На состоявшемся вчера в Киеве брифинге Начальник войск радиационной, химической и бактериологической защиты Виктор Литвак популярно и со знанием дела предоставил информацию о 19-м отдельном батальоне РХБЗ Западного оперативного командования. Напомним, что, согласно принятому решению СНБО Украины и в случае согласия Верховной Рады, батальон может быть отправлен в одну из стран Персидского залива для защиты населения государств Ближнего Востока от возможного применения средств массового уничтожения со стороны Ирака. На текущий момент 19-й отдельный батальон РХБ, входящий в состав Объединенных сил быстрого реагирования, дислоцируется в городе Самбир (Львовская область) и «готов к выполнению задач по назначению». Батальон полностью укомплектован офицерами, прапорщиками, военнослужащими по контракту («ни одного «срочника» в его личном составе (531 человек. — Авт. ) нет») и модернизированной специальной техникой (165 единиц) советского производства.
Генерал-лейтенант Литвак и социально-демографические данные личного состава свидетельствуют: 15% военнослужащих батальона принимали участие в боевых действиях, 5 человек — в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, 6% выполняли миротворческие миссии, 10% офицеров имеют высшее академическое образование, около 80% солдат — среднее и среднее техническое образование, «практически половина личного состава женаты и имеют детей»... Словом, есть еще в Украине профессионалы военного ремесла, способные «достойно представить страну в миротворческих операциях». «В процессе отбора личного состава с каждым военнослужащим была проведена отдельная беседа и было письменно зафиксировано добровольное согласие принять участие в выполнении поставленных задач», — подчеркнул В. Литвак.
Две роты (специальной обработки) предназначены для дегазации, дезинфекции и дезактивации вооружения, техники, материальных запасов, участков местности и т. д. Одна рота — для аналогичных «демероприятий» обмундирования и личного состава. По словам В. Литвака, на данный момент усилены медицинская служба, штабная рота, структуры охраны и обороны батальона. В структуре подразделения имеются химическая, радиометрическая и медицинская лаборатории, а также аналитическая г руппа, «оснащенная современным оборудованием», для расчета и принятия решений по ликвидации последствий возможного применения химического, бактериологического и ядерного оружия. И в целом 19-й отдельный батальон РХБ под руководством Юрия Онищука (до назначения — начальн ик штаба РХБ полка), как сказал В. Литвак, готов выполнять свои функции за пределами Украины «хоть завтра». Точнее — после соответствующего решения Верховной Рады и прививок «в две стадии» (вторая стадия, кстати, пока не обеспечена необходимыми препаратами).
В более меркантильных, чем престиж украинского государства, подробностях возможного участия батальона в операции в Персидском заливе, между тем, много неясного. Прежде всего — не разрешен вопрос, будет ли поддержана (и, если будет, то в какой форме и кем?) «РХБ-готовность» Украины. В. Литвак, в этой связи, оценил, деятельность нашего батальона в один миллион долларов США в месяц и подсчитал, что «компенсационные выплаты ООН были бы большие, чем от отдельно взятой страны». По мнению генерал- лейтенанта, в Украине могут быть заинтересованы США (возможно, что выгоднее «нанять» один большой батальон РХБ, чем укомплектовывать аналогичный по частям от нескольких стран)... Помимо этого, до сих пор не определена страна, где потенциально может «выполнять задание» 19-й батальон, и условия пребывания подразделения в этой стране. Важно также, что, несколько раз подчеркнув неучастие украинских военных в непосредственных боевых действиях против Ирака, В. Литвак не исключил возможности пребывания батальона на его территории. Правда, исключительно после окончания боевых действий и только после принятия новых решений на государственном уровне...
Единственное, что не вызывает сомнений, так это материальная мотивация самих украинских военнослужащих. Выяснилось, что мало кто из тех, кому было предложено, отказался от участия в миссии. В. Литвак говорит, что месячная зарплата военных составит $600—1000 и в два раза больше, если Ирак применит оружие массового уничтожения, а 19-й отдельный батальон будет дезактивировать пострадавшую территорию.