Крайняя бедность народа почти всегда бывает преступлением его вождей
П. Буаст
Тенденция к постоянному экономическому росту в Украине, когда его темпы поразительно опережают всех и вся, заставляет по-новому посмотреть на проблемы социального обеспечения и бедности. Создается впечатление, что экономический рост происходит за счет увеличения бедности украинцев. Социальная политика, образно выражаясь, напоминает тромб в системе государственного управления и она фактически свелась к переменной поддержке покупательной способности денежных доходов различных категорий населения. Все прочее нуждается в объяснениях и коррекции.
Прежде всего следует сказать, что современное состояние дел в Украине характеризуется значительным имущественным расслоением населения и появлением богатых прослоек, чье богатство ассоциируется с «теневой» и уголовной деятельностью, с одной стороны, и чье поведение далеко от благотворительной помощи нуждающимся — с другой.
Бедными стали люди, которые в свое время (или даже и сегодня) честно работали, были (и есть) законопослушными и полноценными членами общества.
Большая часть бедных живет в условиях фактического обнищания. Еще одна, значительная часть населения Украины, включая самые бедные слои, вынужденно прибегает к незарегистрированным (иногда «теневым» и даже уголовным) видам деятельности, как основной стратегии выживания.
Поэтому возникает вопрос: почему в условиях формирования социально-рыночной экономики социальный статус гражданина- украинца остается ужасным? Где же те государственные социальные стандарты, о которых так часто говорят с высоких трибун?
Справедливости ради отметим, что действующая в Украине система государственных социальных стандартов есть, но не является целостной, и пока что не сориентирована на конституционные нормы. Потребность обеспечить реализацию приоритетных направлений социальной политики с учетом международных норм в сфере применения социальных стандартов, основным принципом формирования которых является соблюдение конституционных прав граждан, к сожалению, остается потребностью.
В идеале установление государственных социальных стандартов, в первую очередь, дает возможность обоснованно определить размеры расходов бюджетов всех уровней, социальных фондов на социальную защиту и социальное обеспечение населения, а также содержание социальной сферы. Социальные стандарты должны быть обязательными при разработке программ экономического и социального развития. Предпосылкой их установления должна стать разработка и утверждение методик, на основе которых формировались бы государственные минимальные социальные стандарты.
Обеспечение этих стандартов предусматривается путем введения и совершенствования существующих в государстве с предыдущих времен различных нормативов финансовых и материальных расходов, которые, во-первых, далеки от современных экономических реалий, во-вторых, используются без учета экономических возможностей государства, в-третьих, институционные изменения в государстве привели к изменениям в источниках формирования государственного и местного бюджетов, а общая экономическая ситуация к ограничениям источников финансирования социальных расходов. Одновременно очень разветвленной стала система социальных льгот, финансовых поддержек различных слоев населения.
Стоит подчеркнуть, как в теории вопроса, так и в практике сегодня нет единодушия в отношении стратегических подходов в реализации проблемы преодоления бедности. Считается, что оказание помощи бедным стимулирует их к иждивенчеству, — люди не заинтересованы искать работу.
Концепция либералов, которые, по существу, при власти в Украине, в отношении бедности такова: последняя считается результатом социально-экономических условий, над которыми бедные почти не властны.
Консерваторы считают бедность следствием ненадлежащего приспособления индивида к условиям социальной жизни.
Очевидно, прежде чем предложить свое оригинальное видение выхода из «тупика», следует дать краткое толкование понятия «бедность».
Бедность — это нищенское существование физического лица, то состояние, при котором, из-за отсутствия средств, невозможно поддерживать соответствующий (достойный человека) способ жизни, свойственный обществу конкретного социально-экономического периода.
Бедность — это страх перед будущим, обусловленный неуверенностью человека в своих возможностях сохранить себя и своих близких от материальных лишений.
Обнищание — это то имущественное состояние, при котором расходы домашних хозяйств на питание превышают 80 % их среднемесячных совокупных доходов, т.е. доходов всех членов семьи, с учетом всех видов поступлений как в денежной, так и в натуральной формах.
К категории бедных принадлежат лица, не по собственной воле лишенные самого необходимого (нормального жилья, еды, одежды, медицинских и образовательных услуг).
«Родимыми» пятнами «украинской бедности» наряду с обвальным снижением уровня жизни и уровней государственных социальных гарантий, социально-опасным расслоением населения являются ее социально-психологический портрет с его сверхвысоким уровнем патернализма, неуверенностью в завтрашнем дне, низкой протестностью и высокой политической эксплуатацией ощущения остроты проблемы.
К особенностям «украинской бедности» следует, не претендуя на полноту изложения, отнести следующее:
— Бедность влияет на демографическую ситуацию в стране. Поэтому сокращается продолжительность жизни, сокращается число родившихся. И главное — нация стареет!
— Бедность вызывает рост преступности. Государство (правительства центральное и региональные) теряет, по существу, контроль над ситуацией.
Если не принять радикальные меры со стороны государственных структур (в чем есть сомнения) и национально-демократических сил, в плане остановки распространения этих негативных явлений и решения проблемы в целом, то это «освободительное» движение возглавят коммунисты и социалисты. Из истории известны последствия их позорной для украинцев политики. Собственное обедневшее население является электоральной базой и будущим для этих тоталитарных и полутоталитарных партий. Коммунистически-социалистическая ментальность и далее сохраняется и паразитирует на украинских проблемах.
Прежде чем бороться с материальной (физической) бедностью, необходимо преодолеть духовную, национальную нищету и бедность, в соответствии с существующими правовыми и другими стандартами. Во всяком случае необходимо, чтобы процесс духовного оздоровления шел если не первым, то параллельным курсом. И отнюдь не отступал на задний план. Без такого подхода материальную (физическую) бедность не преодолеть. Она будет воспроизводиться в следующих поколениях украинцев.
Следует напомнить, что система социальной поддержки уязвимых слоев населения должна быть ориентирована на действительно нуждающихся (непосредственная помощь деньгами или товарами повседневного спроса), обеспечение адресного доступа к услугам здравоохранения, образования и тому подобное.
Цель борьбы с бедностью заключается в том, чтобы уменьшить масштабы бедности; сгладить расслоение среди населения по доходам; провести мероприятия по предотвращению бедности, придать им в условиях общественной трансформации превентивный характер.
Эффективность борьбы с бедностью в Украине, на мой взгляд, будет определяться тем, захочет ли такой борьбы государство и будет ли оно формировать социально ориентированную экономику; будут ли поддерживаться усилия государства обществом в этом направлении.
Важным аргументом в определении стратегических попыток будет способность (политическая воля власти) экономики «выделить» надлежащие средства на социальную защиту и на борьбу с бедностью на каждом конкретном этапе развития.
Заинтересована ли власть в улучшении ситуации?
Как это ни парадоксально прозвучит, но современная власть, как и политические силы, которые ее сформировали, заинтересована в сохранении перманентного обнищания украинского населения. Обессиленным, обездоленным, изголодавшимся во всех отношениях украинским населением погонять лучше, чем при других условиях. Очевидно, что такое состояние большинства украинцев выгодно эксплуатировать и использовать всем, кому не лень. Подтверждением сказанному является предыдущая практика прошлых выборов (2006 г.), где обедневшее (культурно, духовно и материально) население «демократически» по спискам избрало себе слуг-поводырей.
Поэтому, подытоживая «социально-демократические» достижения, скажем: «Еще год назад мы стояли над пропастью. Сегодня у нас достижение — мы делаем... шаг вперед».