Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель
Украинская легкая промышленность выздоравливает. Но очень медленно
8 июня, 2001 - 00:00

В это воскресенье работники легкой промышленности будут отмечать свой профессиональный праздник. Вопрос в том — будут ли едины в праздничном порыве с производителями всем нам необходимой продукции потребители? Уже давно у нас постепенно свелся «на нет» возникший с появлением коммерческих ларьков ажиотаж вокруг красочно упакованных «Сникерсов», голландских окорочков и невиданных у нас йогуртов, и отечественный производитель пищевой продукции уже прочно завоевал симпатии потребителей, заставив их поверить в качество «своих» товаров. Про легкую же промышленность, увы, такого до сих пор сказать нельзя. Киевские рынки забиты турецкой, китайской, польской продукцией, встретить же сейчас там одежду с украинской маркой стало крайне проблематично. Магазины, в которых можно было купить отечественную продукцию, преимущественно превратились в дорогие бутики, в которые редко заглядывают среднестатистические граждане. Правда, в последнее время во многих регионах наладился выпуск качественной, модной и, главное, относительно недорогой одежды. Но представить свою продукцию производители имеют возможность разве что в родном городе, а основная масса потенциальных покупателей может увидеть ее лишь на выставках-ярмарках. Благо, в последние годы их проводится немало.

Согласно статистике, в советское время в Украине в расчете на каждого жителя ежегодно производилось по 4 пары обуви, по 23 квадратных метра ткани и по 7 изделий из ткани, хотя качество продукции явно оставляло желать лучшего. Теперь, как известно, нерабочее состояние многих заводов и фабрик значительно сократило объем продукции, что повлекло за собой сокращение многих отраслей легкой промышленности. Правда, в последнее время, по словам начальника Управления легкой промышленности Госкомитета промышленной политики Юрия Черния, темпы роста объема производства в 2000 году составили 139%, а только за четыре месяца этого — 125,8%. Действительно, многочисленные ярмарки, которые ежегодно проводятся в столице, свидетельствуют о том, что количество отечественной продукции легкой промышленности существенно возросло по сравнению с минувшими годами. Но несмотря на ее привлекательность, «актуальность» («выжившие» украинские предприятия все же стараются идти в ногу со временем и выпускать модную одежду) и высокое качество, потребитель все так же предпочитает одеваться в китайские куртки и плащи, которыми завалены «толкучки». А магазины отечественной одежды, которых, к тому же, не так много, до сих пор остаются пустыми.

В это воскресенье работники легкой промышленности будут отмечать свой профессиональный праздник. Вопрос в том — будут ли едины в праздничном порыве с производителями всем нам необходимой продукции потребители? Уже давно у нас постепенно свелся «на нет» возникший с появлением коммерческих ларьков ажиотаж вокруг красочно упакованных «Сникерсов», голландских окорочков и невиданных у нас йогуртов, и отечественный производитель пищевой продукции уже прочно завоевал симпатии потребителей, заставив их поверить в качество «своих» товаров. Про легкую же промышленность, увы, такого до сих пор сказать нельзя. Киевские рынки забиты турецкой, китайской, польской продукцией, встретить же сейчас там одежду с украинской маркой стало крайне проблематично. Магазины, в которых можно было купить отечественную продукцию, преимущественно превратились в дорогие бутики, в которые редко заглядывают среднестатистические граждане. Правда, в последнее время во многих регионах наладился выпуск качественной, модной и, главное, относительно недорогой одежды. Но представить свою продукцию производители имеют возможность разве что в родном городе, а основная масса потенциальных покупателей может увидеть ее лишь на выставках-ярмарках. Благо, в последние годы их проводится немало.

Согласно статистике, в советское время в Украине в расчете на каждого жителя ежегодно производилось по 4 пары обуви, по 23 квадратных метра ткани и по 7 изделий из ткани, хотя качество продукции явно оставляло желать лучшего. Теперь, как известно, нерабочее состояние многих заводов и фабрик значительно сократило объем продукции, что повлекло за собой сокращение многих отраслей легкой промышленности. Правда, в последнее время, по словам начальника Управления легкой промышленности Госкомитета промышленной политики Юрия Черния, темпы роста объема производства в 2000 году составили 139%, а только за четыре месяца этого — 125,8%. Действительно, многочисленные ярмарки, которые ежегодно проводятся в столице, свидетельствуют о том, что количество отечественной продукции легкой промышленности существенно возросло по сравнению с минувшими годами. Но несмотря на ее привлекательность, «актуальность» («выжившие» украинские предприятия все же стараются идти в ногу со временем и выпускать модную одежду) и высокое качество, потребитель все так же предпочитает одеваться в китайские куртки и плащи, которыми завалены «толкучки». А магазины отечественной одежды, которых, к тому же, не так много, до сих пор остаются пустыми.

Где взять деньги, чтобы купить о течественное?

Причина банальна — цена. Расценки на китайскую продукцию, качество которой, кстати, вызывает немало сомнений, в среднем в два-три раза ниже, чем на украинскую. В первую очередь, это связано с тем, что 70 % сырья и практически все оборудование для производства в советское время поставлялось в Украину из других республик. Теперь же сырье для отраслей легкой промышленности приходится полностью закупать за рубежом и плюс к этому платить бесчисленные налоги, что и определяет впоследствии цену на товары.

Основная проблема отечественной легкой промышленности, по мнению Юрия Черния, заключается в том, что на данный момент существует неконтролируемый ввоз товаров на украинский рынок, стоимость которых из-за того, что их производители уклоняются от уплаты многих налогов и сборов, оказываются ниже, чем на отечественную продукцию. Украинская же легкая промышленность выживает преимущественно за счет работы на экспорт. Это приводит к тому, что в украинские изделия одеваются в Европе, Америке, но не в Украине. Конечно, не все так пессимистично, как кажется, поскольку практически в каждом регионе существуют стабильные, хорошо работающие предприятия, которые и обеспечивают основной объем продукции. Это швейное предприятие «Украина», «Юность», фабрика «Киянка», черновицкое предприятие «Трембита», чья продукция достаточно успешно продается и на украинском рынке. Правда, и они жалуются на горькую жизнь. Как рассказали «Дню» на фабрике «Киянка», несмотря на то, что вся их трикотажная продукция идет со знаком качества и завоевывает лидирующие места на международных выставках и конкурсах, на родине практически их товар не продается, поскольку дублирующая их некачественная импортная продукция не дает возможности сделать это. По их мнению, покупая дешевый товар, потребитель тем самым не только не дает возможности развиваться отечественной экономике, но и значительно проигрывает в качестве. Для того, чтобы наша отечественная продукция пользовалась популярностью и в Украине, необходимо, по их мнению, также рекламировать ее. Решение проблемы работники фабрики также видят и в дополнительном инвестировании легкой промышленности правительством, даче льготных кредитов на закупку высококачественного сырья. «Наша продукция по своему качеству конкурентоспособна, а ее распространение на территории Украины может принести большие деньги в бюджет страны», — считают на «Киянке». В то же время, к примеру, на обувной фабрике «Киев» таких проблем не возникает. По мнению исполняющего обязанности директора Ольги Сысиной, украинский потребитель в последние годы все же отдает предпочтение, в основном, украинской продукции, что обеспечивает развитие и усовершенствование фабрик. «Объем нашей продукции сравнительно с прошлым годом увеличился на 129%, и это является ярким показателем нашей работы», — говорит Ольга Сысина. В то же время, по ее словам, продукция фабрики в основном экспортируется в страны СНГ и даже на Кубу.

Сухая статистика свидетельствует, что только за 2000 год было увеличено производство костюмов на 29 % пальто — на 26 %, брюк — на 62 % и платьев и юбок — на 42 %, так что, судя по количественным показателям, прогресс вроде бы налицо. Очевидно, сейчас нужны еще и усилия в области маркетинга, рекламы отечественной продукции легковиков, которые не должны ограничиваться изрядно поднадоевшей соотечественникам фразой «Купуйте українське!».


КОММЕНТАРИИ

Лидия ОГОРОДНИКОВА , главный инженер киевского ОАО«Ласточка»:

— О том, что украинская легкая промышленность на подъеме, мы утверждать не беремся. Судя по нашему предприятию, это не так, несмотря на то, что мы работаем... У нас в стране никто не считается с отечественным производителем. Каждый раз выходят какие-то законы, которые только усугубляют наши трудности. Поэтому хвастаться нам пока нечем и ничего другого я вам сказать не могу.

Алексей КОТОК , сотрудник отдела обеспечения качества главного офиса Международной службы сертификации («СЖС Украина», г. Одесса):

— В списке из 250 предприятий Украины, которые сертифицировали по международным стандартам свои системы управления качеством, на сегодня не значится ни одно предприятие легкой промышленности Украины. Хотя интерес к созданию таких систем уже проявляется. Правда, идут на это только те предприятия, которые намерены экспортировать свою продукцию на Запад. Среди них я мог бы назвать лишь киевскую фирму «Михаил Воронин», которая уже далеко продвинулась в этом вопросе, а также отдельные одесские предприятия, находящиеся в самом начале пути...

Наталья БОРОДАЧЕВА , вице-президент «Института потребителя» Украинской ассоциации потребителей:

— Я согласна с тем, что гражданам Украины уже можно приобретать изделия отечественной легкой промышленности: у нас великолепный трикотаж, налаживается качественный пошив, но вот что касается обуви, то это еще дело будущего и, надеюсь, ближайшего. К сожалению, потребители очень часто обращаются к нам по поводу низкого качества приобретенных ими на нашем рынке товаров, но при этом мы не ведем статистики, учитывающей, к кому чаще — отечественному или зарубежному производителю — предъявляются претензии. Думаю, что такие исследования уже пришло время проводить в плане осуществления конституционных прав наших граждан, потребителей качественных товаров.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»

ВОПРОС «Дня»

Какую одежду вы предпочитаете носить: украинскую или импортную?

Валентина КОВАЛЕВСКАЯ, работник детского сада:

— Украина выпускает хорошие ткани и шьет интересную и качественную одежду. Однако стоят они, на мой взгляд, достаточно дорого. Базарные вещи в большинстве своем неоригинальны. Нужно потратить немало времени и сил для того, чтобы найти какую-либо «достойную» модель, хотя их цена, я думаю, приемлема для большинства украинцев. У нас есть хорошие фирмы, которые выпускают современные модели, однако я не могу позволить себе их приобрести. Если бы они были хоть немного дешевле, я бы с удовольствием одевалась в украинское.

Юрий ЯБКОВСКИЙ, студент Национальной музыкальной академии:

— В основном я покупаю импортную одежду, потому что она куда дешевле, чем отечественная, и, на мой взгляд, в быту она себя оправдывает. Кроме того, украинской одежды очень мало для того, чтоб оценивать ее на должном уровне, ведь все базары и магазины завалены преимущественно импортной одеждой. Хотя для меня не существует каких-либо предрассудков относительно «своего». И попадись мне в магазине что-либо, заслуживающее внимания и по приемлемой цене, я бы, не колеблясь, приобрел.

Татьяна ПАРХОМЕНКО, учитель школы №22:

— Я предпочитаю спортивный стиль. И если бы спортивное направление в украинской промышленности было достаточно высокоразвито, с удовольствием одевалась бы в отечественное. Я просто не вижу приемлемой продукции на Украине — она продается за «бешеные», по моим меркам, деньги. Поэтому проще и дешевле покупать вещи на базаре.

Раиса ЗАХОЖАЙ, директор магазина тканей ЧП «Проспер»:

— Покупаю готовую одежду редко, в основном шью. Но приобретать вещи стараюсь отечественные — в последнее время я куда больше доверяю украинскому производителю, чем импортным фирмам и изделиям из Турции или Кореи. Неоднократно мои базарные покупки элементарно «разлазились» после непродолжительной носки. Допустим, ту же обувь я несколько раз приносила продавцу на замену — правая туфля могла оказаться больше левой. Тем более, в последнее время украинская продукция стала соответствовать стандартам моды, а в ее высоком качестве я даже не сомневаюсь. Правда, цена на большинство изделий меня пока еще часто смущает, но, я надеюсь, со временем ситуация изменится.

Виталий ПАПЕНКО, полковник в отставке:

— Во-первых, меня устраивает как цена, так и качество украинских вещей. Кроме того, покупка исключительно «своего» для меня вопрос принципиальный. Зачем завозить импортные товары-однодневки, которые, в большинстве своем, можно смело называть браком? Ведь украинские предприятия могут и производят продукцию высокого уровня. Покупая отечественное, каждый из нас вносит свой маленький вклад в развитие и укрепление нашей промышленности.

Подготовила Наталья МЕЛЬНИК
Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, «День», Наталья МЕЛЬНИК ФОТО АНАТОЛИЯ МЕДЗИКА / «День» ФАБРИКА «ЮНОСТЬ» — ОДНО ИЗ КИЕВСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЖЕ РЕАЛЬНО ГОТОВОЕ КОНКУРИРОВАТЬ С ЗАПАДНЫМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ОДЕЖДЫ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ