать проезд по столичным мостами платным. Это по мнению директора «Киевсоюздорпроекта» Виктора Черненко, «поможет содержать мосты в удовлетворительном состоянии»

Но вернемся к дорогам общеукраинским. Как сказали «Дню» в Ассоциации международных автоперевозчиков, за редким исключениям, при строительстве дорог, систематически нарушаются технологические требования. Речь идет, например, о том, что «забывают» положить материал, отвечающий за прочность. Не способствуют длительной эксплуатации дороги и, так называемые, «ямковые» ремонты. По словам главы совета Ассоциации Владимира Гриненко, расстояние между Ягодином и Киевом составляет ровно 500 километров — это кратчайший путь в столицу от западной границы, причем он почти не проходит через населенные пункты. Но только 8% дороги пригодны для нормальной езды. Проехав эту дорогу, никто не может гарантировать сохранность от повреждений груза и техническую готовность транспортного средства. Например, «деликатная» европейская тара легковоспламеняющихся красок и лаков продавливается и лопается. Даже трескаются наполненные 200 литровые бочки. Повреждается и транспорт — изнашиваются амортизаторы, рама, крепление кабины и тому подобное. Иными словами, убытки несут все, что отнюдь не делает Украину привлекательной для инвесторов.

По словам начальника отдела логистики транспортной компании «Рапид-Киев» Виктор Радченко, из-за «разбитых» дорог у западных клиентов возникают претензии, потому что грузы привозятся с поврежденными. В то же время, по его мнению, причина катастрофического состояния автодорог не только в недостаточном финансировании. Например, в Германии в выходные дни проезд по автобанах грузовым автомобилям запрещен, чтобы люди могли спокойно уехать на отдых. Также, когда температура воздуха превышает предельные границы, там грузовикам запрещают ездить вообще. «А у нас никто этим не занимается. Грузовики во время июльской жары сделали следы в асфальте. Ничто не мешало руководству «Укравтодора» сделать соответствующее распоряжение о запрещении движения грузовым автомобилям днем, но это не сделано», — говорит В. Радченко.

Еще одной проблемой, по его мнению, является региональный подход у чиновников. Они смотрят только за своим участком, а дальше: «хоть трава не расти». «С этого года дорожный сбор вырос в шесть раз, а состояние дорог с каждым годом только ухудшается. Растут расходы на ремонт транспортных средств, падает рентабельность бизнеса. Мы, безусловно, приветствуем стремление новой власти изменить ситуацию, но пока что позитивы, к сожалению, отсутствуют», — говорит В. Радченко.

Александр ЛЯПКАЛО, журналист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ