Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Анатолий ЗЛЕНКО: Мы настаиваем на открытости Альянса для всех европейских государств

7 декабря, 2001 - 00:00


Вчера в Брюсселе проходило очередное заседание Совета Евроатлантического партнерства и Комиссии Украины — НАТО на уровне министров иностранных дел. В отличие от сотрудничества с Европейским Союзом, претерпевшего в этом году прохладный период вследствие «кассетного скандала» и других событий, сотрудничество между Украиной и НАТО выглядело как процесс постоянного развития. Министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко перед началом брюссельских заседаний изложил свое видение процессов отношений с НАТО, европейской интеграции украинской и западной прессе.

— Как долго может продолжаться интеграция Украины в евроатлантические структуры, в частности НАТО? Почему Украина не может или не желает подать заявку на вступление в НАТО, как это сделали государства Балтии, Албания? Какие внешнеполитические факторы мешают предпринять этот шаг?

— Понятие «интеграция в европейские и евроатлантические структуры» значит не какое-то конечное определенное состояние государства, а процесс, в котором оно находится. Процесс постепенного развития отношений с этими организациями, выработка общих механизмов консультаций, согласование позиций и принятие решений и тому подобное. Что касается членства в НАТО, то сегодня ни Украина, ни НАТО еще не готовы к такому решению. Однако интеграционные процессы в сфере безопасности в евроатлантическом регионе стремительно развиваются. Этому, в частности, содействует и совместное участие многих государств как членов НАТО, так и нечленов Альянса в антитеррористической коалиции, развитие отношений между НАТО и Россией. Поэтому мы не отбрасываем никаких возможностей для Украины в будущем и настаиваем на необходимости сохранения открытости Альянса для всех европейских государств. Ведь это — наиболее эффективная структура безопасности в Европе.

— Каким образом Украина может приобщиться к участию в Общей внешней политике и политике безопасности ЕС?

— Мы с повышенным интересом относимся к формированию Общей внешней политики и политики безопасности ЕС, в частности, ее военной составляющей. Указом Президента Украины от 11 января 2001 года определено, что «интенсификация развития Общей европейской политики по вопросам безопасности и обороны, создание в рамках Общей внешней политики и политики безопасности новых органов ЕС в военной сфере и сфере внешней политики и политики безопасности, а также активизация сотрудничества между государствами-членами ЕС в сфере вооружения предопределяют необходимость осуществления Украиной своевременных интеграционных шагов в этом направлении».

Такие шаги были осуществлены во время Парижского саммита Украины — ЕС в сентябре 2000 года, когда Украина представила на рассмотрение свои предложения относительно развития сотрудничества в сфере внешней политики, безопасности, военного и военно-технического сотрудничества. Отдельные из них после принятия соответствующих решений на саммитах ЕС в Ницце (декабрь 2000г.) и Гетеборге (июнь 2001 г.), стали предметом практической обработки. Это, в частности, касается привлечения Украины к гражданским аспектам операций ЕС по урегулированию кризисных ситуаций, а именно: в полицейских миссиях ЕС, обеспечении верховенства права, гражданско- административном управлении и гражданской защите населения на кризисных территориях. Хотел бы также отметить, что во время Ялтинского саммита Украины — ЕС в сентябре в этом году Евросоюз поддержал достигнутые между Украиной и Польшей договоренности относительно включения украинских подразделений в польскую бригаду, предназначенную для участия в операциях ЕС по урегулированию кризисных ситуаций, а также согласился изучить возможность использования транспортной авиации Украины Силами быстрого реагирования ЕС. Такая необходимость возникнет уже в 2003 году, когда Силы быстрого реагирования ЕС будут созданы. По моему мнению, сотрудничество в этой важной для обеих сторон сфере шаг за шагом будет развиваться. Реакция на сентябрьские события в США засвидетельствовала идентичность позиций Украины и ЕС, что касается важности поиска общих ответов на новые вызовы в сфере стабильности и безопасности на Европейском континенте. Благодаря вкладу, который Украина вносит в поддержание стабильности и безопасности, ее готовность привлекаться в международную антитеррористическую деятельность, право на ее членство в любых европейских структурах не может ставится под сомнение.

— Как вы прокомментируете договоренности между НАТО и Россией об установлении качественно нового, углубленного и расширенного сотрудничества? Не отставить ли это на задний план отношения между НАТО и Украиной?

— Я надеюсь, что такое сотрудничество откроет и для Украины дополнительные возможности для того, чтобы она наращивала свое сотрудничество с НАТО. Мы не видим чего-то угрожающего в том, что Россия набирает обороты в своем сотрудничестве с НАТО.

— Какое место занимает энергетическая отрасль Украины в русско-европейской энергетической программе? Какой позитив несет для Украины построение нефтепровода Одесса — Броды?

— Географическое расположение Украины и существующая сеть нефте- и газопроводов, а также энергосетей делают ее одним из важнейших транзитных узлов в европейском энергетическом пространстве. Он имеет стратегический смысл как для ЕС (одного из наибольших в мире потребителей энергоресурсов), так и для России (одного из наибольших экспортеров таких ресурсов).

По прогнозам Еврокомисии, в течение следующих 20 — 30 лет зависимость ЕС от импорта энергоресурсов вырастет на 50 — 70% от общих потребностей (в 1996 году — 40%). Поэтому Украина и в будущем будет играть ключевую роль в транзите энергоресурсов из России в страны ЕС. С целью сохранения и упрочения этой роли Украина стремится поддерживать транзитные системы в надлежащем состоянии, осуществлять их необходимую модернизацию и создавать максимально эффективный механизм управления ими.

Украина стремится сочетать в своей концепции диверсификации источников и путей поставки энергоносителей с проектами стран ЕС и центральноевропейских стран. Нефтепровод Одесса — Броды и нефтетерминал «Південний» построены нашей страной за собственные средства. Кстати, на 19 декабря запланировано торжественное открытие этого нефтетерминала. Фактически с реализацией этого проекта наша страна выходит на глобальный уровень международной политики в сфере транзита нефти. Проект Одесса — Броды вводится в действие фактически одновременно с нефтепроводом, который построен Каспийским трубопроводным консорциумом и позволяет доставлять каспийскую нефть потребителям в центральноевропейском регионе. Он имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с другими потенциальными маршрутами, в частности, позволяет транспортировать отдельно русскую и более высококачественную каспийскую нефть. В случае принятия решения о продолжении этого маршрута до Гданска можно будет существенно расширить круг потенциальных потребителей.

Ростислав ДЕМЧУК, Наталя ВИКУЛИНА, Брюссель
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ