«Смешивая разные среды, нам нужно искать общий социальный консенсус, строить гражданское общество, нажимать на власть, на оппозицию... Мы должны четко осознать свою идентичность и корни, стоять на этом абсолютно безальтернативно и непреклонно, учиться всему самому разумному у мира», — такими словами и идеями, которые мы ежедневно пропагандируем в «Дне», начала общение с аудиторией главный редактор «Дня» Лариса Ившина на первой встреча с представителями украинского бизнеса, выпускниками, студентами и будущими студентами МИМ-Киев. Встреча состоялась в рамках нового совместного проекта МИМа и нашего издания — «Сезоны «Дня». В зале — свыше семи десятков слушателей, которые, что принципиально важно, предварительно и по собственной инициативе зарегистрировались для участия в этом событии, которое состоялось в 19 часов, по окончании рабочего дня.
«Вопрос истории и знакомства с исторической картой — это самостоятельное решение каждого. Одна из главных проблем сегодня — ментальная, нравственная, этическая проблемы украинского общества. Наша история писалась Россией — начиная от Петра I и его историков и завершая путинскими людьми. Отсюда — нехватка самоуважения (от навязанной нам не нашей истории). Сегодня в обществе назрела потребность в переосмыслении истории. Но как это сделать — большой дискуссионный вопрос. Последовательно, мудро, осторожно, чтобы не было ощущения насаждения», — поделился с «Днем» своими рассуждениями Игорь МОВЕНКО, предприниматель, выпускник МИМ-2002. Пан Мовенко одним из первых вошел в аудиторию и занял «место отличника» в первом ряду. «В последнее время я очень много путешествую по миру и очень редко бываю в Украине. Но мне хочется быть в контексте событий, не терять связь и понимать, что здесь происходит. Понимать, что думают люди, которые продолжают здесь, в Украине, что-то создавать, в том числе и в медиапространстве. Хочется понять, что такие люди думают о дне завтрашнем. А о нем можно составить мнение на основе нашего вчера и сегодня», — объяснил он «Дню». Среди собравшихся на встрече было немало тех, кто чувствует необходимость в «интеллектуальном концентрате» и активном диалоге с единомышленниками. «С древних времен я небезразличен к МИМу, слежу за всем, что здесь происходит. Кроме того, последние несколько лет я редко бываю в Киеве, а потому чувствую потребность верить в то, что разумных, небезразличных людей больше, чем ты видишь ежедневно», — объяснил «Дню» Вячеслав ПОКОТИЛО, председатель правления ПАО «Малинская бумажная фабрика — Вайдманн».
По мнению инициаторов проекта, «Сезоны «Дня» должны стать действенной дискуссионной площадкой. Собственно, проект возник как реакция на запрос среди успешных бизнесменов на активное обсуждение мировоззренческих тем и ценностной системы украинского общества. Ведь в конечном итоге каждый, кто хочет качественных изменений правил игры в стране, — потенциальный активный гражданин. Как объясняет президент МИМ-Киев Ирина Тихомирова, в последнее время со стороны студентов МИМа заметно растет интерес к философским, историческим и мировоззренческим темам, а это залог гармоничного развития успешной личности. Такие настроения резонируют с принципом, который на своих страницах пропагандирует газета: «Никакого шанса деградации!». И встреча состоялась!
В течение первой лекции «Сезонов «Дня» в МИМ-Киев выкристаллизовался общий портрет собравшихся. Это успешные люди, которые уже достигли определенного уровня, имеют собственные предприятия или занимают солидные должности в отечественных и иностранных компаниях. Но при этом они не измеряют успех лишь достижениями в бизнесе, а стремятся к дальнейшему саморазвитию и новым знаниям, имеют четкую гражданскую позицию и понимают, что познание собственной истории — это не заполнение времени для тех, кому нечего делать, а действительно жизненная необходимость для украинского общества. Очевидно, именно здесь след тех, кто будет подпитывать (и уже делает это) новую украинскую бизнес-элиту — ответственную, сознательную и небезразличную. Такую, о которой много говорили на этой встрече.
У нас в государстве рассыпаны «бриллианты», но, во-первых, на них не направлен свет, и потому они не сияют, а во-вторых, система ценностей в стране не направлена на формирование настоящей элиты, потому что мешает современная элита. Драма нашего времени заключается в том, что, в отличие от нас, органы власти в каждой нормальной стране поощряют или хотя бы не топят тех людей, которые являются носителями высоких качеств и нравственных ценностей...», — заметила Лариса Ившина. Главный редактор «Дня» подчеркнула, что настоящую элиту — носителей высоких качеств и нравственных ценностей — можно найти в любой среде. В качестве примера пани Лариса вспомнила село Левки, где местные жители пенсионного возраста бросили вызов Руине и собственноручно заложили парк...
«Элита в Украине, безусловно, существует, — согласен с мнением Ларисы Ившиной Сергей КЛЯШТОРНЫЙ, директор ООО «Алви-Лайн», студент МИМа. — Это самые лучшие черты, которые могут быть присущи украинцу, независимо от того, где он работает и кем является. Элита всегда была и есть, и никакие сверхсложные условия не могут остановить этот процесс воспитания современной элиты. Я считаю, что основным инструментом воспитания элиты является семейное окружение. Я не очень полагаюсь на современное образование, хотя, конечно, есть заведения, которые могут воспитывать элиту. Это, в частности, МИМ, в котором я учусь».
«Мне кажется, что с бизнес-элитой у нас значительно лучше, чем с политической. Если правильно понимать слово «элита», то это активные люди, благодаря которым и развивается наша экономика. Есть несколько мощных источников, которые питают эту среду, — и МИМ среди них. Если, конечно, не возводить бизнес-элиту до десятка фигур, которые на слуху и которых часто называют олигархами», — считает Вячеслав Покотило.
«Творить ответственную и честную бизнесовую элиту нужно лишь на собственном примере. Если человек воспитан, если он имеет определенные жизненные принципы, он будет делать бизнес по-человечески. Если он не такой — то ничего здесь не поделаешь. Если бы у нас была на 80% высоконравственная бизнес-среда, то люди с низкой моралью, попадая в эту среду, подтягивались бы до этих стандартов, ставили бы перед собой более высокую планку. Нравственным людям, как это ни парадоксально, труднее делать бизнес, потому что, возвращаясь к общим законам бизнеса, которые сегодня в Украине являются аморальными, делать что-то моральное — это терять конкурентное преимущество. Нужно быть сознательным и иметь внутренний стержень, чтобы не сбиться, не продать свои убеждения и мораль за возможность получить дополнительный миллион долларов», — говорит Игорь Мовенко.
В целом участники встречи, общаясь с «Днем», неоднократно выражали мнение, что украинским бизнесменам нужно иметь стойкую гражданскую позицию, без которой сложно добиться успеха. Не коммерческого успеха, а того, который оценивается в перспективе. «Под гражданской позицией мы часто понимаем достаточно активную публичную активность, хотя это не совсем так: можно иметь гражданскую позицию и не быть публичным. В наших условиях ведения бизнеса общественная позиция очень крепко связана с политикой. У нас мало места для общественности, которая не является политической. Я уверен, у нас есть много успешных бизнесменов, которые имеют гражданскую позицию, но она не настолько очевидна, потому что туда не направлены прожектора, чтобы заметить этих людей, ведь все внимание сегодня — на политику. Часто гражданскую позицию используют исключительно с целью ведения бизнеса», — считает Вячеслав Покотило. А Сергей Кляшторный вообще не видит такой позиции среди представителей крупного бизнеса. «Я, к сожалению, не вижу гражданской позиции среди большинства представителей так называемого крупного бизнеса. Мне кажется, что гражданская позиция больше присуща представителям среднего бизнеса — людям, которые не имеют какой-то политической заангажированности. Наличие такой позиции является очень важным, потому что людей, которые делают что-то полезное, легче услышать, у них больше возможностей, чтобы выразить свое мнение», — отметил пан Кляшторный.
Примечательно, что на встречу в стенах МИМа пришли не только люди, причастные к бизнес-среде. Например, начать дискуссию относительно современного образования и его роли в становлении современного молодого человека, гражданина предложил Максим Ионов — врач Киевской городской станции скорой медицинской помощи. Также хорошей традицией стало то, что среди аудитории любых акций при участии «Дня», где бы они ни проходили, всегда оказываются студенты Национального университета «Острожская академия». На этот раз в «Сезонах «Дня» участвовал аспирант Острожской академии Юрий Шушкевич, который планирует в будущем стать студентом МИМ-Киев.
Следующая встреча в рамках проекта «Сезоны «Дня» состоится летом. А в течение ближайших двух недель в стенах МИМ-Киев будет проходить фотовыставка «Дня».