Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Авиаперевозчика отправили... на Марс. Условно

Нужно ли защищать национальное воздушное пространство?
3 августа, 2006 - 18:32
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Сезон протестных акций в столице продолжается: у политических партий, прошедших свой пик активности, эстафету приняли общественные организации. Вчера представители одной из них — Ассоциация защиты прав граждан Украины создали оживление возле киевского офиса авиакомпании Lufthansa, привлекая прохожих так называемыми информационные палатками и начертанными на скорую руку транспарантами. Главный лозунг протестующих, конечно, нереален, но претендует на остроумие: «Отправим Lufthansa первым межпланетным рейсом на Марс!».

Против Lufthansa ополчились сразу три общественные организации. Они обвиняют эту компанию в недобросовестной конкуренции и утверждают, что это угрожает национальной безопасности Украины. Экспансия Lufthansa, по словам руководителя проектов Ассоциации защиты частных инвестиций Василия Слесаренко, берет начало в 2004 году с конфликта с украинской компанией «Аэросвит», совершавшей полеты в Германию. Потом началось вытеснение отечественных региональных перевозчиков с рынка международных авиаперевозок. Как считает Слесаренко, первой пострадала «Донбассаэро»: под угрозой санкций, а также используя специфическое отношение центральной власти к донецкому бизнесу, Lufthansa вышла победительницей.

Но наибольший резонанс получил конфликт между Lufthansa и государственной авиакомпанией «Днеправиа» (Днепропетровск). Как сообщил глава Общественного комитета национальной безопасности Украины Алексей Толкачев, в конце октября 2005 года германская авиакомпания решила выполнять рейсы по маршруту Днепропетровск— Франкфурт-на-Майне без подписания всех необходимых договоров с днепропетровским аэропортом. С этого момента, по мнению Толкачева, начинается методичное вытеснение региональной авиакомпании с этого маршрута, направленное также на то, чтобы захватить обслуживание международных рейсов из крупных промышленных и финансовых центров юго-востока Украины. (Учитывая финансово-промышленный потенциал этого региона и растущие деловые связи местного бизнеса, это направление считается очень перспективным. Согласно данным Толкачева, только на маршруте Днепропетровск — Франкфурт «Днеправиа» перевозила 90 тысяч пассажиров в год).

Когда же аэропорт «Днепропетровск» по техническим причинам отказался предоставить Lufthansa запрашиваемые слоты (время вылета-прилета самолетов), немецкая сторона предприняла ответный ход. В марте 2006 года Федеральное ведомство гражданской авиации Германии вообще запретило «Днеправиа» летать в Германию в период летней навигации. Кроме того, по словам Толкачева, оно угрожает начать процедуру лишения аэропорта статуса международного. «Цель искусственно созданного Lufthansa конфликта очевидна: уничтожить конкурента и монополизировать международное авиасообщение через аэропорт Днепропетровска», — считает Слесаренко. Это лишает украинскую госкомпанию возможности за счет прибыльных международных рейсов компенсировать убытки от региональных полетов. Кроме того, «Днеправиа» теряет возможность рассчитываться по банковским кредитам, которые вкладывались в реконструкцию аэропорта. Ожидаемые убытки в связи с запретом полетов только по маршруту Днепропетровск — Франкфурт (компания также выполняла рейс Днепропетровск —Берлин), по словам главы Ассоциации защиты прав граждан Владимира Лесыка, оцениваются в 18 миллионов гривен ежегодно. Украинские общественные организации призывают правительство защитить отечественных авиаперевозчиков от недобросовестной конкуренции со стороны транснациональных корпораций. Услышит ли этот сигнал государственная власть, поглощенная политическими играми?

Петр ИЖИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ