Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Барские капризы»

В Европу — через чистый санузел на Окружной
7 августа, 2003 - 00:00

В последнее десятилетие лозунг так называемой «европейской интеграции» Украины стал ключевым мотивом внешнеполитической риторики. Разговоры о движении на Запад, правда, ограничиваются преимущественно обстоятельством «куда идти», не задевая в то же время глубинного «в какую Европу идти». Принимая во внимание географический фактор, мы, собственно, уже находимся в Европе, а следовательно интегрироваться в нее, казалось бы, нет надобности. Очевидно, приверженцы такой логики забывают о более определяющих факторах принадлежности к европейскому элитному клубу. Закономерно возникает вопрос: так что же тогда Европа? Какие страны и народы входят в нее и по каким критериям, какие — нет (будучи даже объединены одной географической ойкуменой)? Какие критерии следует считать европейскими? Можно ли достичь этой «европейскости», или она является только прерогативой избранных? Чего не хватает Украине для того, чтобы стать европейским государством?

Сегодня Европу все чаще отождествляют с такими институциями как ЕС, НАТО и ВТО. Собственно, членство конкретных государств в этих организациях дает им эксклюзивное право называться европейскими. В конечном счете, как и наоборот, «европейскость» становится карт- бланшем в серьезные международные клубы. Проще говоря, для того, чтобы Украине, к примеру, стать членом Европейского Союза, необходимо выполнить ряд политических и экономических требований, среди которых, в первую очередь — усиление борьбы с коррупцией, защита личных прав и свобод человека, создание независимых СМИ, стабильное функционирование рыночной экономики, принятие закона об общеобязательном пенсионном страховании, закона об автомобильных дорогах, внесения изменений в закон о НДС. Перечень усложняют «критерии членства», состоящие из 31-го пункта, в частности, о свободном перемещении товаров, свободе в предоставлении услуг, налоговой политике (кстати, принятие Налогового кодекса Украины отложено на неопределенный срок), транспортной политике, м алых и средних предприятиях, социальной политике и занятости, образовании и обучении, экологии, защите прав потребителей и здравоохранении, о соответствии стандартам промышленной политики, охране прав интеллектуальной собственности etc. Некоторые из критериев Украина, в определенной степени, уже выполнила. Скажем, ратифицирована Конвенция о защите прав и основных свобод человека, отменена смертная казнь, принят новый Уголовный кодекс, упразднен институт прописки (а точнее заменен на институт регистрации), принят новый Хозяйственный кодекс Украины.

Однако по подавляющему большинству «цивилизационных» показателей Украина существенно уступает не только странам-членам ЕС, но и странам-кандидатам на вступление в ближайшем будущем (ожидается, что в 2004 году членами Евросоюза станут Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Литва, Латвия, Словения, Кипр и Мальта). Для сравнения, только 2—3% украинцев пользуются таким достижением научно-технического прогресса, как Интернет, тогда как в Европейском Союзе этот показатель составляет 31%, а в странах-кандидатах — 13%, в том числе в Польше — 10%, Словакии — 17%, Венгрии — 15%. Если говорить о более простых вещах, то всем известна, например, маниакальная (как для украинца), заложенная еще с пеленок страсть европейцев к экономии воды. Среднесуточное потребление воды на жителя европейского города составляет 100—200 литров, тогда как в Украине этот показатель — 320 литров. Уступаем также санитарно-гигиеническим состоянием воды, наличием соответствующих очистительных сооружений, исправностью водопроводных и канализационных сетей, не говоря уже о суточном дозировании, а то и вообще отсутствии горячей воды в регионах. Проблемой для Украины остается и давным-давно решенный в Европе вопрос качества дорог. Не зря народный фольклор гласит о существовании двух отечественных качественных дорог европейского уровня: Киев — Борисполь и Борисполь — Киев.

Что делать? Одного желания населения Украины интегрироваться в Европу как в категорию цивилизационного порядка (которое, по последним социологическим исследованиям, достигает сегодня отметки 77%), явно маловато. Необходимо, в первую очередь, четко осознать критерии «европейскости». Для чего за отсчет последней достаточно взять уровень (социально-политический, духовный и материальный) жизни населения европейских стран, отображающийся в таких простых вещах, как бытовые условия и условия труда, обязанности гражданина перед государством и государства перед гражданином, отношения между людьми и отношения людей к окружающей среде. А потом, осознав, воспитывать их в себе. Без этого Украина вряд ли сможет в ближайшие десятилетия всерьез думать об европейском будущем.

Чего не хватает Украине для того, чтобы стать европейским государством?

Ирина СОЛОНЕНКО, Институт «Восток — Запад»:

— Для того, чтобы стать европейским государством, Украине не хватает элементарного понимания некоторых вещей. В первую очередь, понимания того, что государство должно заботиться о своих гражданах, а граждане, соответственно, — что-то делать для своего государства. То есть должен быть какой-то налаженный механизм, скажем, налоговый, через который государство будет предоставлять определенные социальные услуги для своих граждан. А поскольку такой механизм в Украине отсутствует, налицо соответствующие последствия на бытовом уровне.

Чего не хватает Украине для «европейскости»? Самых простых вещей: качество тех же дорог значительно уступает европейскому, не говоря уже о неудовлетворительном сообщении между городами. И потом, в Украине чрезвычайно мало заботятся о развитии туризма. Огромный потенциал прекрасных украинских городов, карпатских и крымских курортов просто приходит в упадок. Если создать соответствующие условия и нормальный сервис, туристы с удовольствием будут приезжать в Украину. Кстати, в этом контексте существует проблема с визами для иностранцев, получение которых очень часто превращается в настоящую проблему из-за административных препятствий. Думаю, процедуру стоило бы упростить и дать возможность иностранным гражданам приезжать в Украину без препятствий.

Александр ЯРЕМА, исполнительный директор Украинского фонда поддержки реформ:

— Думаю, не хватает нескольких ве щей. Во-первых, ответственных чиновников на различных уровнях. В европейских странах последние в случае допущения профессиональной ошибки идут в отставку, тогда как у нас они сидят, пока их не выгонят. Во- вторых, адекватного уровня оплаты труда. В-третьих, инфраструктуры (имеются в виду и дороги, и уровень туристической инфраструктуры, и связь). И последнее — сервиса. Для привыкших к нормальному сервису людей очень проблематично находиться в Украине. Кроме того, в Европе очень высокий уровень знания иностранных языков. И если в любой европейской стране есть возможность общаться на английском, то в Украине с этим несколько сложнее. Это, по моему мнению, ключевые вещи. Наряду с этим, актуально и решение вопроса границ. Собственно, здесь, скорее, должен быть ход не со стороны Украины, а со стороны внешних стран, которые не очень хотят открывать границы для украинцев. А без решения данного вопроса Украине будет очень тяжело стать полноценной европейской страной.

Дмитрий ВЫДРИН, директор Европейского института интеграции и развития:

— Во-первых, не хватает понимания, что для Европы является самой сакральной вещью, неким артефактом, чуть ли не главной ценностью. Так вот, такой вещью для Европы является... туалет. Если покопаться в европейской истории, которую мы почти что не знаем, то европейская демократия начиналась с туалетов Древней Греции. Общественный туалет был тем сакральным местом, куда приходили горожане с улицы для того, чтоб обсудить те или иные касающиеся полиса проблемы. Другими словами, политика, по сути, возникла в древнегреческих туалетах. Туалет в Древней Греции, повторюсь, был символом прозрачности отношений, символом обнаженности и символом равноправия (поскольку в туалете, по определению, все равны). Поэтому туалеты для Европы являются в какой-то степени не только ценностью, но и планкой, которая показывает, готова ли страна быть европейской территорией. Пока, скажем, Венгрия, Польша, Словения и другие страны не привели в порядок свои туалеты и не дотянули их до общеевропейского уровня, у них не было шанса попасть ни в НАТО, ни в ЕС. Кстати, даже такая географически неевропейская страна, как Турция, одна из первых осознала это и начала движение в трансатлантические структуры, в том числе, с туалетов. Фактически за 10 лет Турция привела свои туалеты в невообразимо чистое и непривычное для турецкой ментальности состояние. Так вот, пока в Украине не будет таких туалетов, как в Венгрии, Польше, Словакии, или хотя бы таких, какие уже есть в Турции, пока туалет на окружной трассе Винницы, Бердичева или Херсона будет отличатся от туалетов на окружной трассе Брюсселя или Афин, до тех пор у Украины просто нет никаких шансов претендовать на какое-то место в Европе. Поскольку вхождение в Европу осуществляется не через парадный вход, а через общественный туалет. Когда мы осознаем это, тогда Украина, может быть, займется подлинными европейскими ценностями, по которым определяется готовность страны быть частью Европы.

Александр НАРБУТ, заместитель главы Совета налогоплательщиков Украины:

— Сегодня вопросов типа — что мешает прибалтийским странам с развитой инфраструктурой быть европейскими — практически не возникает. Почему они возникают по отношению к Украине? Похоже, ответ надо искать в ментальных особенностях самих украинцев. Так называемое гражданское сознание — один из тех элементов, который либо приближает к Европе, либо, наоборот, отдаляет. Собственно, нам не хватает вот этого европейского сознания — сознания того, что каждый человек ценен, что у него есть, прежде всего, права, а также умение их ощущать, отстаивать, реализовывать ежедневно. Любой здоровый организм по своей природе борется с инфекцией, которая мешает ему нормально развиваться. Поэтому естественное здоровое общество — это общество, способное выражать достаточно сильное неприятие любых решений, не несущих в себе здравого смысла. В Украине же отсутствует естественное для европейских стран возмущение определенными событиями в стране. К слову, нельзя, например, сказать, что общество как-то отрезонировало по поводу ажиотажа на рынке зерна. Те небольшие единичные всплески — это, скорее, результат действий политических сил в обществе, которые хотели привлечь общественное внимание. А люди тем временем побежали занимать очереди. То есть в данном случае граждане ощущают себя отделенными, по сути слова, от государства, а степень доверия органам государственной власти — не что иное, как отсутствие гражданского правосознания, подорванной в людях веры в свои посреднические возможности управления государством. Вот эта дисгармония в головах, действиях и связях между гражданином и государством — самое существенное препятствие нашему движению в Европу.

В Украине происходят достаточно странные вещи: мы размышляем, как создать инвестиционный климат и подвижки в налоговой сфере, говорим, что это движение в нужном направление, но при этом абсолютно забываем о произволе таможенных органов. То есть забываем о том, что любое «импортное» движение товара сопровождается огромным количеством согласования в самых разных инстанциях: от санэпидемиологического до радиационного контроля. Эти процедуры бесчисленны и создают барьеры, которые вроде бы не высоки, но очень широки, как в беге с препятствиями, когда ты берешь барьер, а впереди еще лужа с водой. Собственно, размер этой лужи очень большой. Поэтому нежелание и неготовность инвестировать в Украину — это, прежде всего, нежелание преодолевать наши ментальные и бюрократические барьеры, которые мы с удовольствием у себя выстроили, давая возможность каждому мелкому чиновнику находить свой интерес в процессе как экспорта, так и импорта. Вот это очень сильно отделяет нас от «европейскости».

Григорий ИОФФЕ, главный редактор еженедельника «Республика Крым»:

— С точки зрения географической, нашей стране предпринимать, как известно, ничего не нужно — Украина есть и всегда будет центральноевропейским государством. Но вот с политической точки зрения все обстоит совсем иначе. Если термин «Европа» означает особый образ жизни и как результат — особое мировосприятие; если «Европа» — это уровень цивилизации, достигнутый в результате многовекового естественного развития, то нам надо еще много совершенствовать — и себя, и общество, чтобы достигнуть уровня цивилизации. О причинах этого не устают говорить наши политологи и экономисты. Но мне кажется, что они забывают одну из составляющих этой задачи. Дело в том, что простые украинцы, впрочем, как и такие же россияне, белорусы, казахи и другие постсоветские народы, не знают и даже не представляют себе европейские принципы жизни, построения гражданского общества, нормы цивилизации. Ведь в советский период даже побывать в Европе (исключая так называемые «страны народной демократии», считать которые европейскими в то время можно было лишь на все том же географическом уровне) имели возможность лишь единицы людей из числа партийной или государственной номенклатуры. В этой связи все основополагающие европейские ценности все еще остаются «терра инкогнита» для большинства наших людей, даже для общественного мнения. Они не только не понятны, но и зачастую воспринимаются как враждебные нашим украинским «совком», прозябающим в нищете и бесправии и воспринимающим все европейское в качестве «панских вытребенек». Одним словом, в наше время особое звучание приобретает старая идиома «пустили Дуньку в Европу…» Пустить-то ее, наверное, можно, но Дунькой она еще будет оставаться довольно долго…

С другой стороны, именно в силу этого Украине и украинцам всех национальностей не хватает простых вещей — мы часто смиряемся с негодными бытовыми условиями, с неудовлетворительными условиями труда, смиряемся с такими притеснениями, каких не должно быть в цивилизованном обществе. Главное — мы воспринимаем всех чиновников как начальников, от которых сплошь и рядом зависит вся наша жизнь, в то время как надо формировать такое государство, в котором каждый соблюдает закон и четко выполняет свои обязанности. Мы привыкли к тому, что есть незыблемые обязанности человека перед государством, но мы еще слабо понимаем, что есть столь же незыблемые обязанности государства перед человеком, выписанные цивилизованными конституциями, а это меняет всю систему отношений между людьми, именно это делает страну европейской. Итак, географически мы все время в Европе, юридически нас, возможно, примут туда через какое-то время, но независимо от этого мы сможем войти в Европу и в мировое сообщество фактически лишь тогда, когда психологически преодолеем «совковость» наших мыслей и нашей жизни. Очередная проверка (вернее, самопроверка) нас на «европейскость» состоится во время очередных выборов — они определят и курс, и людей, которые будут его реализовывать.

Владимир МОРОЗОВ, политолог, консультант областной общественной организации «Регион»:

— Прежде всего, отстает от Европы наша законодательная власть. Вот представьте — любой европейский политик, принимая то или иное решение, голосуя за тот или иной законопроект, обращается к специалистам, всевозможным институтам поддержки парламентаризма, чтобы иметь максимально полную картину. Наши же депутаты, имея в принципе те же возможности, пользуются ими недостаточно. Я интересовался у консультантов, экспертов, как часто к ним обращаются народные избранники за информацией, и оказалось, что весьма и весьма редко. А ведь среди депутатов не так много профессиональных политиков. Разве может законодательный процесс идти эффективно, а законы быть взвешенными, продуманными, если высший политический менеджмент не опирается на объективную информацию? Пока нет должной политической культуры, невозможно говорить о полном соответствии европейской традиции, европейским стандартам.

Сегодня мы не можем идти путем проб и ошибок, как вынуждены были поступать страны, впервые строившие демократические общества в Европе. Должна быть ясная концепция, опирающаяся на мировой опыт.

И народу нашему еще не хватает европейской ментальности. У нас высокий образовательный, профессиональный уровень населения. Но при этом не хватает личной, бытовой, культуры. Не хватает осознания собственной ответственности за свою жизнь. Хотя как раз люди более адаптивны, чем государство, власть. Когда наш человек выезжает на работу за границу или на постоянное место жительства, он довольно быстро усваивает нормативы жизни в Европе, традиции общения, поведения и мало чем отличается от коренных европейцев. То есть у нас есть все предпосылки, чтобы стать по-настоящему европейским государством, и это произойдет, хотя и не так быстро, как хотелось бы.

Александр УМАНЕЦ, кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории Черниговского государственного педагогического университета им. Т.Г.Шевченко:

— Прежде всего, хотя бы немного приблизиться к стандартам жизни в тех странах, которые входят в Европейский Союз, хотя бы приблизительно обустроить свою жизнь так, как она устроена в Европе. Надо жить по законам, у нас же пока творится беспредел, процветает коррупция. Надо поднять жизненный уровень и поднять уровень культуры, начиная хотя бы с самой внешней ее стороны: с поведения людей на улице, в общественных местах, дома. В самом широком смысле надо повысить информированность людей, сделать более доступными книги, в первую очередь книги для детей. У нас же сегодня книги дороже, чем в России и Беларуси.

Естественно, все это не удастся сделать быстро, такое приближение к Европе должно происходить постепенно, но не надо говорить, что мы не из той глины, что нам это не подходит. Хотя следует отдавать себе отчет, что вступление в Европейский Союз несет не только плюсы, предположительны и минусы, возможно, оно отрицательно скажется на сельскохозяйственном производстве.

Светлана МАРКОВА, доцент Хмельницкого филиала Межрегиональной академии управления персоналом, кандидат исторических наук:

— Имея колоссальные природные, трудовые и технологические ресурсы, Украина, похоже, в последние годы не приближается, а отдаляется от Европы. Посткоммунистическая модернизация содействовала образованию в стране ряда государственно-политических институций наподобие тех, которые давно обеспечивают эффективное функционирование западных демократий. Однако результат этих преобразований привел к неожиданным для общества результатам: потерян значительный человеческий потенциал, почти остановлена отечественная экономика, уничтожена система социальной защиты, криминализована властная вертикаль.

Уровень доверия населения к современной политической системе общества и правящей элите упал до угрожающе низкого уровня. А главное — страна потеряла средний класс — основу любого стабильного и прогнозированного общества. Наличие этих двух проблем и делает нас очень отличающимися от современной Европы.

Как известно, визитной карточкой Европы, в отличие даже от США, есть высокий уровень защиты социально-экономических прав граждан, который достигается регулирующими функциями государства в сфере перераспределения прибылей. Смягчение социальной дифференциации позволяет почти всем гражданам западных стран участвовать в общественно- политической и культурной жизни общества, влиять разными способами на региональную и государственную политику. Между обществом и властью образуется атмосфера своеобразного «общественного соглашения», заставляющего власть выполнять свои обязательства.

В Украине же сегодня государственная власть выступает самодостаточной силой, которой не с кем договариваться, поскольку верхние слои общества и образовывают собственно каркас этой власти, нижние — попрошайничают и не способны сформулировать позитивную концепцию бытия государства, а средний класс слишком слаб, чтобы заставить с собой считаться.

Сохранение подобной тенденции противопоставляет Украину Европе. Поэтому преодоление разрыва в доходах между высшими и низшими социальными группами является принципиальной задачей государства. В условиях неэффективной экономики смягчить социализацию капиталов можно сочетанием этих мер с амнистированием и легализацией активов теневой экономики.

Другие факторы, в том числе социокультурные, по моему мнению, не отдаляют нас от Европы а, наоборот, вписываются в современную концепцию европейской политкорректности. Нашли в Объединенной Европе свое место и постсоветские страны Центральной и Восточной Европы, и бывшие советские республики Прибалтики, и православная Греция. Именно поэтому ментальные особенности украинского общества гарантируют ему достойное и заметное место в европейском содружестве.

Подготовили Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День», Ирина КУХАР, Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь, Елена ПРИВЕН, Луганск, Сергей КОЛЕСНИК, Чернигов
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ