Похоже, путешествовать по украинским дорогам становится уделом экстремалов. Если в 2000 году в ДТП погибло 5 тысяч украинцев, то в 2003 м — уже 7 тысяч, а в2004, по прогнозам специалистов МВД, эта цифра составит 8 тысяч. На вчерашней совместной коллегии МВД и Министерства транспорта заявили, что количество погибших на дорогах в Украине за один только 2003 год равняется половине погибших за десятилетнюю войну в Афганистане. В последнее время сильно возросло количество ДТП с участием пассажирского транспорта, по сравнению с 2002 годом — вдвое. Уже в этом году по вине водителей автобусов погибло 54 человека, травмировано — 561. Каждый шестой пострадавший на дороге остается инвалидом на всю жизнь. И украинцы, имея 2% автотранспорта от общего количества в Европе, составляют 13% погибших от ДТП в Старом свете.
Первая и самая очевидная тому причина — материально-техническая. Каждый шестой украинский автобус, перевозящий пассажиров — «пенсионного возраста» и давно заслужил отдых на свалке. 33% дорог просто не приспособлены к сегодняшним нагрузкам, притом что количество транспортных средств в Украине неумолимо растет — сегодня их насчитывается уже 10 миллионов.
Но беда, несомненно, не только в дорогах. По мнению заместителя министра внутренних дел Анатолия Присяжнюка, причиной трагедий часто становится низкая культура поведения на дорогах, в первую очередь, водителей: «Если бы перед тем, как сесть пьяным за руль, водитель задумывался о возможных последствиях, происшествий было бы намного меньше». Как отметил министр внутренних дел Николай Билоконь, о своей культуре следовало бы подумать и работникам ГАИ.
В целом, по оценке экспертов МВД, 73% ДТП чаще всего происходят по вине водителей, 23% — по вине пешеходов, 3% — по вине велосипедистов. Низкое финансирование, которое обычно называется в ряде причин повышения количества дорожных происшествий, министр транспорта Георгий Кирпа назвал ширмой, за которой прячется бездействие: «Финансирование финансированием, а главное — ответственность и дисциплинированность». Другой министр, Николай Билоконь, отметил, что ничего не удастся сделать без соответствующего правового обеспечения.
Таким образом, среди намеченных коллегией путей решения проблемы — разъяснительные беседы с гражданами-автомобилистами, которые ложатся на плечи работников ГАИ. А из более глобальных задач — усовершенствование нормативно-правовой базы.
Отдельной темой на коллегии стали переезды через железную дорогу. На них планируется установить не только так называемых «лежачих полицейских» и фотокамеры, которые в первую очередь призваны «запугать» водителя. Из более кардинальных мер — строительство объездных дорог. К примеру, на данный момент прокладывают такую дорогу в Одесской области, как раз вокруг того переезда, где недавно столкнулись поезд с автобусом.