Последние события в Украине, с одной стороны, решение Президента распустить Верховную Раду, а с другой стороны, невыполнение указа главы государства парламентом и Кабинетом Министров, вызвали большой резонанс в мире. Как может повлиять на имидж Украины на международной арене новый политический кризис? Есть ли понимание международного сообщества, что происходит в Украине? Можно ли истолковать сигналы, раздающиеся со стороны Запада и России, как поддержку действий украинского Президента? Понадобится ли Украине участие международных посредников для решения этого кризиса? Об этом в эксклюзивном интервью «Дню» — специального представителя Президента, заместителя председателя Секретариата Президента Украины Александра ЧАЛОГО.
— На сегодня все, что происходит в Украине, соответствует традициям демократического государства. И в ответ на это есть четкие сигналы от наших партнеров, в том числе по Евросоюзу. Вопрос лишь в том, что мы должны выйти из этого политического кризиса абсолютно мирным и толерантным способом, путем достижения компромисса между всеми политическими силами, которые сегодня задействованы в процессе. Приняв указ, Президент четко сформулировал границы этого компромисса. Он видит, что та ситуация, которая сложилась в украинском парламенте, и которая повлекла к тому, что демократический выбор народа, состоявшийся в соответствии с принципами партийной пропорциональной системы, был фактически ревизован путем перехода депутатов из одних фракций в другие. Создание правящей коалиции на принципах, не соответствующих Конституции, я имею в виду не членство по фракционному принципу, а по индивидуальному, является одной из основных причин, которая повлекла за собой кризис легитимности парламента и фактически кризис демократии. Причем, что очень важно, многие люди рассматривают происходящее, как кризис в отношениях между премьером и Президентом. По моему мнению, это некорректное видение ситуации, потому что в данном случае Президент выступает как гарант Конституции, как глава государства и как, я полагаю, ни у кого не вызывает сомнений, как гарант необратимости демократических достижений, которые страна обрела после оранжевой революции. Поэтому Президент четко осознал, что в данной ситуации неправовыми, неконституционными методами изменяется мандат народа, выраженный на выборах, а также нарушается баланс между оппозицией и большинством в парламенте, который фактически ведет к уничтожению демократической оппозиции в парламенте. Поэтому Президент, действуя в конституционном поле, применил меры, приняв соответствующий указ. Ключевым элементом его позиции является понимание, что демократическим выходом из этой ситуации являются досрочные выборы. Это абсолютно демократическая процедура, которая прописана в Конституции, и функционирует в любой демократической европейской системе. Возникла определенная дискуссия, были ли у Президента конституционные основания для роспуска парламента. Президент, как глава государства, действует в соответствии с Конституцией, как он ее понимает. Он считает, что у него есть основания, поскольку нарушены общие принципы Конституции Украины, нарушены ее конкретные статьи, которые четко фиксируют, что большинство может формироваться только на фракционном принципе, а также ряде других положений. Издав указ, Президент действует исключительно в конституционном поле. В то же самое время, вы знаете, что в соответствии с действующей Конституцией, в случае принятия указа Президента, который парламент или правительство считают неконституционным, они должны его исполнять и обращаться в Конституционный Суд. К тому времени, пока Конституционный Суд не вынесет сво его решения, указ является правомочным.
— Каким же образом теперь должен быть выполнен этот указ?
— У Президента есть очень четкая позиция. Он исходит из того, что сегодня необходимо путем политического диалога, путем применения всех средств, которые могли бы привести к компромиссу, убедить все политические силы, задействованные в процессе, а также руководство правительства, что на сегодня наилучшим выходом из ситуации являются досрочные выборы. Что касается самого указа, то позиция Президента является четкой — он его не аннулирует. А вот с точки зрения элементов, относящихся к имплементации указа, Президент активно проводит консультации со всеми политическими силами, вовлеченными в эту кризисную ситуацию.
— Вы говорили о сигналах. Означают ли сигналы из международного сообщества, что наш Президент действует правильно? Можно ли таким образом истолковать эти сигналы?
— Я хочу сказать, что, во- первых, сегодня нет никаких сигналов от любых официальных международных структур, или же от официальных лиц каких-либо стран, что Президент в этой ситуации действует неконституционно. Есть четкий призыв всех государств ко всем сторонам действовать исключительно конституционным путем и в соответствии с принципами демократии. Это очень важно, что есть понимание общеевропейских принципов демократического развития. Во-вторых, практически все страны декларируют позицию, что на этой стадии ситуация развивается в демократическом направлении. Нет ни применения силы, ни угрозы применения силы. И международное сообщество обращается ко всем сторонам с просьбой найти, как это присуще украинскому конституционному опыту, толерантный и несиловой выход из ситуации. Я думаю, что на данном этапе позиция международного содружества является сбалансированной и адекватной. И никто из ключевых участников международного содружества на сегодня не готов давать какую-либо юридическую или даже ценностную оценку действиям Президента и других сторон, которые сегодня присутствуют в этом конфликте.
— Как вы оцените отношение России к событиям в Украине?
— Мы учитываем, и это правило для всех, в первую очередь, официальную позицию. Она близка к позициям других государств, которые я охарактеризовал выше. Что касается заявлений отдельных российских депутатов, даже если это руководители комитетов, это — политические заявления, неотражающие общей позиции государства. Но мы внимательно их отслеживаем. Определенной позиции российской Думы, которая была бы высказана через какой-либо консолидированный документ, на сегодня не существует.
— Не повлияет ли этот конфликт на визиты Президента, в частности, в Россию?
— В Украине сейчас не происходит ничего такого, что в корне изменило бы текущий график международных встреч Президента. Я уверен, что мы осуществим в ближайшее время запланированные нами визиты. В том числе, мы определяемся с датой встречи с Президентом Российской Федерации. По дипломатическим каналам мы получили подтверждение, что наши российские коллеги ждут от нас предложения относительно новой даты. На сегодня есть четкое разумение Президента, что мы должны найти компромиссное решение относительно имплементации указа Президента о выборах исключительно за счет наших внутренних политических консультаций. И мы ценим позицию наших стратегических партнеров как на Западе, так и на Востоке, которые дали четко понять, что это является внутренним делом Украины. На сегодняшний день в Украине не происходит ничего, чтобы угрожало стабильности или определенным образом угрожало бы нашим отношениям с другими государствами или международными институциями.
— То есть это значит, что Украине не придется прибегать к услугам международных посредников, как это было во время решения кризиса 2004 года?
— На данной стадии эти кризисы нельзя сравнивать, и на сегодняшний день в таком ключе вопрос не рассматривается.