Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Больше человечности

Трагедия на Ровенщине заставляет задуматься над корнями проблемы одинокой старости и прерванных обычаев украинцев
11 июля, 2011 - 19:58
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Вчера и сегодня на Ровенщине дни скорби.

В ночь с субботы на воскресенье в Дубровицком районном центре социального обслуживания населения, где находят пристанище одинокие пожилые люди и те, что не в состоянии себя обслуживать, вспыхнул пожар. В огне погибли 16 подопечных. Спасти удалось девятерых. Все они в настоящее время госпитализированы с диагнозом отравления продуктами горения, сообщили в пресс-службе Управления МЧС в Ровенской области.

В эти дни не только жители Ровно, но и вся Украина должны были бы почувствовать боль и ответственность за то, что случилось. И серьезно задуматься. Эта трагедия выходит за рамки банальной небрежности и вопроса содержания людей в подобных заведениях. Это проблема человеческих отношений в украинском обществе. Отношение к старости. Драма одиноких или покинутых людей.

Страны, которые получили в наследство типичные советские интернаты, не впервые встречаются с подобной бедой. В свое время пожары в домах престарелых преследовали Россию. В самой масштабной подобной трагедии в марте 2007 года от огня в одном из домов для людей преклонного возраста в Краснодарском крае погибло 62 человека. Однако дома интернатного типа — это лишь следствие основной утраты советских времен, по крайней мере, для украинцев. Катаклизмы ХХ века прервали украинские обычаи. Бросать на попечение чужих людей стариков или беспомощных, где они зачастую живут в нечеловеческих условия — не свойственно украинцам. Родители на склоне жизни всегда могли рассчитывать на опеку детей, младший сын оставался жить с родителями или поблизости. Старые немощные казаки доживали годы в монастырях. Значит, проблема старости в свое время уже была решена украинской традицией. Время возвращаться к норме.

В Украине 784 дома для содержания престарелых и беспомощных людей. Условия, работа в них давно морально устарели. Общество в своем большинстве отгородилось от этой проблемы. Но трагедия на Ровенщине, которая шокировала все живые души в Украине, возвращает нас к вопросу: как сделать так, чтобы ни один пожилой человек рядом с нами не чувствовал себя одиноким?

КОММЕНТАРИИ

Светлана БОГОРОДИЦКАЯ, председатель Ровенской городской организации Общества Красного Креста:

— Поражена трагедией, которая случилась. Страшно даже представить, что пожилые люди, прикованные к постели, сгорели заживо. Страшно было смотреть и на медсестер, которые пережили ту ночь, и выносили больных из помещения, охваченного пламенем. Они после того ужаса и говорить не могли. Все-таки в таких учреждениях, где находится два десятка людей, которым трудно передвигаться, на ночь должно оставаться большее количество медицинского персонала. Потому что, в конечном итоге, что могут сделать 2-3 медсестры в таких условиях? На сегодня представители областной организации общества Красного Креста выехали на место трагедии, чтобы помочь потерпевшим.

А одинокая старость — это трагедия нашего общества. Вопрос очень сложный. Начнем с того, что, по-видимому, трудно будет найти страну, в которой бы родители-пенсионеры помогали бы собственным детям. Зато случается, что дети просто не в состоянии ухаживать за родителями в старости. Это действительно тяжело. Работа сиделки одна из самых сложных. Не все на это способны. Тем более что пожилые люди болеют. Им необходимы профессиональная медицинская помощь и уход. У нас бытует мысль, что отдать родителей в дом престарелых — это стыд. Конечно, это страшно — очутиться на старости лет в таком учреждении. Зато в Европе бытует такой опыт. Пожилые люди живут в домах престарелых, где хорошие условия и соответствующий уход, а дети их посещают. Они платят за пребывание своих родителей там, и не волнуются за то, как за ними ухаживают.

У нас бывают случаи, когда люди увольняются с работы, чтобы присматривать за родителями. Но они остаются фактически без средств существования, потому что за это платят копейки. По моему мнению, выплаты по уходу должны бы быть адекватнее. Да и домов для престарелых должно быть больше. И конечно, условия пребывания там должны быть на должном уровне.

Ростислав ОМЕЛЯШКО, этнограф, директор Государственного научного центра защиты культурного наследия от техногенных катастроф при МЧС Украины:

— Дело в том, что у нас в значительной степени прерванная традиция общины, которая когда-то была в Украине. Люди общались, поддерживали друг друга. Сегодня среди украинцев распространена обособленность, особенно в городах. Это в значительной степени связано с массовым проживанием в индивидуальных квартирах-каморках. И в решении этого вопроса, конечно, важны государственные мероприятия, например создание домов престарелых. Однако, прежде всего, необходима работа общества над собой. Оно должно вырасти к тому, чтобы взаимоподдержка и взаимопомощь стали нормой, или вспомнить, какими они были когда-то. Очень много народных традиций, которые являлись канонами для украинцев, было уничтожено — Голодомором, войной, потом Чернобыльской катастрофой и, в конечном итоге, глобализационными процессами, индустриализацией села. Село разрушено, а, следовательно, разрушена традиция сельской общины. Потому в следующую нашу экспедицию в Емельчанский район Житомирской области, куда мы выезжаем в конце июля, мы планируем взять специалиста по праву обычаев.

Наиболее поражающие примеры этого в покинутой Чернобыльской зоне. Один дед, который один жил в Старых Шепеличах, бывший военный, каждый раз на День Победы приходил на КП, играл на гармошке. Однажды он пропал, и только через месяц его нашли где-то под лесом. Мы встречались с пожилой женщиной в селе Ладыжичи. Больше всего ее тревожило, что когда она умрет, никто об этом не узнает. Люди, которые живут на «отшибах», в дебрях друг к другу заходят, поддерживают связь между собой и поддерживают друг друга. Они поняли, что взаимоподдержка — это не дань общественной морали, это — обязательное условие для выживания.

Олег ЖАРОВСКИЙ, заместитель руководителя Центра духовной поддержки лиц с особенными потребностями «Эммаус», отец-капеллан Провинции «Украина» движения сообществ «Вера и свет»:

— Как священник, я должен бы призывать семью не отдавать своих родителей в такие дома. Потому что таким образом уничтожается основная идея института семьи — любовь, ответственность и благодарность! Но я понимаю, что в мире, даже в тех странах, где люди имеют достойную пенсию и условия жизни, дети отдают своих родных в дома, чтобы там обеспечить им надлежащий уход и медицинскую помощь. К сожалению, оставляя этих одиноких людей в государственных институциях, дети даже не считают нужным уделить родителям хотя бы час для беседы. А я вижу, как они в этом нуждаются. Потому что как воспитание в интернатах для детей, так и «содержание» в домах престарелых по большей части является депрессивным. Как правило, там люди не чувствуют себя нужными, ничем не заняты. Безусловно, ситуацию нужно изменять на глубинном уровне. Наступило время отходить от советской практики, когда нужен — это означает «работоспособный», в действительности в гражданском обществе точкой, из которой нужно рассматривать человека, должна стать любовь! Во Львове функционирует центр духовной поддержки людей с особенными потребностями «Эммаус», где мы пытаемся показать обществу все то богатство, которое могут дать неполноценные люди обществу самим своим существованием. Нам нужно научиться принимать человека! В рамках празднования 10-летия визита Папы Иоанна Павла ІІ в Украине Блаженнейший Святослав освятил символический камень опекунского учреждения — «Дома людей золотого возраста», что на Львовщине планирует создать благотворительная организация «Мое жилище». Не знаю, как сложится сотрудничество государства с этим учреждением, но точно это будет альтернатива государственным домам, где кроме медицинской помощи, будет предоставляться духовная поддержка людям преклонного возраста.

Игорь ПАСИЧНЫК, доктор психологических наук, ректор Национального университета «Острожская академия»:

— Изучением проблем старости занимается такой раздел психологии, как геронтопсихология. Эта наука занимается не тем, как продлить страдания немощного человека, которые большинство людей в преклонном возрасте переживают, а тем, как продлить психологическую жизнь человека. В этом аспекте наработок в психологии достаточно. Но возникает риторический вопрос «кому нужны эти наработки?». Кто должен заниматься престарелыми людьми? Если старому человеку не повезло с семьей, то он брошен на милость нашего по большей части бездушного общества.

Мне кажется, в первую очередь, это должны быть организации, с которыми человек был связан на протяжении жизни. Об этом должно заботиться руководство организаций, профсоюза. Могу привести пример из нашего опыта. В Острожской академии работал выдающийся профессор-историк Николай Павлович Ковальский. Когда он перестал ходить на работу (так как уже настал час, когда он физически не мог этого делать), мы коллективом нашли человека, который заботливо за ним присматривал, обеспечили ему материальную, врачебную и, главное, моральную поддержку, организовали посещения, телефонные звонки.

Если это не профессиональные организации, то ответственность за стариков должна взять на себя церковь. Если бы украинские конфессии меньше занимались политикой, а больше внимания уделяли своим непосредственным обязанностям — в том числе и помощи обездоленным, думаю, многие проблемы социальной жизни были бы сняты с повестки дня, и авторитет церкви в обществе был бы намного выше.

Нужно стимулировать богатых людей в Украине для организации учреждений для людей пожилого возраста. Только же не называть эти учреждения «домами престарелых», поскольку с советских времен это название ассоциируется с тем, чтобы отдать человека на верную смерть. Я со времен Союза помню, что все самые ужасные вещи, которые только можно себе представить, можно было увидеть именно там. На Западе, скажем условно, в «домах сеньор и сеньоров» условия, бесспорно, намного лучше, чем были у этих людей при жизни за пределами этих учреждений. Кстати, в подобном доме в Канаде в последние годы жизни жил Гомер украинской литературы Улас Самчук. Я бывал в таких учреждениях, которые я бы, скорее, назвал клубами по интересам. Там не только присматривают за стариками, но и изучают их интересы, составляют программы в соответствии с этими интересами. Туда приглашают выдающихся деятелей искусств с концертами и спектаклями, интересные лекторы. Люди, которые находятся там, ни в чем не ограничены. Когда спустя некоторое время дети забирают родителей к себе, родители не в восторге от этого и стремятся вернуться назад. Такие дома должны быть созданы в Украине.

Почему люди не доживают до глубокой старости? Потому что они никому не нужны. Если человек находится вне деятельности, наступает быстрая смерть. Человек должен все время находиться в деятельности — то ли хозяйственной, то ли интеллектуальной или даже просто в общении. Необходимо научиться организовывать старикам такую деятельность. К этому должны быть привлечены специалисты — психологи, социологи.

Украинцам еще очень много нужно работать над таким понятием, как «милосердие». Мы так часто разбрасываемся этим словом. А рядом встречаются просто парадоксальные явления. Ко мне недавно обратилось несколько человек с предложением поработать в академии волонтерами. Я, конечно, согласился, у нас в академии всегда хватает работы для тех, кто действительно хочет работать. Но следующим их вопросом было «сколько вы нам за это заплатите?». В этих двух вопросах, как в зеркале, весь парадокс нашего воспитания. У нас не сформированы принципы волонтерства. Причем это касается всех поколений. В той же Канаде я видел, как в клубе при церкви пожилые женщины лепили вареники для сбора средств на какие-то потребности. Они делали это абсолютно бесплатно. Эти люди воспитаны таким образом, чтобы постоянно входить в какую-нибудь деятельность. Социальным работникам остается только ее организовать. В результате, и человек, и общество чувствуют себя полноценно.

Ольга РЕШЕТИЛОВА, «День», Татьяна ИЛЬНИЦКАЯ, Ровно, София КОЧМАР, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ