Как сообщалось, вице-премьер-министр обороны РФ Сергей Иванов заявил об Ан 70: «Этот проект ведетсяпо техническому заданию, составленному в 1984 году и конца ему не видно. Что будет дальше — посмотрим. По этой теме будет сделано отдельное заявление».
Напомним, что программа создания оперативно-тактического военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70 реализуется РФ и Украиной на основании межправительственных соглашений от 1993 и 1999 годов. Базовый вариант этого самолета способен перевозить до 35 тонн груза на расстояние до 5 тысяч километров. Госзаказчиками выступают министерства обороны, а киевский завод «Авиант» ведет сборку первых пяти серийных машин для Минобороны Украины. Кроме того, в 2008 году Украина намерена вывести на рынок коммерческую версию Ан-70.
По словам генерального директора Запорожского завода «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева, за заявлениями российских военных руководителей по поводу Ан-70 стоит не здравый смысл, а политика. Но он считает, что «самолет будет, он состоялся, и у нас на этот счет нет никаких сомнений». Гендиректор также отмечает, что его предприятие не планирует разрушать кооперацию с российскими заводами, задействованными в выпуске двигателя для этого самолета. Но, похоже, его планы сегодня тоже под вопросом, и украинскому предприятию придется искать новых смежников. Эксперт в главном штабе ВВС РФ утверждает, что в случае выхода Москвы из проекта Ан-70 Киеву будет сложно самостоятельно его реализовать, поскольку 80% предприятий, которые комплектуют этот самолет, находятся на территории России.
Впрочем, другой российский эксперт — летчик-испытатель Александр Акименков — не в восторге от этого решения военных властей РФ. «В создание самолета Ан-70 еще с советских времен вложено около $4 млрд. Выйдя из проекта, Россия фактически дарит эти средства Украине». По его словам, официальный выход России из этой программы юридически развяжет руки украинской стороне, которая сможет самостоятельно выйти с аналогом самолета Ан-70 на международный рынок.
Еще более авторитетный российский эксперт — депутат Госдумы Александр Лебедев видит в нынешней ситуации урок для обеих стран. «Я думаю, что тут нет какой-либо политической подоплеки, — говорит Лебедев, являющийся одним из крупнейших игроков российского авиарынка. — Скорее это обоснованный выбор российского Минобороны — видимо, у него есть какие-то альтернативы. Но вся эта история кооперации между двумя группами чиновников, двумя правительствами — я очень не верю в такую модель, когда чиновники, владеющие всей собственностью отрасли, хотят вместе что-то построить, не проверяя рынок и не начиная с заказов, что было бы правильно в рыночной экономике. Это — не работающая модель, как и Ту-334, на который нет ни одного заказа, а его продолжают производить. Надеюсь, что такого результата не будет по Ан- 148. Первое, на него есть заказы. А главное — в кооперации участвует не только государства, но и частный сектор. Государственной бюрократии с этим делом даже в одной стране не справиться». И на последнем месте, по его мнению, в этой коллизии идут какие-то политические наслоения. «Вот, например, в 148 машине их нет, — говорит Лебедев и пересказывает разговор губернатора Воронежа с Владимиром Путиным, который сказал: — Если это хороший российско-украинский самолет, на который есть спрос, то надо его делать». И даже отвечая на прямой вопрос «Дня»: не связано ли это решение России с тем, что Украина стремится в НАТО, Лебедев ответил так: «Думаю, что политический элемент тут задействован в последнюю очередь». Но ведь, выходит, не исключен...