Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Боль и память

27 ноября, 2006 - 19:13
СЕГОДНЯ ВЕРХОВНАЯ РАДА ДОЛЖНА РАССМАТРИВАТЬ ЗАКОНОПРОЕКТ О ГОЛОДОМОРЕ. И ТАК ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕЛИ НАРОДНЫЕ ДЕПУТАТЫ ПЕРЕД ТАКИМ ОТВЕТСТВЕННЫМ ШАГОМ НА ЭТИ СНИМКИ... ВОЗМОЖНО, ОНИ ПОМОГУТ НАШИМ ПАРТАРИЯМ НАУЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ ГЛАВНОЕ ОТ ВТОРОСТЕПЕННОГО?

«В те страшные годы каждый день гибли тысячи людей, в сутки 25 тысяч. Те, кто сегодня отрицает голодомор, ненавидят Украину. От имени украинского народа я призываю признать жертвы мучениками, а Верховную Раду — признать Голодомор геноцидом. Освободите себя от страха и неправды». Кто знает, может, эти слова Президента подействовали на депутатов, а, может, подействовали глаза, которые плакали в субботу на Михайловской площади... Во всяком случае, сегодня Верховная Рада попытается рассмотреть законопроект о Голодоморе. «Я предлагаю поставить этот вопрос первым и снять тему для дискуссии, чтобы не было по этому поводу каких-то спекуляций, что парламент не определился и так далее», — сказал вчера спикер парламента Александр Мороз.

Но в парламенте, как известно, зарегистрированы два законопроекта: первый — Президента Виктора Ющенко, предусматривает признание Голодомора геноцидом украинской нации, второй — разработанный Партией регионов, исключает формулировку о геноциде. Вчера на согласительном совете рассматривался президентский вариант, в котором, по словам Романа Зварича, был снят «один проблемный вопрос». Президент соглашается заменить в тексте законопроекта слово «нация» на «народ». Мол, среди аргументов против закона, было то, что трагедия коснулась не только представителей одной национальности, а всего населения страны.

Хорошо, пусть будет так. Лишь бы признали геноцидом. В те 30-ые годы никто особых социологических исследований не проводил. Но историки утверждают, что продолжительность жизни в Украине тогда была семь лет. Уже точно доказано, что в Европе после еврейского народа украинцы больше всех потеряли своих соотечественников за весь ХХ век. Моя бабушка рассказывала, как ее тетка повела к речке топить своего сына Павлика — чтобы не мучался от голода... Но это для некоторых наших, так сказать народных, депутатов не аргументы, гораздо важнее — не испортить отношения с северным соседом.

Для нас же, помнящих, гораздо важнее, сколько людей пришло на Михайловскую площадь в последнюю субботу ноября. Много, очень много. Было много молодежи. Зато совсем не было патетики и пафоса. Слезы были настоящие. Не официозные — настоящие — свечи заполнили своими тоненькими огоньками всю площадь... В такие дни не принято радоваться, но все равно на душе было светло, что столько людей пришли, чтобы поставить свой огонек памяти. Это напоминало... Майдан. В воздухе было то самое единение и звучало: «Я есть народ»… Народ, переживший страшную трагедию. Народ, к которому потихонечку возвращается генетическая память. Мы начали выздоравливать после 70-летней болезни. В нашем календаре появилась новая дата, которая нас объединяет. Мы находим себя. Мы очеловечиваемся.

По-научному это называется самоидентификация. Всего три года назад у выдающегося исследователя темы Голодомора, журналиста «Дня» Джеймса, Мейса родилась идея в последнюю субботу ноября вспоминать жертв Голодомора и молчать с зажженной свечой в руках. Благодаря усилиям Виктора Ющенко просто идея стала национальной традицией памяти. Уже только за это мы должны сказать ему спасибо. Уже только этого достаточно для того, чтобы его имя вошло в историю.

Всего три года — и люди, которые ничего не знали про голодомор — ведь в советские времена знать об этом было опасно — держат в руках свечи и думают про миллионы умерших (убитых?). Ведь правду достаточно рассказать... в школе. Чтобы ребенок, придя домой, сказал: нужно зажечь свечу.

Алена ЯХНО, «День». Фото Александра КОСАРЕВА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ