Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Безграничный компромисс

25 октября, 2003 - 00:00

«Тузлинский вопрос» заморожен. Киев и Москва вышли на набор непонятных и достаточно своеобразных компромиссов, соответствие которых национальным интересам Укрианы под большим вопросом. Складывается впечатление, что в ходе вчерашних переговоров глав правительств двух стран Тузлу просто «сдали» российской стороне. При этом в Москве сделали виновными в конфликте именно Киев. Украинский премьер-министр Виктор Янукович пообещал вывести пограничников с острова. В свою очередь российское руководство обязалось не продолжать строительство дамбы до тех пор, пока не будет осуществлена соответствующая экспертиза экологов (предмет исследования — целесообразность достройки насыпи в Керченском проливе).

На первый взгляд все кажется взаимоприемлемым. Можно было бы договориться с российскими чиновниками о чем-либо другом? Вероятно, — нет, что в принципе продемонстрировали и вчерашние высказывания российского премьер-министра Михаила Касьянова — он оценивал именно действия Украины как односторонние. Хотя как раз российская сторона в одностороннем порядке начала сооружение дамбы 29 сентября, а ввод Погранвойск Украины — реакция по защите территориальной целостности государства. Аргумент Касьянова о том, что Киев не имел права без согласования с Москвой идти на подобные действия, поскольку переговорный процесс по делимитации в Азовско-Керченской акватории еще продолжается, не выдерживает критики. Почему в таком случае Россия не согласовала никак своего решения строить дамбу «во внутренних водах»? А ведь Украина обращалась официально — в трех дипломатических нотах высказывалась просьба указать координаты конечной точки строившейся дамбы. В двух ответах России звучали лишь не вполне четкие и, очевидно, не соответствующие действительности доводы по поводу предназначения надводного сооружения. Как тогда расценивать другие заявления, хотя и опровергающие официальную трактовку, однако более похожие на правду? К примеру, глава комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин считает, что дамбу следует построить в полном объеме. Иначе депутат видит угрозу «для национальной безопасности России, когда на рейде Таганрога будут стоять натовские корабли». Более красноречиво по поводу стратегического значения Тузлы для России высказался вчера «информированный источник в одном из российских ведомств» агентству Интерфакс: «Тот, кто владеет косой, владеет проливом». Сложно с этим не согласиться. Но Тузла по всем двусторонним документам — территория украинская (не будем утруждать читателя длинным списком соглашений и договоров — «День» о них писал неоднократно). Если, конечно, Тузлу просто не «подарить»... в рамках Года России в Украине.

Даже нескрупулезный анализ заявлений российского премьера показывает, насколько разрешение ситуации вокруг Тузлы далеко от того, чтобы его считать компромиссным. Во-первых, по словам Касьянова, Россия исходит из того, что ситуация вокруг Азовско-Керченской акватории должна решаться так, как предусмотрено в соглашении о границе между двумя странами. «В соответствии с соглашением, это является внутренними водами Украины и России, а все вопросы пользования акваторией должны решаться в двустороннем порядке в рамках двусторонних соглашений», — процитировал слова Касьянова Интерфакс. Очевидно, премьер-министр имел в виду не соглашение, а договор о госгранице, подписанный в январе этого года в Киеве. Однако он до сих пор не ратифицирован. Во-вторых, Касьянов утверждает: «Наши экологи и специалисты должны оценить правильность завершения данного проекта». Но какие именно экологи? Кто их будет выбирать? Дело ли это экологов — решать вопрос достройки дамбы? Тем более, если речь идет о ее соединении именно с украинским островом, если следовать логике подписанных еще во времена Советского Союза документов. Еще вопрос: можно ли считать компромиссом «приостановку» продолжения дамбы, если ее укрепление ведется до сих пор? А ведь до границы с Украиной осталось каких-то сто метров. При отсутствии сдерживающей силы, которой являлись до сих пор пограничники на Тузле, для российских строителей ничего не будет стоить за сутки добраться до границы (всего за три недели было сооружено больше трех километров дамбы). В-третьих, российский премьер-министр заявил: «Если аргументы украинской стороны возобладают, тогда именно по этой косе сможет проходить граница». Следует напомнить, что косы Тузла не существует почти восемьдесят лет, с тех пор как она была размыта. Есть остров Тузлинская Коса, переданный Крыму в 1941 году. Что тогда означают слова Касьянова? Россия собирается провести границу на украинской территории? В-четвертых, Касьянов считает «погрешностью» то, что власти Краснодарского края не поставили в известность российское правительство о начале реализации природоохранного проекта по восстановлению косы Тузла. «Считаю, что это погрешность, надо было уведомить центральное правительство, а затем по линии МИД — Украину», — сказал он. Похоже, что центральная власть России в опасности, если правительство не знает, чем занимаются региональные власти Федерации на границе.

Аргументация Виктора Януковича была взвешенной. Настолько взвешенной, что, судя по вышеприведенным высказываниям, российская сторона так и не смогла признать ошибочности своих действий. В частности, премьер- министр заявил, что остров Тузла является неотъемлемой частью территории Украины, а действия украинской стороны были спровоцированы односторонним решением администрации Краснодарского края. Отвечая на вопрос о том, можно ли назвать эти переговоры окончательным решением проблемы косы Тузла, Янукович отметил, что принятое решение позволило создать экспертную группу для решения существующих проблем. «Они (проблемы. — Авт. ) возникли не вчера, а в связи с тем, что законодательства, как России, так и Украины — несовершенны», — сказал он, продолжив: «Мы эту ситуацию остановили такой, какой она есть на сегодня. Другого решения быть не может». При этом Янукович заявил о неизменности позиции Украины, согласно которой граница в Азово-Керченской акватории должна пройти не только по дну, но и по водной поверхности.

Обнадеживает в этом безграничном компромиссе пока что одно — теоретически Россия не исключает проведения линии границы на морском участке именно согласно украинской позиции. Так ли это? Свое слово сможет по этому поводу еще высказать министр иностранных дел России Игорь Иванов, визит которого запланирован на 30 октября.

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ