Не успел Президент и новый премьер пообещать украинскому бизнесу упрощение пакета бюрократических процедур, как для «тетрадной» отрасли они вдруг резко усложнились. Дело в том, что на днях министр образования и науки Станислав Николаенко запретил использовать школьникам дневники и тетрадки, не имеющие грифа (свидетельства) Министерства образования и науки. Теперь художественное оформление продукции школьного ассортимента не должно содержать ничего отвлекающего и развлекающего — допускается оформление только по учебно-познавательной тематике. Министр подчеркнул, что рынок сегодня переполнен школьными принадлежностями, у которых художественное оформление и содержание не соответствуют педагогическим требованиям и художественному вкусу. Новшество затрагивает сотни тысяч людей и огромный рынок: наши школьники за год исписывают 450 млн. тетрадей. Оказывается, существует особая процедура признания такого соответствия. И наиболее крупные предприятия (их насчитывается по Украине 13), как правило, согласовывают с МОН свои картинки на обложках тетрадей. Кстати, это недешево. За сам процесс согласования картинок нужно заплатить по 80 грн. за каждую. Использовать на согласовании макет обложки нельзя — нужна готовая «плотная» тетрадка, а это тоже дополнительные расходы. Следует обратить внимание еще и на то, что оценщиками качества здесь выступают не те, кто «потребляет» тетради, а серьезные тети и дяди, которые уже могли позабыть, что именно привлекало их в детстве. Как известно, в педагогике одними запретами не воспитаешь, а лишение ребенка возможности выбирать формирует ущербную личность. Владимир Чайковский, директор фирмы «Тетрада», сказал «Дню»: «Ручное руководство законами рынка ни к чему хорошему не приводит. В Украине мощности по выпуску тетрадей в три раза превосходят спрос, поэтому и конкуренция очень велика. Для того, чтобы отобрать оформление на обложки продукции нашей фирмы, мы вручную изготавливаем несколько десятков образцов. Затем приглашаем детей из двух- трех школ и просим их назвать самые интересные, на их взгляд, образцы. Только после такого критического отбора запускаем в массовое производство, а оно у нас исчисляется миллионными тиражами. У меня уже напечатано обложек на полгода вперед...»
Кстати, в Украине до сих пор не разработан государственный стандарт тетради. Предыдущим же, который был создан лет 20 назад, пользоваться невозможно — писчая бумага, из которой по старому стандарту должны делаться тетрадки для школьников, в Украине сегодня вообще не выпускается. Сейчас применяют специальную офсетную, допустимое качество которой обозначается выработанными в 2001 году техническими условиями.
Выходные данные тетрадок фиксируют, для каких видов работ применима тетрадь и соответствует ли ее бумага ТУ (техническим условиям). Соответствие будет обозначать, что писать в этой тетрадке будет не вредно для глаз — листочки не просвечивают, а странички не слепят белизной и не отталкивают серостью. То есть речь о сохранении здоровья детей. Узнать же о том, как, по мнению Министерства образования, данный продукт влияет на душу ребенка, то есть одобрен ли данный экземпляр, можно только в том случае, если у продавца при покупке потребовать сертификат. В нем такая рекомендация должна быть зафиксирована. Производители тетрадей определяют срок, необходимый на техническое решение министерского указания, примерно в год. Ведь нужно не только внести коррективы в сам процесс производства. Нужно еще исписать уже купленные школьниками тетради. Родители и так постоянно жалуются на высокие расходы на снаряжение детей в школу. Кстати, тетрадки с «грифами» станут стоить дороже. Напомним, за утверждение тетрадей и дневников придется платить дополнительно. Скучные же тетрадки вряд ли привлекут сегодня покупателей. Ведь уже был прецедент: тетради с не очень впечатляющими портретами гетманов Украины не нашли спроса и были уничтожены. Причем гетманы не виноваты. По словам В. Чайковского, качество изображений исторических персонажей не было протестировано на детях. Безусловно, качество школьного товара на рынке должно кем-то контролироваться. Только новации должны внедряться спустя некоторое время после определения параметров «что такое хорошо, а что такое плохо». (Кстати, в Латвии любое изменение в сфере образования, даже на уровне введения в предмет новой темы, производится спустя два года после его обнародования).