Глава Французского государства Николя Саркози, похоже, пытается компенсировать падение популярности в стране активной деятельностью на внешнеполитической арене. Впервые в мире о Саркози заговорили, когда он в августе 2008 года — а тогда Франция председательствовала в Европейском Союзе — смог добиться от Кремля подписания плана Саркози-Медведева, благодаря которому было остановлено наступление российских войск вглубь территории Грузии. Следует отметить, что Россия так и не выполнила всех пунктов этого плана.
Теперь же Саркози хочет повысить свою популярность в ходе предстоящего председательствования в G20 («Группе двадцати») — в ноябре 2010, и G8 («Группе восьми») — с Нового года. О своих весьма амбициозных планах он объявил в своем выступлении на XVIII конференции послов Франции, собравшихся позавчера в Елисейском дворце.
«Франция предлагает своим партнерам амбициозный план. Причем с уверенностью, что G20 («Группа двадцати») обладает специфичным весом, легитимностью и способностью принятия необходимых решений для придания необходимых импульсов для строительства будущего», — заявил Саркози.
По его словам, амбициозный план должен касаться трех главных вопросов: реформы мировой денежной системы, контроля за функционированием рынка сырьевых товаров и мирового управления. По словам французского лидера, немалая работа была уже проделана странами G8 и G20 для преодоления последствий финансового кризиса 2008 г., однако не все механизмы были использованы успешно. «Недавний кризис евро наглядно показал, что для обеспечения финансовой стабильности государства должны быть способны быстро привлекать значительные суммы для противодействия бездумным спекуляциям на рынках», — подчеркнул Саркози. Разработка многосторонних мер, в том числе — на базе МВФ, по его мнению, станет «лучшей страховкой» на случай массового оттока капиталов, особенно для тех стран, которые в большей степени зависят от внешних источников.
«Франция выступает за установление механизмов, которые помогли бы избежать излишней неустойчивости курсов валют, роста диспропорций, постоянных поисков более высоких курсов развивающимися странами, которые столкнулись с очень сильным оттоком иностранных капиталов. Необходимо также серьезно задуматься над проблемой доминирования одной валюты в международной денежной системе», — заявил президент.
Саркози предложил провести в Китае семинар с участием специалистов, чтобы обсудить меры по усилению антикризисных механизмов и созданию международного резерва, выделенного «не одной лишь страной».
«Наконец, мы должны найти средства лучше координировать экономическую и денежную политику крупных экономических зон», — сказал президент. «Второе, над чем нам нужно работать, это неустойчивость цен на сырьевые товары. Это катастрофа. Достаточно посмотреть, что происходит с зерном», — заявил Саркози.
По его мнению, необходимо распространить регулирование финансовых рынков и на эти товары, сделать их более прозрачными. Что касается рынка энергоносителей, то Франция намерена настаивать на более предметном диалоге между производителями и потребителями, чтобы избежать колебания цен.
Касаясь мирового управления, Саркози предложил создать секретариат «Группы двадцати», чтобы следить за исполнением принятых на саммите решений. По его мнению, G20 также следует заняться вопросами развития и финансирования борьбы с изменением климата.
Франция, в отличие от США, больше верит в действенность G8, которая в последнее время находится в тени «Клуба двадцати». По словам Саркози, Франция верит в будущее G8 и хочет сместить внимание этого объединения на вопросах безопасности и партнерства с Африкой. «G8 в большей или меньшей мере должна оставаться задействованной на берегах Африки, — подчеркнул он, добавив: — мы должны сделать все, чтобы Европа и Африка шли нога в ногу». К слову, по мнению французского президента, «следующий этап в Европе — экономическое правительство, охватывающее 27 стран».
Саркози также заявил, что в истории существуют моменты, когда возникают колебания между лучшим и худшим. И поэтому, в свойственной ему манере, он продемонстрировал решительность действовать быстро в отношении других приоритетов. А именно — продолжать борьбу с терроризмом вдоль кризисной дуги от Пакистана до Мали, Афганистана, Ирана и Ближнего Востока.
«Наши действия по обеспечению мира не должны зависеть от календаря или критики масс-медиа. Франция останется в Афганистане со своими союзниками на столько времени, сколько будет нужно», — заявил Саркози.
Французский президент также обратил внимание на иранскую ядерную угрозу. «Каждый знает о серьезных последствиях политики, позволяющей Ирану продолжать свой ядерный курс: это дальнейшее распространения ядерного оружия в регионе, военная интервенция, в любом случае все это приведет к серьезному кризису. Если надежных соглашений достичь не удастся, изоляция Ирана только усугубится. Перед лицом усиливающейся угрозы мы должны организовать защиту государств, которые чувствуют на себе эту угрозу», — отметил французский президент. Он выразил надежду, что в ближайшие месяцы будет достигнуто взаимоприемлемое решение, Иран продемонстрирует, что уважает права и интересы международного сообщества.
Довольно оптимистическим является заявление Саркози о том, что «мирное соглашение между израильтянами и палестинцами, о параметрах которого знает весь мир, может быть подписано в течение года».
Остается подождать и увидеть, как названые выше приоритеты французского президента будут реализованы и повысят ли они его популярность в преддверии президентских выборов в 2012 году.