«Муж уехал в Чехию на заработки, но ничего не дает о себе знать. Не могли ли бы помочь?». «Дочь с женой уехали десять лет назад в Соединенные Штаты. Обещали и меня к себе забрать, однако я до сих пор в Украине. Здоровье подводит, потому хотел бы, чтобы дочь помогла деньгами». «А каковы правила возвращения с постоянного местожительства в Израиле назад в Украину?». К консульским работникам Министерства иностранных дел обращаются с самыми разнообразными просьбами. Иногда попадаются и не совсем стандартные обращения. Дипломаты рассказывают, как один из американцев обратился за политическим убежищем, поскольку, дескать, за ним следят агенты ФБР. Впрочем, на каждое из подобных обращений нужно реагировать — всегда вежливо и всегда профессионально. Недавно назначенный заместитель министра иностранных дел Украины Валентин Наливайченко заверяет, что украинским дипломатом присущи обе черты. На нехватку работы в МИД не жалуются. Но насколько успешно им удается справляться с обязанностями? Каких изменений ожидать в визовом вопросе? Как в министерстве работают над вопросом легализации украинских «заробитчан» за рубежом? Что можно сделать, чтобы с лент новостей наконец исчезли сообщения наподобие «арестовано украинское судно»? На эти и другие вопросы отвечает Валентин Наливайченко.
— Какие приоритеты консульского работника вы бы определили как «номер один» и «номер два»?
— Самая главная задача — защита граждан Украины. Ежедневно в МИД ведется прием людей, которые обращаются для решения тех или других проблем. Только за прошлый год за помощью к нашим сотрудникам обратились более 800 тысяч граждан. Качество работы и толерантность — «оружие», которым должен владеть каждый работник наших учреждений. Мы не подходим к решению вопросов выборочно — ведь в каждом отдельном случае речь идет о судьбе людей. Министерство ввело пакет новых мер, которые устанавливают четкую систему работы с обращениями граждан, — ежедневный прием, прямые телефонные линии, электронные адреса. Ежедневно о работе с обращениями граждан докладывается министру: сколько людей было принято, как решается тот или иной вопрос. На случай какой-то чрезвычайной ситуации существует отдельный отдел оперативного реагирования. Скажем, к нам обращается мать: сын уехал на работу в Португалию, месяц или два от него нет сведений. В таком случае мы немедленно привлекаем консула в Португалии и местные власти. Пытаемся выяснить местонахождение; если необходима помощь, стараемся ее предоставить.
Второе важное направление — внешнеполитическая деятельность должна содействовать развитию национального туризма, экономическим связям. Красивые слова воплощаются через конкретные вещи. В прошлом году мы выдали более четырехсот тысяч виз за рубежом, что на 30% превышает показатель прошлого года. Упрощены порядок и процедура выдачи виз для всех граждан ЕС, США, Японии, Швейцарии, других развитых стран. С участием министра иностранных дел мы планируем провести 24 февраля встречу со всеми авиаперевозчиками Украины, крупнейшими туристическими операторами и агентствами. Намерены также пригласить почетных консулов иностранных государств, представителей других министерств, заинтересованных или причастных к иммиграционной политике Украины. У МИД имеются конкретные предложения, как посодействовать развитию национального туризма.
— Несмотря на все меры, жалобы в адрес украинских дипломатов не прекращаются...
— Если человеку не нравится, как ведет себя консульский работник или дипломат, то со своими пожеланиями или жалобами он может обратиться в МИД. Я лично отвечаю за рассмотрение каждого дела. Например, в приемной министерства для граждан стоит опечатанный ящик, посредством которого можно высказать собственные предложения, замечания по нашей работе. Могу заверить, что сейчас подобных жалоб стало значительно меньше.
— Вы упоминали об упрощении визового режима для граждан некоторых стран, чтобы содействовать развитию туризма. В то же время отдельные государства Центральной Европы вообще отказались от визовой практики для туристов из США или ЕС, понимая, что страна больше заработает на «инвестициях» туриста, чем на бюрократических формальностях. Украина не намерена повторить проверенный пример?
— В этом вопросе планируем применить системный подход с учетом национальных интересов. Речь идет и о самом туристическом продукте, и об обеспечении правовой защиты, и о страховании туриста. Украина — молодое государство, а потому многие структуры находятся на этапе развития. В то же время во всей Европе и в некоторых других странах мы перешли на упрощенный порядок выдачи виз. Или вообще — через почту, через интернет-связь. Я упоминал о четырехсот тысячах выданных виз. Из них четверть — туристические: более ста тысяч туристов въехали в Украину еще в прошлом году. Динамика чрезвычайно позитивная.
Другая тема — вопрос взаимности и учета интересов наших граждан. Около посольств стран ЕС, например, существуют большие очереди. Мы все время обращаемся к другим странам относиться к нашим гражданам так же, как мы относимся к гражданам этих государств в своих консульских учреждениях. Я вас уверяю, что ни в США, ни в Европе нет никаких очередей или требования о предварительной записи. В ходе переговоров мы пытаемся выйти на результат, который был бы выгоден всем сторонам, а главное — гражданам. Возьмем для примера Польшу. После визита министра Константина Грищенко в Польшу мы получили от польских генконсульств в Украине первые предложения о том, как вместе ликвидировать очереди.
— Как продвигается решение вопроса упрощенного визового режима с Евросоюзом? Включен ли этот вопрос в План действий Украина — ЕС?
— Да, включен. Первые результаты я считаю позитивными. Достигнуты они со Швейцарией. Хотя она не член ЕС, но развитое европейское государство. С 1-го января Берн согласился на режим безвизовых поездок для обладателей служебных, дипломатических и специальных паспортов. Одновременно мы подписали соглашение о реадмиссии. Это — сигнал для других европейских стран. В ближайшее время мы присоединимся к Европейской конвенции Совета Европы о свободном передвижении граждан. Членами этого документа являются почти все страны ЕС. Украина еще раз демонстрирует, что мы готовы выполнять все принципы свободной Европы. Скажем, в прошлом году мы подписали соглашение со США о «пятилетних» визах. Речь идет о реальном упрощении: человек только раз в пять лет обращается за визой.
— В ЕС упрощение визового режима с Украиной ставят в зависимость от потоков нелегальных мигрантов, поэтому в Брюсселе стремятся к подписанию соглашения о реадмиссии. Киев согласен с этим, однако предлагает создать так называемое общее реадмиссионное пространство, которое бы охватывало Украину, Россию, Беларусь, Молдову и ЕС. Известна ли на сегодня реакция этих государств?
— Известна. Инициатива об общем реадмиссионном пространстве была озвучена министром Константином Грищенко во время встречи с делегацией ЕС на высоком уровне в прошлом году. Сразу же после презентации она была отправлена нашим посольствам и начаты переговоры. Первое — Российская Федерация. По результатам декабрьского визита нашего министра получена реакция из Москвы — проект соглашения о двухсторонней реадмиссии. Уже в этом месяце или в начале марта в Киев должна приехать российская делегация. Сейчас проект находится на согласовании в украинских ведомствах. Второе — с Молдовой соглашение подписано. Третье — с Беларусью. Мы очень надеемся, что начавшееся с Россией «движение» положительно повлияет на двухсторонние переговоры с Минском. Одновременно идут интенсивные переговоры по тексту соглашения с ЕС. Уже прошло четыре раунда, а в начале марта запланирован пятый.
— Вы упомянули о российском проекте соглашения. Под влиянием каких аргументов Москва согласились пойти на рассмотрение этого вопроса?
— Основную роль здесь сыграло взаимопонимание между российской и украинской сторонами.
— Какова сейчас ситуация с защитой прав украинских «заробітчан» за рубежом? Готовятся ли еще соглашения о сезонном трудоустройстве, подобные тому, которое было подписано с Португалией?
— По неофициальным подсчетам известно, что только в России количество «заробітчан» из Украины достигает одного миллиона, в Португалии — до 200 тысяч, не меньше их и в Италии. Действительно, во время визита Президента в Португалию было подписано соглашение о сезонном трудоустройстве. Оно важно тем, что упрощает нашим гражданам порядок легального обращения о получении разрешения на работу. МИД провело мониторинг ситуации, с нашими европейскими партнерами мы говорим об одной простой вещи — рабочие из Украины давно стали позитивными контрибуторами европейской экономики. Наши работники работают очень хорошо, и это признают на высшем уровне — и в Португалии, и в Испании, и в Италии. Мы уже передали проекты соглашений о сезонном трудоустройстве итальянскому и испанскому правительствам. Такой же проект подан через наше посольство в Греции.
— С каждым годом уменьшается количество стран, в которые украинцы могут попасть без виз. С Польшей, Венгрией и Литвой удалось достичь решения о бесплатных визах для наших граждан. С какими странами еще ведутся переговоры о достижении аналогичных договоренностей?
— Хотел бы напомнить, что в переговорах с Литвой мы предложили не выделять какие-то категории граждан Украины (мол, для одних должен существовать такой режим, а для других — другой). Литовский вариант соглашения учел это пожелание. То есть это первый шаг в переговорах с балтийскими странами. Нет сомнений в том, что мы будем продолжать такую практику. Но для нас важен ответ, взаимность, что является принципом международного права. Также мы хотели бы услышать отклики тех людей, которые занимаются профессионально туристическим, страховым, авиабизнесом. У нас появилась целая система предложений, и министерство готово их воплощать.
— В масс-медиа постоянно появляются слухи о введении визового режима с Россией. Соответствует ли это действительности? Появились ли какие-то изменения в планах двух государств о новом порядке пересечения границы — с заграничными паспортами?
— Переход на визы — однозначно неправда. Общеевропейский принцип — свободное передвижение людей, капиталов и услуг. Если мы выходим с такими предложениями на переговорах с Европой, то так же профессионально предлагаем их и России. Скажем, в группе высокого уровня по созданию ЕЭП существует целая подсекция, которая занимается этим вопросом. Украина сформулировала на этих встречах свою позицию — свободное передвижение. Те принципы, которые мы уже раз задекларировали, что это для нас европейский приоритет, этими же принципами руководствуемся за столом переговоров с российскими коллегами. Нет такого, что с одними — одно, а с другими — другое. Такова общая политика государства. В то же время мы обсуждали с нашими партнерами, что свободное передвижение не означает неконтролируемое. В интересах обеих сторон знать и контролировать передвижение на границе, учитывая преступность, новые вызовы международного терроризма. Не секрет, что паспорт или виза не препятствуют тому, что человек может въезжать с не совсем законными намерениями. Поэтому необходимость сотрудничества пограничных органов, а также контролируемость пересечения границы признана и Россией, и Украиной. Что касается вопроса о поездках с заграничными паспортами — Украина давно готова. Стандарты ИКАО и считываемая зона в таком паспорте позволяют эмиграционным органам без лишних виз и всех остальных процедур понять и знать, кто въезжает. Не нужны очереди, не нужны какие-то барьеры. Для этого стоит только создать нормальное содействие эмиграционным органам — тогда они смогут пропускать людей быстро и без лишних формальностей.
— К консульскому спектру вопросов принадлежит еще один — «морской». Едва ли не еженедельно приходится слышать об аресте украинских моряков в том или другом государстве. МИДу в таких случаях приходится действовать постфактум — искать адвоката, содействовать возвращению моряков домой. Не считаете ли вы, что давно назрела необходимость принятия каких-то «превентивных мер» для решения проблемы?
— Мы проанализировали все морские дела которыми занимались и о которых нам было известно. Определили наибольшие правовые угрозы или законодательные коллизии, в которые попадают моряки из-за того, что неправильно оформляют контракты с посредниками, трудоустраивающими их на иностранные суда. Анализ нам дал основания предпринять два шага. Первый — мы создаем на базе наших консульств за рубежом правовые центры защиты моряков. Сначала в Греции и Соединенных Штатах — возможно, в Нью-Йорке как крупнейшем порту. Мы понимаем, что один из критических вопросов — в основном, незнание морского права или законодательств тех стран, в портах которых наши моряки работают. Второй шаг — внесение изменений в национальное законодательство Украины, которые бы усиливали ответственность компаний, трудоустраивающих наших моряков. В этом плане на уровне Кабмина Украины сейчас рассматриваются в том числе и наши предложения. В контракте должно четко оговариваться, что материальное возмещение в случае любых ситуаций осуществляется компанией-посредником — это обязательное условие. Нужно прекратить практику, когда человек без правовой, медицинской, финансовой защиты оказывается в неизвестных водах и после этого, так сказать, за него никто не отвечает...
— Но иногда моряки сознательно идут на преступление. Например, можно поверить, что моряк не знал об уголовной ответственности за перевозку иракского дизельного топлива. Однако контрабанда наркотиков, взрывчатки или нелегалов не совсем укладывается в аргумент «не знал законов».
— Мы все время призываем: уважаемые граждане, очень внимательно и тщательно относитесь к законодательству, к международному праву. Незнание его не освобождает от ответственности. На веб-сайте мы делаем справки по каждой стране — начали с Ливии, Португалии, Греции. Эта работа будет продолжена. Наших моряков ценят за рубежом. Морские агенты, подбирающие экипажи на суда, считают украинских моряков очень профессиональными и работящими. Именно потому существует такой «спрос». Но вместе со спросом Украина должна предоставить и гарантии. Моряки часто оказываются незащищенными. Они просто выполняют свою работу — перевозят груз, часто не зная, какой именно. В таких ситуациях удается освободить наших граждан. Последний случай был в США — всех мы вернули, ни один не был осужден. Существует морское право, и мы о нем знаем. Другое дело, что некоторые дельцы не хотели бы, чтобы наше государство профессионально защищало своих граждан... Именно поэтому такие случаи бывают.