Прошел седьмой Международный фестиваль анимационных фильмов
«Крок». Второй раз за свою десятилетнюю историю — в России. Маршрут фестивального
теплохода «Федор Шаляпин» прошел из Москвы до Санкт-Петербурга через Углич,
Кострому, Ярославль, Горицы (Вологодская область), Кижи, Валаам.
А попутно было еще одно путешествие: в новый век анимации.
Программа нынешнего «Крока» впервые была посвящена исключительно творчеству
молодых аниматоров: конкурсанты представляли свои фильмы в трех категориях
— студенческая, дипломная работы и дебют. Оно, это второе и главное путешествие
сопровождалось экскурсиями по ведущим киношколам мира, делало остановки
у гаваней с громкими названиями: Андрей Хржановский, Пол Буш, Юрий Норштейн,
Александр Татарский, Харди Вольмер (мэтры анимации проводили мастер-классы,
показывали ретроспективы своих фильмов). И все же даже с закрытием «Крока-2000»
оно не завершилось, что естественно. Ведь средний возраст участников конкурсной
программы — 25 лет. Они делают, как банально это ни звучит, лишь первые
шаги. Так что финал, который, увы, далеко не всегда зависит от желания
и воли конкретного художника, остается открытым...
Собственно, в этом как раз и заключается и привлекательность,
и главная интрига подобных киносмотров. Вы словно получаете возможность
заглянуть в будущее, даже, если оно не всегда вам по душе. Ну, а о пользе,
которую извлекают из фестиваля участники, и говорить не приходится. Масса
впечатлений — житейских, познавательных, творческих. Подпитка новыми идеями.
Возможность приобщиться к чужому опыту и, быть может, переосмыслить собственный.
И много-много очень хорошего кино, авторской анимации, которую и в благополучные
для проката времена трудно было увидеть, а уж сегодня, пожалуй, только
на фестивалях. Ну, наконец, нынешний «Крок» давал дебютантам возможность
разобраться, что же для них есть анимация — работа или хобби, как верно
заметил Юрий Норштейн; соотнести собственные творческие потенции с возможностью
их реализации. Особенно сегодня, когда происходит стремительная коммерциализация
мирового анимационного кино, внедрение компьютерных технологий.
Потому-то значение «Крока» переоценить трудно. Его насыщенную
творческую атмосферу (при этом легкую, неформальную, веселую) с жадностью
впитывают все без исключения участники. И из таких традиционно «анимационных»
стран, как Германия, Бельгия, Голландия, Франция, да и та же Россия (хотя
россияне и сетуют на малокартинье). Что уж говорить об Украине, где в последние
годы анимационная жизнь только вокруг (или внутри?) «Крока» и происходит.
Прекрасно, что четыре студента кинофакультета Киевского театрального института,
воспитанники Евгения Сивоконя — Евгений Алехин, Сергей Коток, Анатолий
Лавренишин и Оксана Черненко смогли на фестивале побывать и показать свои
еще ученические, но вполне симпатичные работы.
Это я к уже набившему оскомину вопросу о том, нужны ли
нам международные кинофестивали. Это при том, что в Украине их всего два
— «Молодость» и «Крок». Но даже те, для кого ответ очевиден, поддерживать-то
поддерживают, но помочь зачастую могут мало чем. И потому поиски средств
на фестиваль, как правило, превращаются в отдельный напряженный и весьма
драматический сюжет, все перипетии которого хорошо известны только одному
человеку — генеральному директору МКФ «Крок» Ирине Капличной. Уже только
в Москве, когда состоялось открытие фестиваля в кинотеатре «Художественный»,
когда теплоход наконец отправился в путь, она призналась, что вся эта затея
буквально до последних дней была под вопросом.
Добрым волшебником для «Крока» стал на этот раз Франсуа
Саломон, чья финансовая поддержка сыграла решающую роль. Безмерно обаятельный
и порой по-детски простодушный Франсуа — личность примечательная. Он не
аниматор и не продюсер, а простой французский бизнесмен, но, как он сам
признается, находящийся в плену у анимации. Что, в общем, неудивительно.
Родился в Аннеси, где проходит известный анимационный кинофестиваль. Кроме
того, жена его отца Николь Саломон — очень известная персона французской
анимации. Частыми гостями в их доме бывают Эдуард Назаров, Юрий Норштейн,
другие известные российские и украинские кинематографисты. А в 97-м Франсуа
впервые побывал на «Кроке» и вот, как говорится, результат. Надо заметить,
что г-н Саломон никоим образом не подчеркивал свою роль и значение для
нынешнего фестиваля. И когда дирекция пригласила его в жюри, которое оценивало
лучший костюм на карнавале, проходившем в ночном фестивальном клубе «Ре-анимация»,
то это менее всего походило на формальный знак внимания. Уж больно заводной
человек Франсуа. Те, кому приходилось хоть раз видеть иных отечественных
барствующих спонсоров, которые то и дело стремятся подчеркнуть, кто же
именно заказывает музыку, могут в полной мере оценить деликатность француза.
Поддержали нынешний «Крок», естественно, учредители — министерства
культуры Украины и России, союзы кинематографистов этих стран и Конфедерация
союзов кинематографистов. А еще — Европейский Союз и программа «Tacis»,
по чьей инициативе дети кинематографистов из разных стран под руководством
Елены Касавиной сняли за время круиза прелестный трехминутный мультик о
рыбаках, чье судно, терзаемое водной стихией, все же доплывает до солнечного
берега — актуальное кино, между прочим; «МОТОROLA», обеспечившая прекрасное
качество показа на фестивале, которое, кстати сказать, часто вызывает множество
нареканий; Фонд содействия развитию искусств в Украине, который не только
учредил свой приз, но и помог нашим студентам приехать на фестиваль. Вот
так общими усилиями и отчалил от московского причала кроковский теплоход.
После солнечной, сытой, лощеной, бурлящей Москвы меньше
чем через сутки мы оказались в Угличе. Дождь, слякоть, грязь, ветшающие
архитектурные уникальные памятники, скудные дары природы, которые терпеливые
бабушки выносят к туристическим теплоходам, заискивающие взгляды продавцов
сувенирами, от которых становится неловко... Муторошное ощущение. Затем
— Кострома. И жизнь вроде не богаче. Но вновь показалось солнце и на душе
вроде полегчало. А после посещения знаменитого Ипатьевского монастыря,
где тут и там видны приметы оживления: что-то чинят, латают, открывают,
то стало и вовсе повеселее. Опять дождь, моросящий и скучный. Горицы. Очень
скромный сельский быт. И любовно ухоженный Кирилло-Белозерский монастырь,
реставрирующийся храм, хотя при безденежье дается это все непросто. А еще
через день — небольшая пристань Мандроги, которую какой-то российский безнесмен
оформил в этаком псевдорусском стиле с деревянными избами, оснащенными
спутниковыми антеннами, с катанием на лошадях, с дегустацией водки в музее
самогоноварения и прочим набором «национальных» развлечений, рассчитанных
на иностранную публику. Публике нравится, что очень забавно. И вот после
этого разгуляя — Валаам. Строгая, благородная красота природы превосходит
все ваши ожидания. Таким голубым и высоким небо может быть только на картинке,
а сирень в этих суровых местах расти не должна, как и яблони не могут прижиться
на скалах. Но растут и приживаются. Не сами по себе, конечно. Все это создано
человеческим трудом. И людьми же едва не уничтожено. Сегодня 150 монахов
таких же суровых и строгих, как окружающая их природа, пытаются возродить
былое величие монастыря. Ну о величии пока, может, и нет речи. Хорошо бы
храм отреставрировать. И хотя совсем рядом (буквально окно в окно) с аскетичной
монашеской жизнью идет жизнь мирская со всеми «прелестями» бедного, не
очень трезвого быта, но, похоже, все у этих монахов получится. Во всяком
случае оставляли мы Валаам с чувством легким и спокойным.
Вот такие противоречивые ощущения и контрастные впечатления
оставило путешествие. И первое, и второе — в мир анимации. Но об этом —
в следующий раз.