Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бога ради, оставьте Деникина себе

Телеграмма. Срочная. Москва, Андрею Окаре
5 ноября, 2005 - 00:00
ИВАН ДЗЮБА

«Когда пронзительно ясным, звонким осенним утром 3 октября на кладбище Донского монастыря в Москве происходило перезахоронение гениального российского философа Ивана Ильина с женой Натальей, а также героя гражданской войны генерала Антона Деникина с женой Ксенией, я подумал, что это и является главным политическим событием России 2005 года». Так начинается статья в газете «День» за 25 октября этого года под интригующим заголовком: «Духовная очевидность» против «виртуального фуфла». Ее автор — Андрей Окара, известный своими интересными, иногда блестящими статьями, памфлетами, эссе, в частности и о делах украинских, в московских и киевских журналах и газетах. Для нашей прессы он — настоящая находка. Читать его — наслаждение: стиль написания, так сказать, импровизационный — в том смысле, что он виртуозно перебирает темы и мысли, как композитор-импровизатор бегает пальцами по клавишам фортепьяно, рождая очередной музыкальный опус. Хотя иногда в «игре» чувствуется «нестримне бажання блиснути ракетою свого власного духа» (С. Смаль-Стоцкий), хотя и вопреки убедительности. Ну что ж, это тоже дело обычное. Только бы эта «ракета» не выводила на орбиты легкомысленности. Или интеллектуального цинизма. А такое в мире бывает…

Не нам судить, действительно ли событие, которому Андрей Окара посвятил свой вдохновенный текст, было (или будет) «главным политическим событием России 2005 года». Это — дело российского общества (общества, а не только «обычного набора лиц «национально-консервативного» общества» и иже с ними — см. статью Андрея Окары. Кстати, это «национально-консервативное общество», отдавая дань памяти одним «героям гражданской войны», совсем не проявляет такой почтительности к другим, другого цвета. Так что ни о каком «примирении» речь не идет. Как и в Украине — только по другим причинам…). Не будем оспаривать и квалификацию Ивана Ильина как «гениального философа» — вообще-то гениальных философов в истории человечества не так уж много, «проходной бал» слишком высок, но, в итоге, у каждого свой иконостас. Кого-то может удивить, что едва ли не впервые интеллигент, интеллектуал ставит в один ряд гениального философа и генерала, возможно, не совсем гениального. (Хотя было когда-то: «Фельдфебеля в Вольтеры дам!», — но это совсем другое). По какому признаку? Православие? (О православных генералах стоит прочитать у Льва Толстого). Или по признаку «единонеделимчества»? Действительно, глубокий религиозный мыслитель и большой патриот России, Иван Ильин мало приятного предвещал нероссийским народам империи, в том числе и малороссам. («Самостийная Украина только может быть трамплином, ведущим немцев к мировому господству». Не заслужили у него ласки и Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехословакия, Австрия, Венгрия, Румыния…) Их — малороссов — высокая судьба, очевидно, — «у соседей быть навозом, «Тяглом у поїздах їх бистроїзних» (Иван Франко). Для нероссийских народов империи, «обязанных России верностью», это называлось: «культурная автономия»).

Тем временем Андрей Окара всерьез считает, что «если бы Виктор Ющенко ну хотя бы перелистал Ильинские «Наши задачи» или «Путь духовного обновления», то это был бы уже совсем другой Ющенко». (Как мало человеку надо!). Не говоря уже о том, что «если бы российское политическое руководство вдумчиво прочитало (здесь уже перелистывания страниц будет мало! — И.Д. ) философско-политические произведения Ильина, то уже через полгода это была бы другая страна…» Ильин как артикул государственной веры… (Не знаю, всем ли россиянам понравилось бы жить «по Ильину»: в стране, где правит «Национальный Вождь», «Верховный Правитель», «Глава Государства», где «Государственный Совет», «Земский Собор» и другие государственные органы не выбираются, а «учреждаются» — «для обсуждения законодательных предложений, восходящих к Главе Государства», и гарантируются важные государственные позиции для православной церковной элиты; где даже «произвольное выхождение граждан из состава государства» «наказывается как измена и предательство»; где «воспрещается всякая принадлежность граждан к каким бы то ни было публично-правовым (интернациональным) объединениям»; где разрешены «не все партии», а только те, «программа которых направлена ко благу целого»; где «безбожниками» в случае потребности занимается «Высший Церковно-Исповедный Суд» и т.д. — чем не монархически- православная утопия даже не прошлого, а позапрошлого века! Это — в его «Основах государственного устройства» и «Проекте Основного Закона России», где конкретизируются идеи морально-политической проповеди упомянутых Андреем Окарой «Наших задач» — последние более широкие по содержанию и риторически более привлекательные, но дух монархизма, антидемократизма и богоизбранности России и соответственно «мягкой» ксенофобии в них ощутим не намного менее выразительно.)

Тем временем у меня, простите, свое предложение — и Путину, и Ющенко, и Окаре, и себе, и всем нам — ну-ка прочитайте (или хоть перелистайте»), скажем, Герцена… или Драгоманова… или Сковороду… или Ганди… или Сун-Ят-сена… или, хотя бы, Платона с Лао Цзи… Уверен, через день-другой мы бы стали другими, а вслед за нами, где-то «через полгода», и весь мир изменился бы до неузнаваемости… Но где там, не хотят «духовной очевидности», им подавай «виртуальное фуфло»! (Что это такое, кстати?).

Но оставим Ивана Ильина. Не о нем речь. Мыслителей принимают такими, какими они есть. С ними можно даже не соглашаться, даже спорить! А вот с Деникиным не поспоришь. Были такие, которые пытались поспорить — их судьбе не позавидуешь. Не остыв от глубоких переживаний на Донском кладбище, Андрей Окара и Деникина привлекает к лику «людей, которые за свои убеждения, за свою жизненную правду расплачиваются собственной свободой и кровью, людей, которые за свои принципы готовы обречь себя на смерть и изгнание…» Господин Окара, ну нельзя же быть таким неразборчивым — даже в состоянии творческой экзальтации. Разве Вы не знаете, что «за свою жизненную правду» генерал Деникин расплачивался не «собственной свободой и кровью», а чужими — свободой и кровью в первую очередь тысяч и тысяч украинских крестьян (и не только украинских), которые не хотели, чтобы вернулись помещики. Рабочих. Интеллигенции. Местечкового еврейства и других «инородцев». Не знаете о разгроме украинских культурных институций, преследовании украинского языка, расстреле Василия Чумака и Гната Михайличенко? Кто не верит историческим документам и вообще «большевистской пропаганде» и «совковым стереотипам», пусть почитает хотя бы отчаянные обращения и письма В. Короленко…

С горечью пишет Андрей Окара, что в тот исторический день не было на Донском кладбище украинских деятелей. Были Лужков, Жириновский, Никита Михалков, Любовь Слиска, патриарх Алексий II, а от Украины — «один депутат Верховной Рады Автономной Республики Крым Владимир Казарин». Зная взгляды В. Казарина, не приходится ему удивляться. И странно, что не засветились лидеры некоторых политических партий. Не иначе, как промашка организаторов: не сообщили вовремя. Потому что грех было бы им пропустить такой случай засвидетельствовать неизменность своего курса на московское «политическое православие» (формула из статьи Андрея Окары).

А еще Андрей Окара поймал Украину на том, что, видите ли, со всего мира были телекамеры, а от Киева какая-то одна была на то время в Москве, но ее отозвали на другое событие. Я уверен, что произошли какие-то технические неувязки, случайность (что отозвали на другое задание). Неужели могли у кого-то заговорить политический такт или национальное достоинство? Откуда бы им взяться? А что были со всего мира — это понятно, это нормально. Мировая сенсация. Ими и живем. Кому какое дело до того, с чем когда-то приходил Деникин в какую-то Украину… Это совсем разные измерения события…

…Верный своей приязни к Украине (это — искренне), Андрей Окара и нам предлагает подумать о «моменте истины», аналогичном московскому дню.

3 октября 2005 года: о перезахоронении в Украине «украинского Ильина» Дмитрия Донцова и «визави» Деникина — Симона Петлюры. Несмотря на сомнительность (или, как сейчас говорят, смелость) сравнения Донцова с Ильиним (или Ильина с Донцовым?), предложение в общем стоящее внимания. И если оно когда-то будет осуществлено, то Андрею Окаре и карты в руки: как автор идеи, он может пригласить на это перезахоронение не только московские телеканалы, но и московских политиков — хотя бы тех же Лужкова, Жириновского, Любовь Слиску, да и Никиту Михалкова. Патриарха Алексия II тревожить не нужно: Петлюра не был московско-православным…

А пока что — просим, молим: оставьте Деникина себе. У нас своих ненавистников Украины хватает. И больших, и малых, и совсем мелких, но очень деятельных. Вспоминаете трагичную запись Довженко: «Сколько разной темной шушвали ненавидит мой народ!»

Иван ДЗЮБА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ