Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Булгаковский фестиваль переносится на осень

А новоселье Театра на Подоле откладывается на следующий год
17 августа, 2006 - 00:00
ВИТАЛИЙ МАЛАХОВ ПОСЛЕ БУЛГАКОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ СОБИРАЕТСЯ ОТКРЫТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ СОКРОВИЩА УКРАИНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Виталий Малахов — из тех людей, которым, как говорится, спокойно не живется. Художественный руководитель Киевского театра на Подоле постоянно в движении, творческих поисках, творческих идеях, планах, мечтах… Фестиваль имени Михаила Булгакова, цель которого — вернуть художника Киеву, также рожден благодаря творческим усилиям Виталия Ефимовича. 15 сентября стартует уже третий Булгаковский фестиваль. Каким он будет в этом году и о новоселье «подольцев» — об этом наш разговор с В. Малаховым.

— Традиционно Булгаковский фестиваль проходит в июле. Когда он не открылся, то по городу поползли слухи, что у феста определенные трудности и вообще этот творческий проект могут закрыть. Что произошло? Будет ли нет в этом году фестиваль?

— Как писал Пушкин: «Лучше стихи без плана, чем план без стихов». Вообще мы долго придерживались идеи открыть фестиваль 21 июля, как это было два предыдущих года. Но, действительно, возникли проблемы. Наш фестиваль не имеет своего помещения. Предыдущие разы он проходил на территории Гостиного двора (Контрактовая площадь). В этом году некоторые проблемы возникли именно с этой площадкой, и у нас нет возможности поставить там свою конструкцию (построить сцену, поставить навес и стулья). Мы долго искали какую-то оригинальную площадку для проведения фестиваля и нашли внутренний дворик замка Ричарда. Все киевляне знают об этом здании, однако почти никто в нем не был, ведь с 1986 года замок закрыт для посетителей... Нынешний хозяин этого помещения с пониманием отнесся к нашим творческим поискам. Это здание настолько интересное и неординарное, что показывать его в недоделанном виде очень бы не хотелось, поэтому сейчас там продолжается реконструкция. На это нужны определенные средства и время. Кроме того, некоторая задержка возникла с отдельными творческими коллективами. В программе феста у нас заявлены Русская драма и испаноязычный театр из Германии. Их творческие графики не совпали с нашим фестивалем, а мы хотели бы презентовать их спектакли. Следовательно, открывать фестиваль в несовершенном помещении без участия отдельных актеров, на мой взгляд, не имеет смысла. Поэтому — лучше уж подождать...

В прошлый раз у нас было два спонсора — «Альфа-банк» и компания «Таврия». С последним планируем сотрудничать и в этом году. Год был непростой для страны и в связи с политической, экономической ситуацией нас просили подождать с фестивалем, но пообещали денежную поддержку. Пока есть только государственное финансирование, что составляет приблизительно треть прошлогодней сметы... Однако основной вопрос — это, в первую очередь, помещение: фестиваль должен иметь свой дом. Если бы мы сняли какое-то помещение, то только аренда забрала бы все деньги. Кроме того, я сознательно решил сделать третий фестиваль более камерным. У нас есть интересные планы. Идут переговоры с настоящими «звездами», например, Бьерк, которая очень любит творчество М. Булгакова. Мы с ней переписываемся... Мне хочется пригласить на открытие нашей основной сцены Театра на Подоле (на Андреевском спуске) в 2007 году выдающихся мастеров из разных стран, объединяя таким образом два события (новоселье и фестиваль), сделав действительно масштабное зрелище. Поэтому нынешний Булгаковский фестиваль является своеобразным переходным периодом. Мы бережем силы и средства для следующего года. Однако я гарантирую, что программа, которую мы покажем в сентябре в замке Ричарда не оставит безразличными зрителей...

— Два года фестиваль имел четкую концепцию — чтение произведений Михаила Булгакова. Каким он будет сейчас?

— Концепция останется неизменной — на этот раз фестиваль будет посвящен произведению М. Булгакова «Дон Кихот». Мы считаем, что обращаемся к этому тексту вовремя, поскольку 400 лет назад вышел первый том «Дон Кихота» Сервантеса. Булгаков написал свое произведение на известный сюжет. Кстати, Театр им. Леси Украинки готовит премьеру, а отрывки из этого спектакля мы покажем на нашем фестивале. В следующем году, возможно, вернемся к более масштабным произведениям писателя. Есть, например, идея раскрыть тему «Булгаков — комедиограф»...

— Считаете ли вы Булгаковский фестиваль своеобразным брэндом, насколько широкий резонанс он получил среди украинской зрительской аудитории и за границей?

— Сам М. Булгаков является большим брэндом. Во всяком случае мы приложим максимум усилий, чтобы фигура нашего земляка, известного писателя стала неотделима от Киева — ведь художников такого уровня, как Михаил Афанасьевич не так уж много. Кстати, в Лос-Анджелесе открылся филиал Булгаковского фестиваля и нас пригласили на открытие. А поехать не сможем из-за отсутствия средств... Я считаю, что нам нельзя распыляться, потому что нужно готовиться к следующему году, чтобы иметь возможность удивить киевлян и гостей нашей столицы не только новым помещением Театра на Подоле, но и интересной программой.

— Какие зарубежные коллективы и актеры должны участвовать в нынешнем фестивале?

— Планируется участие испанского театра, должны приехать гости из Канады, Америки и Великобритании. Мы ждем популярных российских актеров Филипенко, Дмитриева, которые традиционно приезжают на наш фест. Мы пригласим ведущие украинские коллективы, талантливых актеров, режиссеров. Так знаменитые Эдинбургский и Авиньйонский фестивали делались не для иностранцев, а для своих зрителей. Только со временем иностранцы, заинтересовавшись, стали туда приезжать. Поэтому также нужно научиться уважать и культивировать свое искусство — делать фестивали для себя... Нам есть чем гордиться. Например, я как режиссер, сотрудничаю с актерами Русской драмы, с театральной компанией «Бенюк и Хостикоев» — они ничуть не хуже, а даже сильнее, чем разрекламированный Александр Домогаров, о котором СМИ очень много пишут... Я считаю, что нам следует поучиться, как «поднимают на щит» своих художников россияне. Поэтому в следующем году хочу положить начало работе с представителями театральной критики и СМИ в направлении популяризации украинских художников. Считаю, что рецензенты должны не ругать и унижать режиссеров и актеров, а направлять зрителя, помогать ему разобраться в своих вкусах и зрительских приоритетах. Кстати, в Москве хорошие спектакли — дефицит, в отличие от нас. Нужно уважать в первую очередь себя, тогда нас будут уважать в мире.

— Для того, чтобы фестиваль имел значительную перспективу развития, нужно ли постоянно вносить творческие инновации?

— Следует действовать в двух направлениях — нарабатывать традицию и вносить определенные изменения — то, что мы называем «фишками». По большому счету, следует привозить хорошие спектакли, а для этого необходимо планирование за год, система финансирования и люди, которые будут заниматься только продюсированием. Должны также работать эксперты, которые бы просматривали спектакли до того, как они будут попадать на фестиваль. Ведь пригласить много коллективов — не проблема, основное — это презентовать публике качественный творческий продукт...

Я приглашаю зрителей на Булгаковский фестиваль. Послушать гениальные тексты писателя, посетить удивительный замок Ричарда, поддержать, на мой взгляд, достаточно удачную идею чтений. Мне кажется. что киевлянам нужно время от времени отрываться от клипов, попадать в другой ритм жизни и задумываться над вечными вопросами, которые поднимает М. Булгаков в своих произведениях.

— Чем планируете удивить зрителей Театра на Подоле в будущем сезоне?

— Хочу серьезно заняться украинской драматургией. За два года я докажу, что у нас есть своя прекрасная драматургия — это сокровище! Уже нашел прекрасных современных украинских авторов. Например, в Киеве шекспировская «Ромео и Джульетта» идет на шести столичных сценах, — это, конечно, хорошо. Однако у нас есть и своя классика. Так Юрко Покальчук для Театра на Подоле написал пьесу по роману Панаса Мирного «Хіба ревуть воли, як ясла повні». Это колоссальный материал, «целый Шекспир»! Есть и другие прекрасные тексты... нужно только их «откопать».

Елена ВАРВАРИЧ, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ