Сезон протестных акций в столице продолжается: у политических партий, прошедших свой пик активности, эстафету приняли общественные организации. Вчера представители одной из них — Ассоциация защиты прав граждан Украины создали оживление возле киевского офиса авиакомпании Lufthansa, привлекая прохожих так называемыми информационные палатками и начертанными на скорую руку транспарантами. Главный лозунг протестующих, конечно, нереален, но претендует на остроумие: «Отправим Lufthansa первым межпланетным рейсом на Марс!».
Против Lufthansa ополчились сразу три общественные организации. Они обвиняют эту компанию в недобросовестной конкуренции и утверждают, что это угрожает национальной безопасности Украины. Экспансия Lufthansa, по словам руководителя проектов Ассоциации защиты частных инвестиций Василия Слесаренко, берет начало в 2004 году с конфликта с украинской компанией «Аэросвит», совершавшей полеты в Германию. Потом началось вытеснение отечественных региональных перевозчиков с рынка международных авиаперевозок. Как считает Слесаренко, первой пострадала «Донбассаэро»: под угрозой санкций, а также используя специфическое отношение центральной власти к донецкому бизнесу, Lufthansa вышла победительницей.
Но наибольший резонанс получил конфликт между Lufthansa и государственной авиакомпанией «Днеправиа» (Днепропетровск). Как сообщил глава Общественного комитета национальной безопасности Украины Алексей Толкачев, в конце октября 2005 года германская авиакомпания решила выполнять рейсы по маршруту Днепропетровск— Франкфурт-на-Майне без подписания всех необходимых договоров с днепропетровским аэропортом. С этого момента, по мнению Толкачева, начинается методичное вытеснение региональной авиакомпании с этого маршрута, направленное также на то, чтобы захватить обслуживание международных рейсов из крупных промышленных и финансовых центров юго-востока Украины. (Учитывая финансово-промышленный потенциал этого региона и растущие деловые связи местного бизнеса, это направление считается очень перспективным. Согласно данным Толкачева, только на маршруте Днепропетровск — Франкфурт «Днеправиа» перевозила 90 тысяч пассажиров в год).
Когда же аэропорт «Днепропетровск» по техническим причинам отказался предоставить Lufthansa запрашиваемые слоты (время вылета-прилета самолетов), немецкая сторона предприняла ответный ход. В марте 2006 года Федеральное ведомство гражданской авиации Германии вообще запретило «Днеправиа» летать в Германию в период летней навигации. Кроме того, по словам Толкачева, оно угрожает начать процедуру лишения аэропорта статуса международного. «Цель искусственно созданного Lufthansa конфликта очевидна: уничтожить конкурента и монополизировать международное авиасообщение через аэропорт Днепропетровска», — считает Слесаренко. Это лишает украинскую госкомпанию возможности за счет прибыльных международных рейсов компенсировать убытки от региональных полетов. Кроме того, «Днеправиа» теряет возможность рассчитываться по банковским кредитам, которые вкладывались в реконструкцию аэропорта. Ожидаемые убытки в связи с запретом полетов только по маршруту Днепропетровск — Франкфурт (компания также выполняла рейс Днепропетровск —Берлин), по словам главы Ассоциации защиты прав граждан Владимира Лесыка, оцениваются в 18 миллионов гривен ежегодно. Украинские общественные организации призывают правительство защитить отечественных авиаперевозчиков от недобросовестной конкуренции со стороны транснациональных корпораций. Услышит ли этот сигнал государственная власть, поглощенная политическими играми?