Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

А БЕЗ ТРАМВАЯ КИЕВ НЕВОЗМОЖЕН...

15 июня, 2001 - 00:00

В Киеве, на родине первого в Отечестве электрического трамвая, идет его беспощадное и планомерное уничтожение. Еще немного, и трамвай, без которого, казалось, Киев тоже невозможен, наверное, останется лишь памятником в бронзе на Подоле.

Понятно, трамвай не нужен и даже мешает и начальству, и табунам водителей авто, глядящих на «глупую морду трамвая» из окон своих персональных и личных машин. Мешает. Хотя и записано в правилах дорожного движения: «Всем видам транспорта уступать дорогу трамваю».

Трамвай нужен абсолютному большинству обыкновенного народа для необходимого передвижения на нем. Из поколения в поколение. И старому, и малому, и среднему киевлянину.

Не тут-то было! В последнее время сняты десятки километров рельсов и многие остановки. Я подхожу к привычной остановке на Площади Победы и вместе с бывшими трамвайными пассажирами уже не могу ни подняться к Львовской площади, Сенному базару с авоськой, Институту ортопедии на костылях, Дому художников с этюдником — железным, удобным путем. Не могу поехать и вниз, на Байковое, казалось бы, вечной трамвайной дорогой. Ни рельс, ни маршрута.

По Саксаганского и Коминтерна не ездят уже трамваи! На вокзал с чемоданами и обратно от поезда — как припхаться? Исторический №1 стал провинциалом: до Борщаговки и обратно до Победы. Какой? Антитрамвайной. Нет маршрута № 6 — через весь город, от Дворца спорта до Подола. Уже не ездят дальними рейсами на Соломенку и к Зализнычному массиву. От центра — к мосту Патона, в Дарницу и дальше, куда совсем недавно ходил № 27.

Подхожу к привычной остановке у метро «Арсенальная», чтобы оказаться на недалеком Печерске. Зря. И здесь трамвая нет. Надо втискиваться в большой переполненный автобус или отдавать гривни и гривни в «маршрутке», где людям большим, чем метр с кепкой, и не усесться и не устоять. Особенно — с сумками.

Исключительно «для упорядочения движения» распоряжением городской администрации уже закрыт с десяток привычных, удобных, дальних трамвайных маршрутов. Чтобы в будущем (или к какому-то юбилею) заменить троллейбусами, что ходят у нас известно как часто.

Так это же все — чтобы не было трамвайного грохота и во славу экологии делается. Для вас делается, глупые. Удобный и вместительный, уже и скоростной, трамвай не столько грохочет — сколько есть экологически чистый вид общественного транспорта в нашем дымном и подверженном чернобыльским ветеркам городе с тысячами выхлопных автотруб.

И еще забота о пассажире со стороны администрации. Безопасность! Учли, что наш город расположен преимущественно на холмах и спусках. Опасно ездить на трамвае (случаи в Днепродзержинске и Нижнем Новгороде). А на каком транспорте у нас неопасно ездить?.. Чем трамвай хуже?..

Так мы же вышли на европейский путь. А вы хотите туда пхаться со своими устаревшими мастодонтами-трамваями? Не лучше ли улицы расширить, монументы воздвигнуть, а тротуары устлать морем плиток?! Какие трамваи, кому они нужны? Мы же в Европе!



Именно в Европе, да и по всему миру, имеющий глаза и увидит расцвет и бережное отношение властей к трамвайному движению! Что такое трамваи, например, в Германии? Они многочисленны. Ездят по всему городу. Их маршруты разбиты по зонам и оплате. И между городами они курсируют. Важнейший общественный транспорт миллионов.

Я люблю, привык и мне нравится любой трамвай. Но вот прибывает вечерком, в час пик — немецкий. Он ярко светится изнутри и снаружи. Он чист, нов и благоухает внутри. Он плавен и быстр. Он нужен людям, хотя автомобилей и автобусов у них побольше.

Господа наши, товарищи! Остановите эту глупую войну трамваям. Вы же хотите в Европу? И транспортного блага киевлянам, не так ли?

Да здравствует трамвай!

Как сообщили «Дню» в пресс-службе Киевской городской государственной администрации , 21 мая городской голова Александр Омельченко подписал распоряжение «О строительстве троллейбусной линии по улицам Волгоградской, Соломенской, Урицкого, Льва Толстого, Саксаганского до Дворца спорта» в связи с «реконструкцией и развитием станции «Киев- Пассажирский», для улучшения обслуживания пассажиров и с целью упорядочивания сети электротранспорта в центральной части города». После демонтажа трамвайных линий, по сообщению пресс-службы, ПО «Киевгоргидродормост» должно выполнить работы по «возобновлению дорожного покрытия в местах демонтированных трамвайных линий». В то же время для выпуска движимого состава из трамвайного депо им. Шевченко на линии скоростного трамвая будут оставлены трамвайные пути «по улице Саксаганского от улицы Владимирской до улицы Толстого». Комментируя «Дню» это решение, компетентное лицо из городской администрации, пожелавшее остаться анонимным, подчернуло, что закрытие трамвайных маршрутов вызвано рядом неудобств, которые возникают в ходе эксплуатации этого вида транспорта. Что же касается конкретно трамвая №5, то часть его маршрута проходит по исторической части города, где улицы недостаточно широки для свободного движения всего потока автотранспорта. Во-первых, сама трамвайная линия проложена по осевой линии, что затрудняет движение автотранспорта. Во-вторых, большое значение имеет экологический фактор, так как в месте трамвайных остановок — а их на маршруте немало — водители автотранспорта обязаны пропустить пассажиров, а это дополнительный выброс выхлопных газов в атмосферу. И в-третьих, трамвай достаточно шумный вид транспорта. Замена трамвайной линии троллейбусной облегчит движение и улучшит обслуживание пассажиров, полагают чиновники.

Сергей КРЫМСКИЙ, профессор, доктор философских наук:

— Об этой реконструкции я могу судить как обыватель — я живу в этом районе. Я приветствую это событие. По-моему, этот факт имеет культурное значение. Улица Саксаганского — это историческая часть города, которая считается киевским монмартром. Здесь находится много памятников архитектуры, исторических памятников, в частности, музей выдающихся деятелей украинской культуры Леси Украинки, Н. Лысенко, П. Саксаганского, Н. Старицкого. А движение трамваев негативно влияло на состояние архитектурных сооружений: здания сотрясались от вибрации, производимой этим некогда прогрессивным (правда, в начале прошого века!) видом транспорта, и это негативно влияло на их состояние. Я уверен, что после реконструкции эта улица приобретет столичный вид, расширятся возможности для движения транспорта. А трамваи пусть останутся привилегией периферийных районов города.

Вадим СКУРАТИВСКИЙ, культуролог:

— Земля находится накануне глобальних изменений в природе. Так, некоторые ученые из-за повышения температуры на планете предрекают окончание «арктического периода» через четверть столетия, указывая, что это следствие агрессивной жизнедеятельности человека, в частности процессов урбанизации. Не верю, что это можно остановить. Городская ситуация — это несчастная, урбанистическая суета. То, что из центра города убирают трамваи, мне очень не нравится. Думаю, что так из культурных ценностей ничего не останется у человечества. Как говорил наш земляк Куприн, от этого можно психически заболеть, а как писал другой наш земляк — Булгаков, мы идем к урбанизации, электрификации. Но технический прогресс, запечатленный на наших улицах, еще не означает прогресса в наших душах.

ОТ РЕДАКЦИИ. — Мы ждем мнений наших читателей о судьбе трамвая в Киеве. Будем надеяться, общественное обсуждение этой проблемы могло бы как раз и способствовать ее взвешенному решению.

Подготовил Владимир ДЕНИСЕНКО
Юрий ИВАНОВ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ