Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Анатолий КИНАХ: Нам нужно преодолеть популизм власти

2 августа, 2001 - 00:00


Вчера начался первый международный визит премьер-министра Украины Анатолия Кинаха. Во время визита в Венгрию запланировано подписание минимум трех двусторонних документов, в частности, совместной декларации о приграничном сотрудничестве. Планируется, что А.Кинах также осмотрит здание будущего посольства Украины в Венгрии. Анатолий Кинах стал премьером в довольно сложный для Украины момент. Только что отшумел «кассетный скандал», снизив имидж страны за рубежом. Экономика, несмотря на некоторый рост макропоказателей, оставалась в тупике. Уровень жизни большей части населения застыл на черте бедности. Запад, поддерживающий предыдущее правительство, побаивался, как бы новый глава украинского кабинета не сделал крен в сторону России. Тем не менее первые два месяца работы украинского правительства показали, что многие опасения были напрасными. Отношения с международными финансовыми организациями, начиная со Всемирного банка, пошли по восходящей. Парижский клуб кредиторов согласился реструктуризировать долги. Есть сведения, что осенью возобновится кредитование Украины Международным валютным фондом. При этом кабинет Кинаха не производит сегодня на международной арене впечатления просителей, отстаивая — и на западном, и на восточном направлении — национальные интересы, работая на повышение кокурентоспособности украинских предприятий на международной арене. Уже очевидно, что для кабинета Кинаха характерен государственный прагматизм. Это чувствовалось даже в разговоре журналистов «Дня» с премьером — отсутствие витиеватых фраз, после которых надо ломать голову, — «чтобы это значило», четкость и твердость в изложении своей позиции. Единственное, что сбивало с ритма премьера и главу Украинского союза промышленников и предпринимателей — это политика. Еще бы! Возглавлять Кабмин во время предвыборной кампании и остаться над схваткой (будучи лидером партии — промышленников и предпринимателей) , отстаивая государственные, а не партийные интересы — задача, мягко говоря, не из легких. Анатолий Кинах демонстрирует отстраненность от предвыборных разборок и пока допускает свое участие в избирательной кампании только путем повышения жизненного уровня населения. Не изменятся ли со временем его намерения? Как бы там ни было, сегодняшний Кинах выглядит убежденным прагматиком, осуждающим политический популизм и призывающим чиновников к критическому анализу нынешних достижений во всех областях.

— Анатолий Кириллович, какие основные направления деятельности своего кабинета вы видите? Какие задачи перед ним стоят в этот сложный год накануне выборов?

— Приоритетной целью правительства будет вернуть его конституционное значение. Правительство и премьер-министр это, в первую очередь, государственные служащие, организующие исполнение законов Украины, Конституции и программы Президента, победившего на выборах. Очень важно, чтобы исполнительная власть не утратила обратную связь с парламентом, обществом, реальной экономикой, регионами. Если ее нет, то мы лишаемся возможности решать проблемы системно. Нам нужно преодолеть популизм власти. Некоторая доля популизма допустима, особенно в условиях политической конкуренции на выборах. Но если популизмом занимается власть, то это недопустимо. Это, во-первых, деформирует реальное видение проблем в стране, не дает возможности разобраться в настоящих социальных показателях и, главное, очень подрывает доверие общества. Я уже запретил чиновникам давать однобокую информацию. Например с такого-то числа повысят пенсию. Нужно сказать о том, как это повлияет на конкурентоспособность и наполняемость внутреннего рынка, как это соотносится с темпами прироста экономики. То есть сказать, реальная это пенсия или что-то призрачное. И еще одно, мы в течение 10 лет очень мало уделяли внимания национальным интересам. То государство, которое не умеет формулировать и защищать национальные интересы современными методами, никогда не будет ни конкурентоспособным, ни благополучным.

ЛЬГОТЫ, БЕДНОСТЬ, НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

— Анатолий Кириллович, когда вы вступали в должность премьера, то обещали бороться с бедностью. Разработаны ли конкретные механизмы для этого?

— Я хотел бы обратить внимание на то, что многим политическим силам уже нет необходимости вести дискуссии по этому вопросу. Это же подчеркивал Президент, а потому всем, кто хочет проявить себя на этом поприще, дорога открыта. К сожалению, более 70% работающих получают зарплату меньше прожиточного минимума. Значит, проблема упирается в увеличение платежеспособности граждан и развитие внутреннего рынка. Граждане должны получать деньги, а не льготы. Пенсионер не должен иметь абстрактные льготы, скажем, на транспорт, а должен получать реальные средства для приобретения услуг, то есть получать ежемесячную доплату. Мы уже утвердили концепцию по преодолению бедности и подали ее на подпись Президенту, а параллельно работаем над правительственной программой.

— Два месяца работы вашего правительства прошли на благоприятном экономическом фоне. Но ваш кабинет уже имеет и пассив: бюджет придется принимать на старой налоговой базе. Как вы это прокомментируете?

— То, что Украина не смогла принять Налоговый кодекс, это поражение не только парламента, но и всего государства в целом. Ведь вопрос касается конкурентоспособности национальной экономики. Без этого утверждать, что украинская экономика будет двигаться вперед, безрассудно. Да, Украина увеличивает темпы роста, но в то же время больше половины предприятий закончили год с убытками, не решен вопрос структуры нашей экономики, в ней неоправданно велика доля сырьевых отраслей, да и вопросы платежеспособности населения никто из повестки дня не исключал. А ведь это все касается налоговой системы. Этот большой комплекс проблем не удалось решить именно из-за политического популизма власти. Просто политически не захотели отказываться от многих налоговых льгот, хотя много об этом говорили. Невозможно в 2002 году снизить налоговые ставки, а в 2003 г. ликвидировать экономически необоснованные налоговые льготы. Это нужно делать одновременно. К сожалению, парламент не смог принять конкретное решение. Но я очень бы хотел, чтобы этот состав парламента вошел в историю именно благодаря принятию Налогового кодекса. Ведь время еще есть.

— Продолжая бюджетно-политическую тему, хочу спросить, как вы намерены действовать в рамках нынешнего бюджета? Не сведется ли потребность правительства в консолидации бюджетных средств к наращиванию налогового давления в предвыборный период? Не станут ли в этих условиях соответствующие государственные службы политическими игроками?

— Нас очень беспокоит, что бюджет 2001 г. не сбалансирован. Поэтому правительство, с одной стороны, обязано выполнить бюджет, а с другой, — не допустить увеличения налогового пресса. Это возможно, если опираться на реальный экономический рост. Я хочу отметить, что этот рост начался с середины 1999 года. Это рассказывать о нем начали позже. Не думаю, что стоит пытаться кому-нибудь приватизировать этот рост единолично, это результат работы всего народа и весь народ должен этим пользоваться. Это тяжелый постепенный процесс. А с бюджетом у нас имеются серьезные проблемы. В бюджете зафиксированы поступления от приватизации в размере 5,9 миллиарда гривен. Эта цифра нереальна. За 8 месяцев отставание будет составлять 1 миллиард 700 миллионов. Значит, нужны источники дополнительного финансирования. Важная строка в бюджете — это поступления от международных финансовых организаций. Нам удалось за счет слаженной работы поднять уровень доверия этих организаций. Главное, что откроется возможность реализации многих инвестиционных проектов. Таким образом, потери бюджета постепенно балансируются. Но, повторяю, если бы не было популизма, то и проблем не возникало бы вообще. Что касается денег от приватизации, то правительство выступает против идеологии проедания этих средств. Мы не должны забирать у потомков то, что им принадлежит по праву. Поэтому правительство сделает все, чтобы большая часть средств от приватизации шла на инновационное развитие экономики и структурные реформы.

РАВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВСЕХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ

— Давайте коснемся роли правительства в выборах. Вы утверждаете, что возглавляемый вами кабинет — это правительство профессионалов. Даже вот сейчас вы говорили о министрах как госслужащих. Но в то же время большинство из них имеют партийные билеты. Не случится ли так, что их партийные интересы могут пойти в разрез с обязанностями госсслужащего? Как вы собираетесь решать эту проблему?

— Думаю, что у нас нет времени экспериментировать с составом будущего парламента, особенно в условиях глобализации экономики. Нам необходимо не только изучать темпы своего экономического роста, но и постоянно сравнивать эти показатели с соседями и конкурентами. А последних у нас более чем достаточно. Если государство не создаст условий для развития своего бизнеса, то на мировом рынке оно будет неконкурентоспособным. В этом смысле значение парламента трудно переоценить. Поэтому качественный состав парламента — это не проблема Президента и правительства, а общества в целом. Если будет большинство, настроенное на рыночные перемены, то мы сможем сформировать современную экономику, и правительство приложит все усилия, чтобы люди, когда будут отдавать свой голос, думали бы прежде всего об этих, а не только о текущих проблемах. Это будет возможно, если нам удастся донести до них стратегию развития нашей страны и постепенно решать их проблемы. Но в тоже время правительство намерено создать равные условия для всех политических сил. Я очень не люблю термин «административный ресурс». Никто не говорит, что в условиях политической конкуренции этой проблемы не существует. Но нам нужно именно прозрачное политическое большинство, которое должно взять на себя ответственность за реформы, в том числе и за формирование исполнительной власти. Для того, чтобы в парламент пришли люди, готовые работать на интересы общества и государства, я могу проводить общественную работу как руководитель УСПП, через Конфедерацию работодателей Украины, Партию промышленников и предпринимателей.

— Вы решили для себя вопрос об участии в выборах 2002?

— Я уже заявлял, что являюсь государственным служащим. Следовательно, и я, и члены моего правительства будем действовать в зависимости от ситуации, чтобы принести наибольшую пользу стране. Откровенно говоря, на этот вопрос никто из членов правительства не ответит. Сложиться может по-разному. Ведь попытки вернуть нашу страну в политическую нестабильность пока еще не прекращаются. Таким образом, независимо от моей должности в предвыборной кампании смысл моих действий никак не изменится. Но какие бы действия не предпринимало правительство, оно будет действовать в рамках законодательства и честной политической конкуренции. Моя просьба к вам: не трогать пока эту тему глубоко. Я вижу, что есть попытки спровоцировать ответ, который можно оценивать двояко, и это будет причиной для торможения стабильной работы и доверия между партнерами в ходе переговоров.

— Ваш ответ на этот вопрос абсолютно безупречен. Все акценты расставлены просто виртуозно.

— Спасибо.

— Сегодня неизвестно, кто отвечает за ваше правительство и кто конкретно воспользуется его позитивом, ведь это серьезный ресурс на выборах?

— Без сомнения, позитив войдет в актив демократических рыночно ориентированных сил. Самое главное, чтобы вектор развития был правильным, совпадал с мировым. Особенно важно, чтобы эти результаты были реальными и конкретно влияли на жизнь наших граждан и общества, когда речь идет о ситуации экономического роста. Нельзя рассказывать о быстром росте внутреннего валового продукта и промышленного производства, в то время как наши люди не ощущают позитивного влияния этих показателей на свою жизнь. Эти «ножницы» очень сильно отражаются на отношении народа к реформам, власти, государству. Поэтому на нас ложится огромная ответственность за перенесение макроэкономического роста на повседневную жизнь людей. Так мы и результаты выборов получим. Те политические силы, которые стремятся к необратимости рыночных реформ, демократического развития нашего государства, в случае успешности этого направления деятельности правительства будут иметь на выборах неплохие шансы. И, разумеется, от этого будут проигрывать те силы, которые хотят вернуть нас к прошлому и действуют для этого по принципу «чем хуже, тем лучше».


НАША «УКРАИНА»

— 5 июля парламент принял закон об оптовом рынке электроэнергии. Вокруг него сейчас ведутся дискуссии. Какова сейчас позиция правительства по этому вопросу, собирается ли оно рекомендовать Президенту наложить вето на этот закон?

— По своему содержанию закон прогрессивный и дает возможность делать дальнейшие шаги в направлении прозрачных рыночных реформ в энергетике. Но когда этот закон принимался в первом чтении, мы договаривались (прежде чем принимать его в целом) дополнить его переходными положениями, которые позволили бы за определенное время адаптировать создаваемые законом условия к реальному экономическому, финансовому положению субъектов рынка. К сожалению, практически в последние дни седьмой сессии Верховной Рады этот закон был проголосован, и при этом предложения Президента и правительства, особенно насчет переходных положений, не были учтены. И сегодня правительство послало Президенту официальную экспертную оценку закона и соответствующие предложения. В них мы четко определяем, что это прогрессивный закон с точки зрения формирования прозрачных рыночных отношений, что это также стратегическая перспектива, от которой будет зависеть и конкурентоспособность страны и ее энергетическая безопасность. В то же время мы считаем, что закон не соответствует предложениям Президента и правительства по переходным положениям, и предлагаем усовершенствовать их, начиная с темы разработки нормативных документов, тарифной политики, баланса интересов таких подразделений электрогенерации, как тепловые, атомные и другие станции. Наш окончательный вывод следующий: наложить на этот закон, являющийся нормой прямого действия, вето — но вето конструктивное, в сжатые сроки дополнить закон переходными положениями и принять, после чего он может быть подписан Президентом. Мы предлагаем, чтобы это было сделано буквально в первые месяцы работы новой сессии парламента.

— Не кажется ли вам странной ситуация вокруг банка «Украина», когда его долги компенсируются государством за счет налогоплательщиков?

— Я хотел бы сказать читателям «Дня» и вкладчикам банка «Украина», что вынужден заниматься этой проблемой в условиях дефицита времени, и те решения, которые мы принимаем вместе с Национальным банком и Верховной Радой, следовало принимать еще полтора-два года назад. И ввиду этого огромную, по крайней мере государственную и моральную ответственность, должны нести те руководители правительства, Нацбанка и банка «Украина», которые не сделали это вовремя. Так что мы вынуждены одновременно решать несколько приоритетных проблем. Самое главное — максимально защитить права вкладчиков, физических и юридических лиц. При этом речь идет не только о финансовых потерях отдельных лиц. Если мы этого не сделаем, то на много лет потеряем доверие нашего населения к финансовой и банковской системе и к государству в целом. А одной из самых актуальных наших задач является установление доверия между государством и населением, чтобы оно за счет своих сбережений могло инвестировать экономику, как это делается во всем мире.

Второе направление — недопустимость распыления активов банка. Нам обязательно нужно создать современное финансовое учреждение, которое занималось бы вопросами финансирования и кредитования агропромышленного комплекса, чтобы можно было обеспечить его надежное развитие. Ведь мы проводим на селе очень сложные реформы. В этом вопросе нам помогают эксперты международных финансовых учреждений, в частности Всемирного банка. И нам нужно создать такое финансовое учреждение, которое не повторяло бы ошибок банка «Украина», а позволило бы эффективно финансировать и кредитовать производство в агропромышленном комплексе.

И третье направление — сделать так, чтобы все, кто причастен к банкротству такого системного банка, как «Украина», независимо от должностей и политического влияния, были наказаны в соответствии с действующим законодательством. Речь идет не только о возвращении средств теми, кто пользовался услугами банка, но и о том, чтобы общество осознало неизбежность ответственности за такие поступки и увидело, что государство защищает интересы людей и общества в целом. В этом направлении правительство будет сотрудничать как с правоохранительными органами, в частности Генеральной прокуратурой, так и со следственной комиссией Верховной Рады. Хотя при этом мы будем следить за тем, чтобы это дело не превратилось в источник провокаций и поиска политических дивидендов, особенно во время предвыборной кампании. Это должно быть максимально деполитизированное направление, имеющее своей целью наказание виновных в банкротстве банка «Украина». При этом налогоплательщики должны знать, что компенсация вкладов будет происходить не за счет государства. Мы должны сделать первый шаг и защитить физических лиц. Их 1,7 миллиона.

— Можно сказать, целая партия — «Наша Украина»...

— Эти люди за счет тяжелого труда сложили гривню к гривне свои сбережения и вложили их в этот банк. Так что с 10 августа начнутся выплаты физическим лицам. Все желающие смогут получить свой вклад. Суммарно это составляет около 51 миллиона гривен. Создана система мониторинга и контроля. Есть ликвидатор — Агентство по банкротству — государственная структура, которой правительство сделало шаг навстречу, чтобы спасти ситуацию, особенно по активам. Нам необходимо сделать все, чтобы минимизировать и экономические и политические последствия этого банкротства. Его негативное влияние может быть очень велико, и здесь мы не имеем права на ошибку.

— Можно ли создать на основе банка «Украина» новую централизованную систему финансирования агропромышленного комплекса?

— Безусловно, финансовая структура, которая будет обслуживать агропромышленный комплекс, чрезвычайно необходима. Без нее продвижения реформ на селе не будет. Достаточно сказать, что физическая и моральная изношенность автотракторного и комбайнового парка Украины от 70 до 95%. Новое финансовое учреждение должно включать и активы «Украины», и ее специалистов, среди которых много высококвалифицированных профессионалов, благодаря которым большинство областных отделений, например, в Крыму, работали прибыльно. Это так называемый менеджмент в центре довел этот системный банк до такого состояния. Но желательно, чтобы создание новой финансовой структуры совпало с принятием Земельного кодекса, чтобы земля стала субъектом рыночных отношений и можно было запустить механизм ипотеки. Стало быть, преемник «Украины» должен быть еще и ипотечным банком, и за счет этого можно было бы привлекать и инвестиции, и кредитовать и финансировать АПК.

ГАЗОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ

— Недавно в интервью «Дню» посол России в Украине Виктор Черномырдин очень дипломатично высказался о газовых долгах. Он сказал, что они не будут использоваться как петля в нашей приватизации, но при этом отметил, что проблема долгов не решается. Как вы прокомментируете этот треугольник: газовые долги, приватизация и приближающаяся зима? Ведь вам может не так повезти с теплой зимой, как прошлому правительству.

— Обо всем этом был разговор во время двух встреч с моим российским коллегой Виктором Касьяновым. Мы должны понимать, что независимость двух наших государств — это исторический, политический факт, не нуждающийся ни в каких дискуссиях. Такого же мнения придерживается и российская сторона. И в условиях, когда независимые государства выполняют свою главную функцию — защиту и продвижение национальных интересов, необходимо делать все, чтобы методы достижения данных целей не ухудшали условия торгово-экономических отношений, условия сотрудничества промышленников и бизнесменов Украины и России, возможности совместного инвестирования наших экономик. То есть, чтобы это были равноправные, взаимовыгодные условия, выработанные на основании взаимного уважения независимых государств. При этом мы понимаем, что за последние годы накопилось очень много проблем. И нам необходимо их решить. К сожалению, в предыдущий период были проявления политического и экономического давления. Я думаю, под таким давлением предыдущее правительство в одном из соглашений на межправительственном уровне зафиксировало обязательство до 30 апреля этого года переоформить задолженность за природный газ НАК «Нефтегаз Украины» перед российским «Газпромом» (а это по версии Украины $1,432 миллиарда) в государственные ценные бумаги под гарантии правительства Украины. То есть, корпоративная задолженность «Нефтегаза Украины» переоформлялась в долги правительства Украины. Я считаю это недопустимым, и сказал на переговорах с делегацией Российской Федерации, что это не отвечает ни нашим национальным интересам, ни нашему законодательству, и на переговорах следует искать альтернативные пути решения этой проблемы. Кстати, Парижский клуб кредиторов на заседании 6 июля подтвердил корпоративный характер этой задолженности.

Мы предложили российской стороне свои варианты, включая реструктуризацию задолженности и погашение ее как в валютной, так и в товарной части, тем более, что есть заинтересованность российских структур в подобном механизме. Я уверен, что нам нужно совместно искать компромисс. И именно об этом говорит Виктор Черномырдин. Я его в этом полностью поддерживаю, но компромисс мы будем искать, балансируя решение на стыке национальных интересов Украины и России. Кроме того, я могу сказать официально, что мы не будем решать проблему задолженности за потребленные энергоресурсы перед российским «Газпромом» через передачу ему акций ликвидных предприятий, начиная с газотранспортной системы. Это принципиальная позиция правительства. При этом мы готовы, и опыт показывает, что это полезно, на сотрудничество с российским капиталом, в том числе на его участие в прозрачных конкурсах по приватизации предприятий. В последние дни состоялись очень конструктивные встречи с «Лукойлом», «Российским алюминием», российским Национальным резервным банком (перечень можно продолжить). Я очень рад, что постулат о равноправном сотрудничестве с применением рыночных механизмов однозначно положительно воспринимается российской стороной. Мы также пришли к выводу, что задача власти и парламентов не создавать искусственную политическую конкуренцию, а наоборот — благоприятные условия, от чего только выиграют наши экономики.

Что касается будущего зимнего сезона, то теперь уже все понимают: за счет славянского братства и интернационализма никто не будет бесплатно давать ликвидную продукцию — нужно платить. Правительство работает над подготовкой к осенне-зимнему сезону. Мы поставили на ремонт шесть блоков атомных станций (сейчас уже осталось пять) с тем, чтобы подойти к зиме с максимальной готовностью нашей атомной отрасли. Впервые за все годы независимости у нас уже имеется около 5 миллиардов кубических метров природного газа в подземных газохранилищах. В России природный газ не покупаем, а только получаем (около 30 миллиардов куб. метров) как плату за транзит ее газа через нашу территорию. Есть еще газ собственной добычи (около 18 млрд. куб. м). Мы предприняли решительный шаг при помощи Президента, чтобы диверсифицировать источники поставки природного газа в Украину и уменьшить огромную экономическую и политическую зависимость от России. Поэтому мы и далее будем работать с «Итерой», обеспечивающей транзит туркменского газа в Украину через территорию Казахстана, Узбекистана и России. С «Итерой» у нас были проблемы, но неделю назад мы их решили, и сегодня она поставляет газ в Украину в соответствии с законтрактованными объемами. Поэтому можно сказать, что зимний сезон обеспечен ресурсами, но нам нужно добиваться лучшей платежеспособности потребителей, сбалансированности потребления и расчетов в бюджетной сфере, улучшать всю систему расчетов в энергетике и выполнять наши обязательства как перед Туркменистаном, так и перед «Итерой». Кроме того, нам — как России, так и Украине, необходимо наладить работу электроэнергетики в параллельном режиме. Украина технически к этому готова, и, я думаю, мы найдем оптимальное решение по поводу транзита и экспорта российской электроэнергии. Идут переговоры, и необходимо искать решение, но не методом давления, а путем компромиссов.

ВЛАСТЬ — ПОД ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

— Затронет ли когда-нибудь реформа Госкомитет по информационной политике? И в то же время всех волнует судьба государственной телерадиокомпании Украины, где происходят очень важные процессы, которые, возможно, приведут к приватизации первого канала телевидения.

— У нас есть определенные планы относительно комитета по информации, но это отдельный разговор. Проблема там существует. Что касается телерадиокомпании, то этот вопрос был частично рассмотрен на Кабмине 25 июля. Нам пришлось в срочном порядке принимать меры по выполнению обязательств этой компании перед европейскими информационно- аналитическими структурами, от которых, в частности, зависит возможность информировать мир о том, что происходит в Украине. Решение по этому вопросу уже принято. К сентябрю все эти долги будут профинансированы. Но я согласен с вами в том, что должна быть стратегия развития. В ближайшие месяцы мы этим делом должны заняться. Нам бы очень хотелось, чтобы это была программа, оптимально сочетающая государственные подходы и ответственность за это направление, а с другой стороны, — основывающаяся на рыночных механизмах, то есть не на ожидании бюджетного финансирования, а на высоком менеджменте. И конечно, с главным принципом — свобода слова.

— Возможен ли переход к общественному телевидению?

— Возможен. Я лично ощущаю большую симпатию к этому варианту. Но он должен опираться на высокий уровень объективности, незаангажированность и способствовать усилению одной из составляющих гражданского общества, которое должно знать обо всем, что происходит в стране и логику этих процессов, а благодаря этому могло бы контролировать власть.

— Скоро год как трагически погиб Георгий Гонгадзе. И вот еще одна страшная смерть — нет Игоря Александрова. Мы относились очень аккуратно к освещению всех этих проблем, обращая внимание на страшную дикость ситуации, когда в стране погибают журналисты, выполняя свои профессиональные обязанности. Все эти смерти стали очень серьезным экзаменом для страны и продолжают влиять на ее репутацию. Что может сделать правительство, чтобы деятельность правоохранительных органов была прозрачной, не вызывала насмешек из-за некоторых неуклюжих толкований? Как сделать так, чтобы люди были спокойны, дерзкие убийства, такие, как в Славянске, раскрывались, виновных карали, а страх «исчезал из обращения» общественной жизни?

— Я разделяю вашу тревогу. Нам нужно очень плодотворно работать над тем, чтобы не просто защищать права граждан — это аксиома, а создавать условия, когда журналист, профессионал имеет возможность (и знает это) высказать свою точку зрения и при этом быть уверенным, что государство сможет защитить его жизнь, гарантировать ему безопасность, безотносительно его позиции, которая может кому-то не нравиться… Вот такого ощущения у нас нет. И не только среди журналистов, но и среди многих граждан других профессий. Это серьезная проблема правоохранительной системы, которую нужно последовательно решать. Что касается тех произошедших трагедий, включая гибель Игоря Александрова, то Президент рассмотрел эту ситуацию при участии правоохранительных органов и дал (и правительству тоже) конкретные поручения. На заседании Кабмина в сентябре будет рассмотрен весь комплекс этих проблем, начиная с того, насколько эффективно реализуется закон о поддержке средств массовой информации, в частности и в аспекте безопасности журналистов. Мы хотели бы, чтобы этот вопрос готовили не только государственные служащие, но и журналисты- профессионалы, изнутри знающие суть проблемы. На первом этапе, 1 августа, мы планируем вместе с администрацией Президента провести рабочую встречу с представителями СМИ, где начать открытое, пусть и неприятное, но честное и профессиональное обсуждение этих проблем. Будет проведена серия таких встреч, а затем — заседание Кабмина, где вместе будем искать решение, будем исследовать возможности общественного профессионального контроля структур власти, правоохранительных органов. Я думаю, нам нужно идти именно таким путем. От этого будет зависеть имидж нашей страны, как государства, умеющего защищать права и свободы граждан, свободу слова, свободу средств массовой информации.

КОНКУРЕНЦИЯ ДОЛЖНА СТАТЬ СПОСОБОМ ЖИЗНИ

— Учитывает ли правительство Украины возможные экономические риски, связанные с кризисными сигналами, поступающими с рынков развивающихся стран, и даже из стран Восточной Европы?

— Я не сказал бы, что мы это учитываем. У нас, к сожалению, отсутствует система интеллектуальной аналитической прогнозной работы на уровне государства. Именно об этом мы говорили на совместном заседании коллегий министерств иностранных дел и экономики. Нам необходимо разрабатывать систему долгосрочного и среднесрочного прогнозирования, чтобы определять место и реакцию Украины на те процессы, которые происходят в мировой экономике, и своевременно предупреждать и предотвращать тот ущерб, который был нанесен нам, скажем, кризисом 1998 года. Это очень серьезная проблема для нашей страны, где, к сожалению, еще не отработана система долгосрочного прогнозирования процессов мировой экономики и разработки соответствующих решений, направленных на то, чтобы минимизировать соответствующие политические и экономические риски для нашей страны, лучше защищать на международной арене ее национальные интересы. Поэтому, нам нужно изменить ситуацию, чтобы все в мире понимали, что имеют дело с независимым государством, которое умеет и будет решительно защищать свои национальные интересы.

— В свое время было объявлено о создании министерства европейской интеграции, но потом вы сказали, что его не будет. Посему те, кто любит толковать каждый шаг, видеть во всем какие-то знаки, не знают, что и думать…

— Вопросы, связанные с европейской интеграцией, вступлением во Всемирную торговую организацию для нас чрезвычайно актуальны. Здесь мы многое теряем за счет нескоординированных действий, отсутствия определенной политической воли. Нам будет очень трудно конкурировать на внешних рынках. Позавчера (в прошлый четверг. — Ред. ) вопросы вступления в ВТО рассматривались у Президента Украины, готовится соответствующий указ. В тот же день мы провели совместное заседание коллегий министерств иностранных дел и экономики с тем, чтобы объединить и дипломатические и экономические усилия в этом направлении. Однако мы убедились, что в подобном министерстве все же нет необходимости. Даже само название вызывает определенные вопросы. С другой стороны создание нового министерства — это дополнительное количество государственных служащих, поэтому мы решили на первом этапе усилить в этом направлении работу правительственных комитетов, а в секретариате правительства создаем структуру, которая будет заниматься координацией всей работы, связанной с европейской интеграцией и адаптацией наших законов и нормативных актов к европейскому законодательству.

ВСЕМИРНОЕ УКРАИНСКОЕ ЛОББИ

— Как Украина будет встречать своих соотечественников из разных стран мира, которые должны приехать на Всемирный конгресс украинцев?

— Мы рассматривали этот вопрос на организационном комитете (я его председатель). На заседании также участвовали представители нашей диаспоры.

— А кто-нибудь знает, сколько в мире украинцев?

— Называют самые разные цифры: около 20 миллионов украинцев проживают за пределами нашего государства.

— Это колоссальные возможности для Украины, для ее имиджа…

— Именно об этом шла речь на заседании оргкомитета. Нам бы очень хотелось, чтобы все воспринимали это собрание, включая и диаспору, как важный этап развития независимости нашего государства. И празднование 10-й годовщины независимости Украины, и Всемирный конгресс украинцев должны пройти под знаком объединения наших усилий. Эти праздники должны дать миру объективную информацию о событиях, происходящих в Украине, о том позитиве, который стал характерным для нашего общества, укрепить доверие к нашей стране в международном сообществе, ее авторитет в мире. Форум будет иметь консолидирующее значение для украинцев, обитающих в разных частях света. Более того, в наших отношениях с диаспорой уже пришло время переходить от стадии оценки ситуации и внесения предложений, как нужно строить независимую страну и ее экономику, к конкретной деятельности, связанной с поддержкой независимости. Правительству следует утвердить программу работы с нашей диаспорой, развертывать ее в тех странах, где есть наши посольства, осуществлять ее также на всем постсоветском пространстве, добиваясь консолидации украинцев. 10-я годовщина независимости дает нам не только повод, но и все возможности, чтобы достичь этого.

В беседе участвовали Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, Денис ЖАРКИХ, Виктор ЗАМЯТИН, Олег ИВАНЦОВ, Лариса ИВШИНА, Виталий КНЯЖАНСКИЙ, Наталья ЛИГАЧЕВА, Владимир ПАНКЕЕВ, фото Анатолия МЕДЗИКА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ