Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Больной скорее жив?

В год села будут говорить о его здоровье
10 февраля, 2006 - 20:10

Так уж повелось, что накануне выборов в нашей стране большое внимание начинают уделять селу и сельскому хозяйству. Вот и весь нынешний год, который по восточному календарю наречен годом Собаки, в Украине назвали годом села и посвятили, можно надеяться, также крестьянам. Но разработать комплекс соответствующих мероприятий куда легче, чем защитить крестьян от различных напастей типа птичьего гриппа или снижения закупочных цен на молоко (из-за запрета на поставки в Россию украинской сельхозпродукции), с которых начался нынешний год.

Впрочем, совсем неплохо придумано начать год села с полного медицинского обследования его жителей. В каждом регионе сейчас верстается план проведения профилактических осмотров, диагностирования заболеваний и оказания медицинской помощи селянам. Если все это будет нормально организовано и проведено, то любой политической силе, недовольной тем, что день здоровья на селе стартует именно 1 марта, а не 27 апреля, придется закрыть на это глаза, а то даже и одобрить. Но если мероприятие окажется показушным и людей просто поставят в длиннющие очереди к раздраженным и невнимательным эскулапам, то политический эффект будет скорее отрицательным.

Сегодняшнее село — это сгусток острейших экономических и социальных проблем, с каждым днем все больше превращающий эту часть страны в зону бедности. В конце прошлого года в парламенте проходили соответствующие слушания. И там отмечалось, что кризисные явления в производственной сфере села отражаются на социально-культурной и бытовой сфере. На пять сел приходится один объект службы быта, 60% сел не имеют отделений связи, 28,5% — дорог с твердым покрытием. Если в 1990 году в сельской местности действовало 12,6 тысячи дошкольных учреждений, которые охватывали 43% детей, то в 2004 году их осталось 8,2 тысячи, и в них ходит 23% детей. Сокращается количество сельских учреждений культуры. В 2004 году 280 сельских фельдшерско-акушерских пунктов не имели медицинских работников. Думается, сейчас эта цифра не стала меньше, если только эти пункты вообще не закрыли. А как же стопроцентный охват днем здоровья?

Впрочем, ключевое слово в предыдущем абзаце — производственная сфера. Если у нее будет положительная динамика, то и остальные сельские проблемы будут решаться. Бюджет этого года впервые предусматривает два миллиарда гривен целевых дотаций сельхозпроизводителям. Будет дотироваться гектар посеянных зерновых и реализованный килограмм мяса. В целом государственная поддержка села, учитывая ассигнования на социальную сферу, должна составить почти 10 миллиардов гривен.

И странно, что при таких-то потенциальных деньгах Украина в 2005 году сократила посевные площади под озимыми зерновыми культурами на 18,8%. Плюс, а вернее минус, — тяжелые погодные условия, из-за которых, по данным Минагрополитики, придется пересевать до 22 млн. гектаров. А это — дополнительные материально-технические ресурсы. Министерство оценивает потребность села в оборотных средствах на проведение комплекса весенне-полевых работ в 12,6 млрд. гривен и указывает, что собственными деньгами аграрии обеспечены на 47% от потребности. Очень сильно подорожало горючее. Если в минувшем году крестьяне потратили на его закупку около 2 млрд. гривен, то теперь им придется выложить больше трех миллиардов.

В этой сложной ситуации пошли в ход утверждения о системном кризисе в АПК. Естественно, в них также можно отыскать предвыборный интерес. Представители общественных организаций, отраслевых объединений АПК и депутаты-аграрии готовят открытое письмо Президенту Украины, правительству и парламенту с требованием в срочном порядке рассмотреть вопрос о состоянии дел в АПК и дать оценку работе Министерства аграрной политики. Народный депутат, президент Национальной сельскохозяйственной палаты Михаил Гладий считает, что в настоящее время агропромышленный комплекс находится на грани кризиса, и требует активизировать работу правительства по улучшению ситуации. Гладий — опытнейший аграрий, и от его критики в адрес министерства не стоит отмахиваться. В частности, по его мнению, МинАПК виновно в отсутствии механизмов дотирования производства сельхозпродукции, а также в затянувшемся российском запрете на поставки продукции животноводства из Украины. Научный работник Николай Безуглый небезосновательно возмущался тем, что в минувшем году из-за неэффективной ценовой политики государства выращивание зерновых в Украине впервые стало для крестьян нерентабельным.

Убыточность, в том числе и по самой доходной в прошлом озимой пшенице, составила в прошлом году от 27 до 53%. Было много нареканий также на неудовлетворительную подготовку к нынешним весенним работам. Трудно воспринять как положительный факт сообщение МинАПК о том, что агрохозяйства обеспечены минудобрениями на весеннюю посевную почти на 22%. И это при том, что цена тонны наиболее ходовых удобрений уже приближается к тысяче гривен.

Решит ли все эти и многие другие проблемы, которые уже квалифицируются как системный кризис, день правительства, намеченный на 14 февраля? Впрочем, как сказал «Дню» заместитель главы компании «Укрзернопром» Евгений Ленг, «системного кризиса в украинском АПК я не вижу, потому что налоговое законодательство к производителям относится достаточно либерально».

По его мнению, «есть проблема с инвестициями в сельское хозяйство, вызванная тем, что до сих пор в стране нет консенсуса в отношении продажи земли». «Отсюда и все беды сегодняшнего села», — говорит специалист, хотя и отмечает, что государство выделяет достаточно много денег на сельское хозяйство. В то же время непоступление этих денег к производителям, по мнению Ленга, — «это вопрос организации». Подтвердив, что с этим есть проблемы, он назвал распределение средств для села непрозрачным и рассказал о бытующей практике, когда сельское начальство обращается к селянам с невинными на первый взгляд просьбами купить (из дотационных средств) компьютер или даже автомобиль начальнику управления сельского хозяйства или главе райгосадминистрации. «Откажешь, — прогнозирует специалист, — и начнут манкировать помощью, которая должна поступить этому хозяйству от государства». «Есть, конечно, над чем работать, но разговоры о системном кризисе на селе, — говорит Ленг, — я списываю на предвыборные проекты». Как бы хотелось, чтобы этот диагноз сельского здоровья подтвердился.

КОММЕНТАРИИ

Григорий АНДРЕЕВ , фермерское хозяйство «Сюзанна», село Сурско-Литовское Днепропетровского района (Днепропетровская область), депутат районного совета:

— Вообще-то кризис в сельском хозяйстве Украины не заканчивался никогда. После развала СССР фермерам начали давать землю, однако вскоре выяснилось, что они в подавляющем большинстве лишь сводят концы с концами. Я работаю уже много лет, имею 50 гектаров земли, выращиваю зерновые, ягодные кустарники, цветы, но до сих пор не смог даже дом хороший построить. Ситуация сейчас такова, что стоимость горюче- смазочных материалов «съедает» почти всю прибыль от урожая. На руках остается совсем немного — хватает только на то, чтобы выжить.

Год назад на президентских выборах я проголосовал за Ющенко, потому что хотел перемен. Надеялся на то, что будет поддержка фермерам от государства, ведь обещали содействие малому и среднему бизнесу, в том числе и на селе. Мне не нужно подачек и безвозмездной помощи. Речь идет о возможности взять дешевый кредит, чтобы обеспечить полевые работы. Правительство и парламент вроде бы выделили на поддержку села 2 млрд. гривен, но где они? Вот вопрос! Осведомленные люди говорят, что деньги начнут поступать не раньше мая. Но зачем они мне тогда, если полевые работы начинаются в марте? Финансовое состояние многих хозяйств еще с прошлого года самое плачевное, потому что у селян за бесценок скупили урожай. Не лучше положение и в животноводстве — в нашем селе я почти не вижу коров. Даже интересно, из чего же это делают колбасу, которая у вас в городе лежит по магазинам, — скорее всего мясо в огромных количествах завозят из-за границы.

Леонид МИХАЙЛОВ , фермер, Житомирская область:

— В развитых странах фермеры продают зерно только тогда, когда на него устанавливается хорошая цена. Нет ее — зерно перемалывают на корма. А если в наших хозяйствах нет денег, то, взяв кредит где-то под 20%, они его тут же должны отдать, поэтому и продают зерно сразу. К тому же корма у нас некому съедать — бычков, коров и свиней мало, потому что повырезали всех. Тем не менее, зерно у нас еще есть. И за рубеж, я думаю, его «лапа Киева» не пускает. Если б наше зерно дать толковым западным компаниям, они б его нашли куда продать. У нас же не каждый может продать по своему желанию — это сто процентов. А системный кризис возник оттого, что дают в село деньги хозяйствам, выращивающим по два центнера зерна с гектара. А вот в Дании, например, при урожае 60 центнеров с гектара получается нулевая рентабельность, а для прибыли надо вырастить 80—100 центнеров. То есть у нас дают деньги — лишь бы их дать. Тогда как продажу земли не разрешают — говорят, придут американцы и все скупят.

Сергей СЕМИРЯЖКО , руководитель сельскохозяйственного общества с ограниченной ответственностью (СООО) «Оберіг», Новоайдарский район Луганской области:

— Сегодня селяне поставлены в жесточайшие условия. Каждый новый рассвет я встречаю в «холодном» поту, думая — что плохого мне приготовил наступивший день. Эта зима с рекордными морозами привела к потере нашим хозяйством как минимум половины урожая озимой пшеницы. Надо будет пересевать пострадавший клин, а средств на это у меня просто нет. Я еще не знаю, каким образом мне удастся засеять более 50 гектаров пашни. Ведь выращенный летом урожай мне пришлось отдать за «бесценок», едва покрыв расходы. Даже для того, чтобы рассчитаться с пайщиками, был вынужден брать кредит. Думал, что погашу его за счет средств, предусмотренных государством на частичное погашение процентной ставки по кредитам, но мне почему-то было выделено только треть от положенной суммы. Сегодня моё хозяйство в шаге от банкротства. «Товарищ» министр Барановский, по моему мнению, не видит путей выхода из создавшейся ситуации. Такому человеку давно пора в отставку! Я сам поддерживал «оранжевую» власть и что получил в итоге? После «майданных» и прочих трибунных обещаний нужно было защищать село. А на самом деле правительством Тимошенко была запущена в «реализацию» унизительная для аграриев ценовая политика. Гром грянул в конце года, когда пришла пора расплачиваться с банками, а новый Кабмин сумел профинансировать только часть долгов. Поэтому и увеличиваются площади «отказной» земли. Крестьяне, конечно же, большие оптимисты, но лично у меня есть огромное желание вообще уйти из аграрного бизнеса. Посмотрю, какая поддержка со стороны державы будет в начавшийся Год села, и приму решение.

Подготовили Вадим РЫЖКОВ, Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День», Юрий НОЖЕНКО, Луганск

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ