Рождественски-умилительные его приходы в свите Виктора Ющенко на новогодние елки лишний раз демонстрировали, что Ступка умеет принимать предложенные правила игры и ладить с власть предержащими. Посещение театрального капустника — что по-прежнему не чурается светской жизни. Поход в Молодой театр на «Рехувилийзор» — что интересуется вверенной ему вотчиной, это с одной стороны. А с другой — что все так же демократичен и широк. Спектакль принимал благосклонно, к импровизации актеров, ввернувших в текст фразу «Министр заплатит все долги», отнесся с юмором, после — зашел в гримерки поздравить коллег. Но во всем этом, повторяю, был еще знакомый Ступка.
Вчера же мне довелось увидеть его уже в ином качестве, на первой коллегии Министерства культуры и искусств, которая проходила совместно с президиумом Академии искусств Украины (напомню, она основана в 1996 году как творческо- научная организация в области художественной культуры). Вели заседание Богдан Ступка и Андрей Чебыкин, президент АИУ. На повестке дня было два вопроса: о сотрудничестве в научной сфере министерства и АИУ, а также о научной концепции государственной программы «Развитие музыкальной культуры Украины в мировом контексте».
Современное украинское искусствознание находится если и не в кризисном состоянии, то далеко не блестящем. С одной стороны — большой научный потенциал. С другой — нескоординированность работы институтов и ученых. Безденежье не способствует развитию фундаментальной науки и не позволяет опубликовать те труды, которые уже созданы. Упорядочить эту деятельность и призвано постановление, принятое коллегией и президиумом. А приложением к нему стала долгосрочная программа фундаментальных научных исследований АИУ — обширная, разнообразная, без сомнения, нужная, но весьма фантастическая: более 40 наименований изданий (некоторые из которых многотомные), рассчитана эдак лет на двадцать.
Богдан Сильвестрович с интересом слушал присутствующих, после чего довольно энергично резюмировал: «Ничего из этого не получится». И пояснил, что накануне он встречался с премьер-министром и тот попросил к понедельнику к 10.00 предоставить ему стратегический план основных, наиболее важных (с обоснованием) мероприятий на год и неотложных мер, на которые будут выделены государственные средства. На остальное — ищите спонсоров, создавайте фонды и т. д. Так что если одно-два издания государство профинансирует, то на прочие средства нужно добывать самостоятельно. И так — в каждой сфере культуры. С этим Богдан Ступка совещание покинул — по расписанию он уже опаздывал на очередную встречу. На мой вопрос, что ему лично кажется наиболее важным, признался: «Я консультируюсь, вникаю в проблемы. Все остальное — в понедельник».
Ступка произвел впечатление человека весьма реалистичного, но при этом довольно напористого. И его шутка о том, что вверенное ему министерство следует переименовать в министерство обороны культуры и искусств, хочется верить, имеет смысл.
А когда министр будет окончательно решать, что конкретно ему защищать, надеюсь, два материала в нашей газете (см. 5-ю стр.), которые рассматривают профессиональное образование в Украине с разных точек зрения, ему пригодятся. Кстати, в тексте упомянутой мною выше программы развития музыкальной культуры сказано, что современная система музыкального образования, включающая школу — училище — консерваторию, в структурной перестройке не нуждается. А вот об источниках ее финансирования сказано весьма туманно.