Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Больше, быстрее и лучше»

Мартин Райзер рассказывает о приоритетах сотрудничества Мирового банка с Украиной
24 июля, 2008 - 00:00

В начале месяца экономический советник киевского офиса Мирового банка Мартин Райзер приступил к работе на новой должности — директора Мирового банка по Украине, Беларуси и Молдове. В связи с этим событием новоназначенный директор рассказал «Дню» о стратегии сотрудничества Мирового банка с Украиной на 2008—2011 годы, структурных реформах и подготовке к Евро 2012.

— В 2007 году Мировой банк подписал Стратегию сотрудничества с Украиной на 2008— 2011 годы. Каковы приоритеты данной стратегии, и были ли внесены в нее изменения или дополнения с момента подписания?

— Стратегия состоит из двух основных частей: первая — это помочь Украине улучшить свою конкурентоспособность, а вторая — это помочь Украине расходовать свои ресурсы более эффективно. Почему эти направления являются важными? Потому что конкурентная среда для Украины становится значительно более жесткой.

Дело в том, что сейчас для Украины становится все труднее получать иностранные инвестиции (речь идет о доступе на международные рынки), поэтому мы помогаем Украине в обоих этих направлениях — и деловыми советами, и нашими усилиями, приложенными для улучшения процесса модернизации Украины. Т.е. речь идет и о модернизации транспортной инфраструктуры, и о модернизации энергосбережения и тому подобное. Все эти вещи помогут Украине стать более конкурентной по сравнению с Европой, Азией и Америкой.

Если описать тремя словами наши приоритеты в сотрудничестве с Украиной, то это три слова — «больше, быстрее и лучше». Больше — это мы хотим, чтобы объемы нашей финансовой помощи были большими, быстрее — это то, что мы должны быть более гибкими в этой динамичной среде, ведь Украина меняется очень динамично, и наконец лучше — это то, что мы должны давать высококвалифицированные советы для того, чтобы Украина имела доступ к лучшим знаниям в мире.

— Счетная палата обнаружила, что из займов Мирового банка, предусмотренных Стратегией сотрудничества за 2004— 2007 годы, государство освоило только 32%. С чем это связано? Как это влияет на политику МБ?

— Видите ли, эти вещи отражают целый ряд проблем, которые нам нужно еще разрешить. Так что, по сути, существует ситуация, в которой есть две большие бюрократические системы, не совсем хорошо совпадающие друг с другом. В результате получается так, что когда правительство берет деньги у Мирового банка, то процесс подготовки проекта, его инициации, оценки, утверждения и освоения средств очень отличается от того процесса, когда правительство решает просто одолжить деньги у коммерческого банка для использования их для бюджета. Мы хотим постепенно двигаться к интеграции в бюджетную сферу. Т.е., чтобы наши проекты принимались вместе с бюджетом, ратифицировались вместе с бюджетом и выдача средств происходила в рамках бюджетной резолюции и через казначейство. Поэтому, собственно, мы хотим, чтобы эти процессы подготовки, оценки и выдачи средств были интегрированы в национальную систему и тогда, после интегрирования в нацсистему, это все будет действовать значительно эффективнее.

Дело в том, что часть наших проблем с введением проектов связана с тем, что когда происходят частые смены правительств, мы теряем тех людей, с которыми сотрудничаем и, как результат, замедляется введение наших проектов. Поэтому, конечно, мы с нетерпением ждем периода какой- то стабильности и мы будем делать все возможное, чтобы такая стабильность наступила и в нашем сотрудничестве.

— В 2007 году МБ планировал предоставлять Украине кредиты и инвестиции в размере одного миллиарда долларов ежегодно. Сегодня же в стратегии сказано, что от двух до шести миллиардов за четыре года. Может, это связано с тем, что не осваивались Украиной предоставленные займы, и по каким критериям будут определяться суммы?

— На самом деле наши планы не менялись, и никто ничего не пересматривал. Просто четыре миллиарда — это как раз среднее между двумя и шестью миллиардами. Это все отражено в стратегии, ничего не менялось. Это связано с целым рядом факторов, в частности, конечно, с фактором эффективности освоения средств, выборки средств по существующим проектам, потому что нет смысла драматически увеличивать проектный портфель, если мы сидим на нескольких сотнях миллионов долларов, которые не использованы. Т.е. на самом деле эффективность освоения средств влияет на нашу способность убеждать в том, что Украине необходимо больше денег.

Что же касается скорости финансовой помощи, ее увеличения и размеров, то это, в первую очередь, зависит от правительства, потому что мы все-таки являемся банком и в банковском деле, клиент — король. Т.е. все зависит от желания правительства занимать у нас и, собственно, от того, на какие проекты и сколько правительство хочет занять, а тогда уже в партнерстве с правительством мы определяем, согласовываем эти вопросы.

— По словам некоторых должностных лиц, сегодня в сотрудничестве МБ с Украиной акценты смещаются с проектов поддержки бюджетных дисциплин к проектам инфраструктурных реформ. Почему это так? И какие именно инфраструктурные реформы имеются в виду?

— Мы действительно делаем большее ударение на инфраструктуру, потому что, как я уже об этом говорил сначала, мы уделяем большое внимание модернизации транспорта, энергетики, модернизации жилищно-коммунальных предприятий и коммунального хозяйства. По нашему мнению, это является действительно ключевым фактором как для конкурентоспособности Украины, так и для благосостояния людей. Когда человек полтора часа утром проводит в битком набитой маршрутке, или стоит полтора часа в автомобильной пробке, или когда летом электричества нет, или когда не работает отопление, или когда из крана течет коричневая вода — это все очень нехорошие вещи. Мы думаем, что здесь мы можем сделать серьезный вклад и помочь Украине нашими деньгами и нашим опытом, потому что мы много делали подобных инвестиционных проектов в мире, поэтому мы хотим помочь и Украине в этом вопросе.

— В апреле МБ озвучил достижения в структурных реформах по результатам рекомендаций Мирового банка украинскому правительству. Что нового было достигнуто с тех пор?

— В апреле мы предложили четыре так называемых коротких выигрыша, и я начну с хороших новостей. Тогда мы рекомендовали отменить квоты на экспорт зерновых и подсолнечника — и это произошло, и стало прекрасной новостью как для Украины, так и для всего мира. Мы рекомендовали Украине отменить квоты для того, чтобы иметь возможность выиграть в нынешней ситуации высоких цен на продукты.

Другим быстрым выигрышем, который показывает позитивные результаты, является бюджет, но он остается хорошим только потому, что парламент не смог пересмотреть бюджет и именно поэтому фискальная политика остается довольно жесткой. Я знаю, что есть серьезные попытки внести изменения в бюджет, но, по нашему мнению, лучшими изменениями будет то, что в нем вообще не будет изменений. Если же такие изменения в бюджет будут приняты, они должны быть, во-первых, очень скромными, а во-вторых, направленными на восстановление того огромного дисбаланса, который существует между расходами, которые направлены на потребление, и расходами, которые направлены на инвестиции, т.е. этот баланс должен быть восстановленным. Но в целом, по нашему мнению, лучший вариант — это не вносить изменений в бюджет.

Еще два быстрых выигрыша, к превеликому сожалению, не состоялось, потому что парламент не смог принять закон о государственных закупках и закон об акционерных обществах. Т.е. они оба приняты в первом чтении, но второго чтения они не прошли. И я думаю, была бы польза, если бы на второе чтение были вынесены немного измененные версии, поэтому мы сейчас активно работаем над улучшением версий по сравнению с первым чтением. Мы активно работаем с парламентскими комитетами для того, чтобы действительно качество этих документов было улучшено.

Кроме того, в апреле Украина еще не была членом ВТО. После апреля соглашение было ратифицировано, Украина вступила в ВТО и теперь начала вводить те обязательства, которые она приняла на себя при вступлении в организацию. И это также является очень позитивным моментом. И, конечно, в некоторых сферах введение этих обязательств не является перфектным или очень хорошим. Мы бы советовали правительству выполнять те обязательства, которые Украина на себя взяла. Но в общем, мы считаем, что вступление Украины в ВТО — очень хорошая новость.

— Как вы можете оценить действия правительства по распределению бюджетных средств и по борьбе с инфляцией?

— В общем, система выполнения бюджета в Украине работает довольно хорошо. Она является довольно надежной, прозрачной и с наличием единого казначейства работает неплохо. И именно из-за этого мы считаем, что наши проекты следует вводить через бюджетную систему, потому что, по нашему мнению, она работает достаточно хорошо.

Что касается распределения средств по категориям, то мы уже давно говорим, что Украине следует сделать сдвиг — перейти от социальных расходов к государственным инвестициям. Я думаю, что люди в Украине поняли бы, если бы правительство сказало: «Разрешите нам инвестировать, чтобы вы получили лучшие услуги». Сейчас это происходит так, что люди говорят: «Дайте мне денег, чтобы я заплатил тому, кто окажет мне хорошие услуги». Я думаю, правительство имеет хорошую возможность модернизировать государственную инфраструктуру, модернизировать сферу услуг и уменьшить инфляцию, вместо этого сейчас правительство просто дает деньги. И мне кажется, что в этом и состоит требование значительно улучшить качество государственных услуг. Правительство должно принять правильное решение. Необходимо, чтобы деньги, которые расходуются на государственные услуги, своим результатом действительно давали улучшение этих услуг. И мы своим опытом, своей работой пытаемся помочь правительству — здесь же не только о деньгах речь идет, но и об организационных моментах, управленческих вещах и тому подобное.

— Насколько известно, медленнее всего вводится проект создания земельного кадастра...

— У нас есть действующий проект, который занимается землеустройством, ведением результатов этого землеустройства, базой данных, чтобы в будущем, когда будет происходить смена собственника, можно было быстрее продвигать это, но этот проект хотя и вводится, однако, не настолько хорошо, как бы нам того хотелось.

Здесь самой большой проблемой является то, что законодательная основа абсолютно неясна относительно того, кто будет держать этот реестр прав на земельную собственность. Мы занимаемся кадастром, мы работаем с Госкомземом, но полной правовой ясности, кто именно будет держать этот единый реестр прав собственности — нет. А без этого невозможно будет работать, если земля будет использоваться как залог, или в ипотечной системе, или в развитии рынка в селе...

— Какие проекты будет финансировать МБ в контексте подготовки к Евро-2012? Почему, по вашему мнению, несмотря на ряд законодательных инициатив для содействия частных инвестиций, количество инвестпроектов остается небольшим, а фискальные риски высокими?

— По Евро-2012 у нас есть целый ряд проектов, которые сделают свой вклад в подготовку к Евро. Они, конечно, не называются «проекты Евро-2012», но у нас, скажем, есть проект построения дороги Киев — Харьков, мы будем строить железную дорогу, мы будем разрабатывать проект выработки и распределения электроэнергии в городе Киеве. Т.е. это все услуги, от которых и процесс подготовки, и Евро-2012 только выиграют.

Мы также оказываем услуги советами и наши коллеги из Международной финансовой корпорации активно работают, чтобы помочь инвестициям в частном секторе — аэропорты, инфраструктура. Это все поможет подготовке к Евро-2012. Но вы абсолютно правы, правовая основа не является достаточно ясной для того, чтобы это было привлекательным предложением в данный момент. Дело же опять таки в том, что нет закона о государственных закупках, поэтому мы даже не знаем, как будут закупаться услуги частных инвесторов. Это является ключевым препятствием.

Есть закон о концессиях в дорожном секторе и там он довольно неплохо работает, поэтому, возможно, именно там произойдут определенные сдвиги. Но, скажем, более общий, более всеохватывающий закон о государственно-частных партнерствах, который был разработан, но насколько мне известно, не был представлен в парламент и, учитывая то, насколько долго в Украине утверждаются законы, я думаю, что даже если он будет принят, то это уже может быть поздно для Евро-2012.

Временные ограничения являются очень жесткими и правительство должно собраться для того, чтобы выполнить эти задачи. Мы готовы помочь, но мы должны, по моему глубокому убеждению, смотреть на вещи сфокусировано: нужно сосредоточиться на тех проектах, которые являются абсолютно необходимыми. Нужно посмотреть, чего действительно требует УЕФА для успешного проведения чемпионата и сосредоточиться на этих требованиях, а те проекты, которые являются частью общей картины и не являются первоочередными — с ними можно подождать, потому что время ограничено. Мы же готовы помогать в самых необходимых вещах.

Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ