Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бронзовый привкус «Пекторали»

В стенах Национального академического театра имени Ивана Франко состоялось вручение самой престижной театральной премии Украины
29 марта, 2000 - 00:00

Помпезным трехчасовым шоу обернулось вручение театральной
премии «Киевская пектораль-99». Похоже, на сей раз организаторы всерьез
вознамерились показать настоящее представление; обязывал и День театра,
к которому традиционно приурочена раздача «Пекторалей». Действительно праздничное,
впечатляющее действо показал уличный Экспериментальный театр перед дверями
Национального театра имени Франко, где и проходила основная церемония.
Художественная часть самой «Пекторали» была построена по принципу «солянки
сборной», где смешалось все — от балета до клоунов. Хотя, конечно, основная
интрига все равно заключалась в том, кто все же получит золоченый «пекторальный»
полумесяц.

И предварительные, и окончательные итоги нынешней «раздачи
слонов» озадачили многих. Достаточно сказать, что практически в последние
дни перед решающим туром голосования были вовсе сняты номинации «За лучшее
исполнение женской роли второго плана», «За лучшую режиссерскую работу»
и «Пластическое решение спектакля». Присуждение призов в остальных номинациях
вызвало достаточно разные эмоции у многих зрителей церемонии. Впрочем,
одна супружеская пара была безусловно счастлива: на долю этой семьи достались
три награды — «Кину IV» Анатолия Хостикоева жюри присудило престижную «Пектораль»
за лучший спектакль, а также за лучший дебют, а Наталья Сумская была признана
актрисой года — за исполнение роли Маши в спектакле Андрея Жолдака «Три
сестры». Сценография этого спектакля, исполненная Шавкатом Абдуласимовым,
также была признана лучшей. Во впервые введенной категории «За лучший спектакль
камерного театра» победила «Эмма» — постановка флоберовской «Эммы Бовари»
театром «Колесо»; соответственно, и Михаил Чембержи, композитор этого спектакля,
создал, по мнению жюри, лучшую в сезоне музыку. Весомые актерские номинации
принесли две «Пекторали» части труппы Национального театра имени Леси Украинки,
занятой в недавно осуществленном «Ревизоре»: непревзойденной мужской ролью
сочли Городничего в исполнении Юрия Мажуги, а лучшей ролью второго плана
— Хлопова, сыгранного Дмитрием Лаленковым. Самым выдающимся детским спектаклем
стали «Приключения Тома Сойера» в Театре на Липках; художественным событием
года — музыка Евгения Станковича к балету «Викинги» (весьма неоднозначное
решение). И, наконец, почетные «Пекторали» за многолетний вклад в искусство
получили балетмейстеры Анатолий Белов и Александр Сегаль, а также драматург
Ярослав Стельмах.

Итоги «Пекторали» еще будут обсуждаться и тщательно анализироваться,
но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что эта награда, когда-то направленная
на поощрение неординарных, ищущих режиссеров и актеров, на поддержку действительно
новых тенденций в сценическом искусстве, стремительно становится все более
официальной по содержанию и исполнению. Это заметно не только по ее внешней,
презентативной, так сказать, стороне, но и по стратегии решений. Так, к
примеру, Наталия Корпан (номинировавшаяся в «женской» категории) в спектакле
«Увертюра до свидания» сыграла, по единодушному мнению как критики, так
и зрителей, лучшую роль сезона; однако принятая в нынешней «Пекторали»
линия на утверждение авторитета «звезд», похоже, помешала жюри оценить
талантливейшую актрису. И, к сожалению, такое «художественное недоразумение»
— далеко не единичное. Похоже, что «Пектораль» уверенно смещается в сторону
официального обронзовения и может очень скоро стать лишь очередным дополнением
к ежегодным ритуальным раздачам «народных» и «заслуженных».

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День» 
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ