Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Бедный с бедным объединяются — что это даст?»

9 декабря, 1999 - 00:00

Завешенный серым небом и пеленой мокрого снега Минск вяло отреагировал на подписание договора, тем более, что никто толком не знает, что именно подписали Борис Ельцин и Александр Лукашенко в результате «чистки» документа.

Пеленой загадочности покрыта и отставка помощника Лукашенко по созданию Союзного договора: Михаил Сазонов без комментариев для прессы покинул свой пост в канун торжественной церемонии, где был бы одним из главных героев.

Еще не подсохли чернила на договоре, подписанном в Георгиевском зале, как человек двадцать, в основном пожилых женщин, перекрыли в Минске главный проспект — Скорины с лозунгами: «Никаких союзов с оккупантами», «Защитим своих детей — защитим Беларусь». Милиция оттеснила на тротуар женщин, сквозь слезы затянувших на белорусском языке патриотическую песню.

«Мы будем бороться за свою независимость всеми средствами. Европа сегодня получила еще один очаг напряженности», — сказал «Дню» Вячеслав Сивчик, заместитель председателя Белорусского народного фронта.

Однако минчане, далеко не единодушные в своем отношении к интеграции с Россией, не выражали намерения активно протестовать. «Если бы мои пропавшие сбережения вернули в долларах один к одному, я бы купил в подарок по пистолету всем начальникам союза России и Беларуси, чтобы они застрелились из-за позора нашей жизни... А пока пойду болеть за свои идеи к телевизору», — сказал пожилой прохожий, глядя на скомканные милицией транспаранты пикетчиков.

Сторонники и противники Союзного договора единодушны в одном — 8 декабря произошло только политическое шоу. При этом команда Лукашенко и сторонники союза ожидают решительных шагов со стороны России в виде подачи дешевой нефти и газа и перехода на все-таки более крепкий российский рубль.

Их оппоненты надеются, что политическими декларациями все и завершится. Беларусь понимает, что Россия все более погружается в собственные лабиринты президентских и парламентских выборов, чеченского конфликта и международной изоляции. Вероятней всего, подпись Ельцина на очередном эпохальном интеграционном документе — уже архивный документ. Его преемник, скорее всего, также захочет заключить еще более новый союз с Беларусью, не платя по счетам предшественника.

«Это обычный пропагандистский трюк. Все, что Беларусь могла получить — свободное передвижение товаров и людей, — обеспечено прежними договорами. Все остальное малореально. Но если вдруг договоренности будут реализованы, это означает, что суверенной Беларуси больше на карте мира нет», — сказал «Дню» Михаил Чигирь, бывший премьер-министр и лидер оппозиции, на днях отпущенный из временного заключения, где он провел восемь месяцев.

Спикер оппозиционного парламента Семен Шарецкий, находящийся в Вильнюсе, сравнил подписанный в Кремле договор с пактом Молотова — Риббентропа и по форме, и по исторической судьбе, предрекая его временный характер.

«Все это делается в угоду российским шовинистическим кругам и личным властолюбивым амбициям Лукашенко, стремящегося воссоздать порядки казарменного социализма», — говорится в заявлении Шарецкого.

Белорусы обреченно, как нечто данное свыше, принимают документ, не связывая конкретных надежд и не видя перспективы.

«Бедный с бедным объединяются — что это даст?» — проворчал шашлычник у столичного вещевого рынка, раздувающий под метелью угли мангала.

КСТАТИ

Владимир ПАЦ, корреспондент Польского радио в Минске:

— Россия — это большое государство, с которым надо дружить. Однако миру необходима демократическая страна, а в России ситуация не ясна. Ближайшие парламентские и президентские выборы в этой стране покажут, в каком направлении будет развиваться ситуация. Мне кажется, белорусской власти было бы проще подождать, пока прояснится обстановка в Москве, и уже тогда интегрироваться. Минск, однако, решил, что надо интегрироваться сейчас, несмотря на общие проблемы. Они состоят в том, что и Россия, и Беларусь находятся в глубоком экономическом кризисе. А будущее союза решат исключительно экономические показатели. И неизвестно, хватит ли денег на интеграцию. Показателем того, что к прошлому возврата нет, о чем мечтали некоторые белорусы, были президентские выборы в Украине.

Лариса САЕНКО, «День», Минск
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ