Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Александр МОРОЗ: «Сегодня я не вижу оснований для того, чтобы присоединиться к парламентскому большинству»

28 января, 2000 - 00:00

В день последнего заседания парламента в его полноценном составе Александр Мороз был одним из немногих представителей левого крыла, кто без агрессии предлагал с трибуны рецепты конструктивных действий как большинства, так и меньшинства. Днем позже он был единственным «меньшевиком», посетившим альтернативное собрание коллег по мандату в Украинском доме. Острая необходимость переговоров между сторонами дает основания предполагать, что столь важный для украинского парламентаризма процесс может потребовать точек соприкосновения парламентского большинства и некоторой части «меньшевиков». Тем более, что, как известно, очень «пестрый» состав и количество депутатов в большинстве показывают, что поле для маневра у него очень узкое. Конечно, многое здесь будет зависеть от самих левых — смогут ли они воспользоваться еще одной возможностью доказать, что результат (в данном случае — предотвращение досрочных парламентских выборов и переход от борьбы за «кресла» к законодательной работе) для них важнее, чем собственная ниша на политическом рынке.

Правда, после интервью с Александром Морозом складывается впечатление, что компромисс с левыми, даже если речь идет о политике, во многом выгодно отличающемся от своих коллег и союзников, «работающих» в стиле дремучего «ретро», — вещь очень непростая.

— Существует ли возможность для конструктивного сотрудничества парламентского большинства и меньшинства? Имеются ли между ними какие-либо точки соприкосновения?

— Большинство не может работать без меньшинства и наоборот. Это естественный процесс для любого парламента. И поэтому нужно искать эти точки для сотрудничества, а они связаны прежде всего с интересами государственности и защиты парламентаризма как основы демократии. В этом смысле существуют не просто точки, а большие площади, где могут сотрудничать разные депутаты, и это должно стать предметом их обсуждения. Я сделаю все от меня зависящее, чтобы найти возможность для сотрудничества.

— Готовы ли Вы сами присоединиться к большинству? Если — да, то на каких условиях, если нет — то почему?

— Сегодня я не вижу причин для того, чтобы присоединиться к большинству. Если бы оно было ориентировано на защиту интересов государства, правительства, каких-либо основ политики и тому подобное, эту тему, наверное, можно было бы обсуждать. Но когда это пропрезидентское большинство, созданное на «соглашательских» условиях, то я себя там не вижу.

— Как вы оцениваете то, что спикер Александр Ткаченко практически обратился за помощью к председателю парламента соседнего государства Геннадию Селезневу, а также то, что проблемы в украинском парламенте вынесены на рассмотрение международного сообщества?

— Если Александр Ткаченко обращается к коллеге, с которым он давно общается, то это одно дело, и это нельзя назвать вмешательством во внутренние дела Украины. Любое влияния, не связанное с нарушением Конституции и суверенных прав Украины, может приниматься во внимание.

А то, что депутаты обратились в Парламентскую Ассамблею Совета Европы — так они имеют право говорить о неконституционности референдума и тому подобное. Я считаю, что мир неравнодушен к тому, что происходит в Украине. Украина, как и Россия, — член Совета Европы. Так что тут ничего удивительного нет.

— Сейчас большинство, и в частности ПРП, инициируют рассмотрение вопроса об изменении символики на здании Верховной Рады. Как бы вы это прокомментировали?

— Если людям нечего делать, они занимаются ерундой. Сейчас не время этим заниматься. Мне этот вопрос задавали давно, когда еще я был председателем Верховной Рады. И уже тогда я говорил, что сначала нужно принять государственный герб Украины — тогда будет понятно, что эта реконструкция делается навсегда. А пока герба нет...

Откровенно говоря, меня это сейчас волнует меньше всего. Инициирование этого вопроса я рассматриваю как тему, которая сегодня подбрасывается части большинства, чтобы создать у них иллюзию отстаивания своей позиции: мол, видите, вы, наконец-то, поменяете символику. Но что дальше? Можно на каждом повороте поставить герб или элемент герба — и потерять Украину.

— Как скоро, по вашему мнению, будет найден выход из парламентского кризиса?

— Мы постараемся справиться как можно быстрее... Вы когда-нибудь играли в «покер»?

— Да.

— Там есть небольшая колода карт — «прикуп». Так вот, большинство держат на «прикупе», а они думают, что играют.

Наталья ТРОФИМОВА, «День»
(Интервью взято по телефону)

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ