1 декабря 1991 года украинский народ высказался в поддержку Акта о суверенитете, провозглашенного 24 августа того же года. До сих пор декабрьский референдум-91 является, пожалуй, единственным в истории Украины, результаты которого не вызывают политических и этических сомнений. Именно после этого наше государство было признано на международной арене. Тогда же был избран и первый президент независимой Украины — им стал Леонид Кравчук.
Оправдывает ли государство надежды своих граждан, 12 лет назад проголосовавших за его независимость?
Евгений ГОЛОВАХА, доктор философских наук, заместитель директора Института социологии НАН Украины:
— В период референдума очень сильны были не совсем адекватные ожидания того, что независимость принесет не только политический и государственный суверенитет, но за этим автоматически последует обогащение страны за счет отделения от прочих, «эксплуатировавших» ее, как многие думали, стран. Эти надежды не оправдались. Но мне кажется, что все-таки эти разочарования непосредственно с референдумом не связаны. Здесь, скорее, речь идет о разочаровании, связанном с изменением общественного строя. Очень усилились также ностальгические настроения за период независимости нашей страны. До сих пор большинство людей считает, что материально они жили лучше в поздние года застоя, чем сейчас. Хотя здесь не все так просто. Должен сказать, что наиболее сильными эти негативные настроения были в 1997—1998 гг. А за последние пять лет наблюдается позитивная динамика. То есть количество разочарованных уменьшается, и, соответственно, больше становится людей, которые находят себя в этом новом обществе. Поэтому я бы сказал так: если сравнивать с 1991 гг., то разочарования в обществе очень сильны, а если сравнивать с 1997—1998 гг., то мы имеем позитивную динамику. И я думаю, что, если Украине удастся сохранить поступательное развитие, которое наблюдается в последние годы, то еще через 12 лет разочарованных будет меньше, чем удовлетворенных.
Виктор НЕБОЖЕНКО, президент агентства корпоративной поддержки «Трайдент»:
— За 12 лет произошло многое. Если говорить о степени независимости, Украина получила все, что можно за эти годы. Тем более что мы успели, так сказать, на последний поезд. В условиях глобализации, когда быстро появляются и исчезают целые страны, мы сумели получить независимость, сформировать основные государственные органы и даже выработать собственную внешнюю политику. Иными словами, то, что произошло 1 декабря 1991 года, оказалось не только закономерным, но и удачным. Теперь уже можно говорить не об эксперименте, а о состоявшемся успехе украинского народа. Другой вопрос — экономика и демократия. Тут, конечно же, ожидания людей оправдались процентов на 30.
Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социальных исследований «София»:
— К сожалению, многие наши политики спекулируют на вопросе о надеждах, сводя его к некоему меркантильному выбору типа «когда было больше колбасы — при Советском Союзе или при независимости?» При таком подходе глупеет и сам политик, и рядовой гражданин. Я думаю, что в 1991 году, вопреки политической мифологии и советским стереотипам, выбор был связан не только и, может быть, не столько с колбасой, сколько со стремлением к некоему иному социальному качеству, новым степеням социальных свобод, другому будущему, которое виделось. Конечно, в отношении этого будущего было много меркантильных пожеланий, однако сводить весь смысл только к ним, рассуждая об оправданности референдума, было бы неправильно. Независимость уже не является проблемным вопросом. Есть проблема государственного суверенитета, проблема развития национального проекта и т.д. Та проблема, что надежды, которые были у людей во время референдума, не вполне оправдались, связана с тем, что когда наши граждане голосовали за независимость, они, кроме всего прочего, доверяли политикам, которые за нее агитировали. Разочарования связаны не с самим фактом независимости, а с политическими силами, которые, как оказалось, просто не способны быть провайдерами этих надежд. Учитывая, что власть из года в год постоянно говорит о преемственности, она тем самым «защелкивает», если так можно выразиться, на себе капкан. Получается преемственность неоправдания надежд, преемственность невыполненных желаний и расчетов. В украинском обществе существует запрос на новые стратегии развития, ожидание связано с обновлением. Но обновление связано с изменением качества жизни в стране.